Научное творчество – дело сугубо самостоятельное. Относится это и к выбору темы исследования. Некоторых молодых ученых на первых этапах направляют научные руководители. Но аспирантура быстро закончится – и подсказывать будет некому. Поэтому лучше сразу привыкать планировать исследования без посторонней помощи. Редакция журнала «Молодой ученый» поможет вам в выборе тем ваших будущих статей. Представляем 7 стратегий, успешно используемых на практике.
Приведенные примеры публикаций соответствуют обозначенным стратегиям лишь с точки зрения редакции. Истинные мотивы авторов могут отличаться.
Стратегия 1. Следование интересам
Суть . Автор выбирает проблему, которая вызывает у него искренний интерес, и пишет о том, что наболело. Очевидно, что проблема эта должна вписываться в вашу научную область. Хотя междисциплинарные исследования тоже не возбраняются.
Преимущества | Недостатки |
процесс изучения литературы по теме
доставляет удовольствие;
в статье твердо обозначена точка зрения автора; в статье возможна полемика с приверженцами иных воззрений на проблему, что дает научную новизну. |
на начальном этапе научного пути определенные интересы могут отсутствовать. |
Кому подходит : студентам и аспирантам, занимающимся наукой ради науки, а не в силу необходимости.
Стратегия 2. Описание практического опыта
Суть . Автор берет кейс из собственной трудовой или предпринимательской деятельности, описывает его и ставит на теоретическую основу. Как вариант, это может быть обзор нескольких схожих случаев.
Преимущества | Недостатки |
автор точно понимает, о чем пишет;
статья оригинальна в смысловом аспекте; исследование носит прикладной характер и не выглядит пересказом чужих точек зрения; проще обосновать практическую ценность результатов. |
молодому ученому непросто отличить
ценный и актуальный случай от рядового;
могут возникнуть трудности с подбором теоретической базы. |
Кому подходит : практикам, которые успели поработать в своей сфере, а после этого занялись наукой; студентам, которых на производственной практике подпускают к реальной работе; людям, желающим показать свою экспертность.
Пример : Исследование влияния вскрышных пород на техносферную безопасность при добыче полезных ископаемых .
Стратегия 3. Развитие темы курсовой работы
Суть . Автор берет уже сданную и оцененную работу (свою, разумеется) и облекает ее в форму научной статьи. Возможны варианты с минимальной доработкой (описанием объекта и предмета исследования, научной новизны, теоретической ценности) или с развитием темы вглубь.
Преимущества | Недостатки |
нет необходимости придумывать тему;
удачная работа не отправляется в стол; у автора вырабатывает привычка углубляться в уже изученную тему. |
курсовая работа может быть сугубо
академической и не иметь научной
ценности;
список источников КР нередко изобилует учебниками, которые в научных статьях не приветствуются; молодому ученому сложно внести новизну в хрестоматийную тему. |
Кому подойдет : студентам-отличникам, подходящим к написанию курсовых работ с исследовательской позиции; студентам, вынужденно пишущим научные статьи.
Пример : Моделирование потока заявок в вычислительной системе .
Стратегия 4. Заимствование из дипломного проекта
Суть . Усовершенствованная стратегия №3.
Особенности . Дипломный проект, как правило, пишется на более актуальную тему, имеет сильную практическую составляющую. Выпускники заботятся о его уникальности, теоретической или практической ценности, нередко в выводах предлагают собственные идеи. То есть качество ВКР на порядок выше, чем курсовой, соответственно, имеющийся материал более достоин публикации.
У будущих исследователей часто наблюдается преемственность тем работ: от курсовой – к диплому, от диплома – к кандидатской диссертации.
Кому подойдет : любому дипломнику, который пишет выпускную квалификационную работу. После защиты стратегия не используется, поскольку многие вузы выкладывают тексты дипломов на сайтах, что приводит к утрате уникальности и растаскиванию фрагментов.
Пример : Повышение эффективности строительного производства на примере деятельности ОО «Монолитстрой» .
Стратегия 5. Углубление в недавно пройденную тему
Суть . Автор выбирает тему, которая освещалась на занятиях на академическом уровне, и разрабатывает ее вглубь. Отчасти здесь наблюдается пересечение со стратегией №1, поскольку из всего учебного плана лучше выбрать тот вопрос, который вызывает интерес.
Преимущества | Недостатки |
круг выбора относительно очерчен;
возможность самостоятельно разобраться в сложном вопросе. |
сложность в обосновании актуальности;
ограниченность выбора широко изученными вопросами; высокий риск отсутствия теоретической и практической ценности результатов. |
Кому подойдет : начинающим исследователям без опыта.
Пример : Лишение родительских прав: понятие и основания .
Стратегия 6. Подстройка под тему конференции
Суть . Автор определяет тематическую направленность конференции, в которой намерен участвовать, и связывает ее со своей областью исследования. Их пересечение становится темой будущей статьи.
Преимущества | Недостатки |
целенаправленный выбор темы;
реальная возможность сформулировать актуальную проблему; практика подбора темы под заказ (пригодится для научно-исследовательской работы в будущем). |
необходимость четко понимать содержание своей области исследования; риск не найти пересечений из-за недостатка опыта. |
Кому подходит : молодым ученым, имеющим опыт в написании научных работ и стремящимся обратить на себя внимание научного сообщества.
Стратегия 7. Помещение популярной темы в новый контекст
Суть . Автор изучает последние публикации в профильных журналах и выясняет, какие проблемы сейчас активно исследуются в его области. Выбрав одну из них, он подбирает нестандартный контекст, который придает теме уникальность и новизну.
Преимущества | Недостатки |
глубокое погружение в свою область
исследований;
возможность быть в тренде научной мысли; формирование привычки создавать новое на основе известного; гарантированная научная новизна работы. |
трудоемкость (предполагается двойное
исследование);
требуется опыт научной работы. |
Кому подойдет : опытным и трудолюбивым исследователям, готовым тратить время на выявление актуальных тенденций.
Пример : Очерк философских и социологических основ журналистики. Введение .
Заключение
Решая вопрос, какую стратегию избрать, рекомендуем ответить на несколько вопросов:
- Зачем Вы пишете статью: хотите этого сами (1, 2, 7), вынуждает учебный план (3, 4 или 5) или необходимо отметиться на конференции (6)?
- Кто Вы в большей степени: теоретик (1, 3, 4, 5, 6) или практик (2 или 7)?
- Сформировались ли Ваши научные интересы (1, 2, частично 5, 6, 7) или Вам пока безразлично, о чем писать (3, 4, отчасти 5)?
- Есть ли у Вас заготовки для будущей работы (2, 3, 4) или Вы намерены создавать статью без опоры на что-либо (1, 5, 6, 7)?
- Предпочитаете ли Вы идти по знакомому пути (2, 3, 4, 5) или готовы погрузиться в новую тему (1, 6, 7)?
Стратегии можно успешно комбинировать. Например, связать практический опыт с теоретической частью курсовой работы. Получившуюся статью в дальнейшем можно развить до ВКР, а это уже синергетических эффект от комбинации стратегий.
Также рекомендуем прочитать
Обзор лучших статей «Молодого ученого» №32 (322)
Вышел в свет новый номер научного журнала «Молодой ученый». Мы продолжаем анализировать мета-данные, которыми начинающие исследователи сопровождают свои работы. Вновь будут отмечены лучшие названия, аннотации, ключевые слова, введения и заключения. Также авторы получат несколько полезных рекомендаций по совершенствованию навыков написания научных статей.
Процесс публикации научной статьи
В этой статье мы подробно расскажем, как происходит публикация научной статьи в журнале «Молодой ученый». Ничего не скрывая, покажем весь процесс — начиная с отправки статьи в редакцию и заканчивая получением бандероли с глянцевым печатным экземпляром журнала.
Как сформулировать ключевые слова научной статьи
Часто авторы статей недооценивают важность ключевых слов, считая, что это просто одно из формальных требований редакции. Это неправильно. Потратьте полчаса на вдумчивое составление ключевых слов — и ваша статья привлечет гораздо больше заинтересованных читатей.
Обсуждение