Бэкграунд
Конечно, английский я знаю объективно неплохо. Языковой барьер сломал еще ребенком. В детстве жил некоторое время с родителями в азиатской стране. Соседями по площадке была семья из Канады с ребенком. Больше детей в округе не было, так что мы с ним каждый день тусили то у нас, то у них, и играли в машинки, солдатиков и т.д. Он, само собой, русского не знал совсем, а я как раз начал учить английский в школе. Поэтому как-то объяснялись на инглише. Думаю, именно тогда языковой барьер и ушел полностью — с тех пор никогда не боялся говорить на английском.
Потом как-то язык постоянно присутствовал так или иначе. В юности слушал классический рок и разбирал тексты любимых песен. Увлекался IT, разбирался с линуксом и читал бесконечные мануалы. Фильмы с титрами смотрел. Студентом записался на годичные курсы английского, ни разу не пожалел — именно там разобрался с артиклями, временами и прочим. Повезло с преподавателем, помню какие-то вещи чуть ли не дословно с тех занятий.
Несколько лет назад сдавал TOEFL для учебы в США. Проходной балл по тесту был не слишком высокий, поэтому готовился не слишком плотно, сдал без проблем. Полгода учился в Калифорнии, потом несколько месяцев был internship.
В общем, бэкграунд был хороший, и я понимал, что вполне можно сходу замахнуться на 8.0. Цель была именно такая, хотя хватило бы и 7.5. Я думаю, именно такая постановка цели — не минимальной, а максимальной — помогла. Если стараться всеми силами зацепить минимально необходимый результат, то велик шанс где-то чуть-чуть не дотянуть. А если сразу целить выше — то, даже если где-то не дотянешься, будет запас.
Времени на подготовку дал себе полтора месяца. Четкий дедлайн важен, т.к. отлично мотивирует и позволяет правильно спланировать время и распределить силы. Готовился достаточно плотно. Сначала думал пойти сдавать сразу, без подготовки вообще. Но нет. В первом пробном Listening из книжки, к примеру, я сделал 10 ошибок. А на первой тренировке Speaking, когда получил карточку с Task 2, за минуту банально не смог придумать, о чем рассказывать. Поэтому подготовка очень важна, даже с уровня Advanced. Ниже — подробнее о том, как я готовился по каждому из блоков IELTS.
Также рекомендуем: Как изучать иностранные языки
Listening
К первым двум секциям — Listening и Reading — я готовился полностью самостоятельно, без помощи преподавателей. Идеальный ресурс — книги Cambridge University Press. Пробные тесты по структуре, специфике, по всем особенностям совершенно идентичны реальным. Когда я сдавал реальный тест, даже голос, который читал инструкции к тесту, оказался хорошо знакомым — то есть озвучивают одни и те же люди. Форматирование страниц тоже полностью совпадает. Соответственно, если дома сделать пару десятков пробных тестов, на экзамене будет чувство, что занимаешься чем-то хорошо знакомым. Это важно.
Каждую неделю я успевал делать по 2-3 теста. Печатал нужные странички из книги (как будто это экзаменационный буклет). На каждый тест печатал настоящий бланк Answer Sheet (их легко скачать в формате pdf). Звук старался слушать не в наушниках, а через динамики. В общем, максимально повторял атмосферу экзамена.
В процессе научился эффективно размечать задания карандашом. Это, как оказалось, большой плюс бумажного IELTS перед компьютерным TOEFL. За 30 секунд, которые даются перед каждый блоком вопросов, можно сделать удивительно много. Во-первых, подчеркнуть ключевые слова, по которым можно ориентироваться. Во-вторых, определить тип ответа (число, фамилия/имя, вопрос на спеллинг, существительное, глагол и т.д.). Часто получается предугадывать даже конкретные ответы или, по крайней мере, синонимы. Если правильно сделать разметку, слушать значительно легче — речь, которую вы слушаете, приобретает понятную структуру. Вычленять ответы становится гораздо удобнее.
Но самое-самое важное в Listening — это концентрация. Нужно 40 минут думать исключительно о том, что вы слушаете и не давать мозгу отвлекаться на другие мысли. Отвлечетесь на пару секунд — и все, потратите еще минуту, чтобы понять, где сейчас находитесь, а какие вопросы уже пропустили.
Также рекомендуем: Как усадить себя за научную статью? Секреты продуктивности
Конечно, важно развивать навык аудирования. То есть — как можно слушать. В эти полтора месяца я постарался окружить себя английским везде, где возможно. На пробежках вместо музыки я слушал исключительно подкасты на английском. Несколько рекомендаций:
- ESLPod . Самый знаменитый и крутой подкаст для изучающих английский от Джефа МакКуиллана. Начинал с него, но было слишком легко, мало нового для меня. Для уровней Intermediate — Upper Intermediate отличный вариант.
- English Cafe . Тоже проект Джефа МакКуиллана, только не о самом языке, а об американской культуре. Любопытно, хотя немного не хватает динамики, на мой вкус.
- Bob & Rob Show . Еще один отличный вариант для ESL-студентов. Боб — американец, Роб — бритиш. Слушал с удовольствием. Изюминка подкаста — рубрика “Both Sides of the Pond”, где они обсуждают разницу между британским и американским английским.
- IELTS Energy . Динамичный и полезный подкаст, ведут две американки. Местами многовато рекламы их вебинаров и всяких платных сервисов, но отличного контента очень много. Мне было интересно, как они задавали друг другу вопросы из карточек Speaking, отвечали и комментировали сами себя по критериям IELTS.
На каком-то этапе подкасты именно про изучение английского и IELTS надоели, и я стал слушать обычные подкасты на английском, искать интересные именно по контенту. Если уровень языка позволяет — это killing two birds with one stone, конечно. И слушать интересно, и listening автоматически прокачивается. Из последних находок — подкаст "Dear Sugars", про всякие сложные ситуации в отношениях между людьми. Прекрасный язык, отличная дикция обоих ведущих, слушаю и после экзамена. Дома часто включали BBC World. Полезно для того, чтобы привыкнуть к британскому произношению. Ну и опять же — контент очень интересный. У BBC много всяких станций, рекомендую из них именно World.
Reading
Конечно, и тут главный помощник — кембриджские книжки. Просто брать пробные тесты и делать по очереди. С Reading у меня как-то сразу все получалось без проблем, поэтому тренировался по остаточному принципу. Но все равно тестов 6-7 пройти успел.
Я читаю на английском достаточно быстро, поэтому никакие специальные техники, которые советуют для экзамена (scanning, skimming и т.д.), не применял. Легко успевал прочитать текст полностью и понять все, о чем там говорится. Потом уже, отвечая на вопросы, возвращался к конкретным местам и находил ответы.
Самое сложное, наверное, это вопросы True/False/Not Given. Но у тех, кто знаком с формальной логикой, тут проблем не возникнет, все понятно. Главное правило такое — если факт прямо не упоминается в тексте, то это Not Given. Будьте осторожны с фактами, о которых вы знаете сами. Есть соблазн поставить True чему-нибудь вроде «Курение вредит здоровью». Но, если в тексте говорится только об ограничении курения в общественных местах, это будет Not Given.
Как и в Listening, надо делать все спокойно и внимательно. В пробных тестах я часто делал дурацкие ошибки — например, вместо “corporate newsletters” мог написать “corporate newspapers”. Хоть смысл и тот же, но это ошибка. К счастью, в Reading вопрос спеллинга не стоит — достаточно просто правильно переписать слова из текста в ответ. Но именно из-за того, что это так легко, можно сделать случайную ошибку.
И, снова как в Listening, важно создать англоязычное окружение. Интерфейс всех программ на ноутбуке и приложений в телефоне у меня и так всегда на английском, так мне удобнее. Старался читать, например, новости о футболе на английском. И интересно, и полезно. Понятно, это может быть не только футбол, но и все что угодно. Любите готовить — ищите рецепты на английском. Заболело колено — почитайте рекомендации на англоязычном сайте. Художественные книги мне лично читать на английском тяжеловато, но вот жена, к примеру, читает с удовольствием. Так что тоже хороший вариант.
Writing
А вот тут уже без опытного преподавателя не обойтись. Важно, чтобы это был именно специалист по IELTS. Мне очень помог Чарли — https://ieltscharlie.com/ . Стоят его услуги достаточно дорого, $29 за каждое эссе (хотя есть пакеты, так получится чуть дешевле). Но уровень детализации обратной связи — потрясающий. На каждое свое эссе я в течение трех дней получал фидбэк на 6 (!) страниц:
- Комментарии по тексту эссе (удачный и неудачный выбор слов, referencing, cohesion; плюс грамматика, конечно);
- Подробные комментарии к каждому абзацу — по паре абзацев на каждый абзац эссе;
- Баллы по каждому критерию: Task Response, Coherence and Cohesion, Lexical Resource, Grammatical Range and Accuracy;
- Подробные рекомендации по каждому критерию в привязке именно к моему эссе — что можно было бы сделать, чтобы повысить балл;
- Модельное эссе на данную тему.
Я старался каждую неделю писать по 2-3 письма и эссе с соблюдением тайминга (60 минут на все, четко и без исключений) на бланках IELTS (тоже легко найти в pdf). Самые лучшие свои эссе отправлял Чарли. Каждый раз ждал балла 7.5 или 8.0 — ведь это были самые лучшие эссе! Чарли, как правило, ставил 6.5. Я ужасно расстраивался и садился разбирать его рекомендации. Так, постепенно, все стало понятно, и эссе стали писаться уже легко и непринужденно.
С Task 1 (письмо) больших проблем не было. Благодаря стажировке в США опыт переписки большой. Было сложновато только с формальными письмами. В Америке мало кто использует формулировки вроде “Dear Sir or Madam” или “Faithfully yours”. Поэтому с формальными фразами пришлось потренироваться отдельно, что-то выучить. К счастью, на экзамене повезло — попалось неформальное письмо другу.
Для тренировки писем могу посоветовать найти пенпала. Я, честно говоря, думал, что сайты поиска penpals остались в начале двухтысячных, но нет — оказалось, что сайты очень даже живые, людей там много и они активные. В частности, понравился сайт https://www.interpals.net/ . Формальные письма тоже можно потренировать — просто искать поводы и писать их. Напишите в техподдержку какого-нибудь сайта, например, задайте вопрос, пожалуйтесь на баг или поблагодарите за отличный продукт. Если ездили куда-то в путешествие (даже год назад), напишите письмо в отель с подробной благодарностью. И хорошее дело, и практика!
Как в Task 1, так и в Task 2, очень важно сначала планировать, а потом писать. На Task 2 из 40 минут стоит потратить на планирование как минимум 5 минут. Я постепенно дошел вообще до формата 10-25-5. То есть целых 10 минут я готовил план эссе, 25 минут писал и 5 минут проверял. Я делал максимально подробный план обоих body paragraphs: topic sentence, аргументы, примеры. Отдельно выписывал списочек синонимов ключевых слов, которые можно использовать по тексту, потом удобно просто брать и подставлять тот или иной синоним. С таким детальным планом уже не надо задумываться о смысловой части эссе, поэтому можно спокойно выбирать подходящие грамматические конструкции (их должно быть много разных). Введение и заключение практически не планировал — т.к. там больше механическая работа по перефразированию задания.
Отдельный челлендж — писать от руки. С карандашом и ластиком у меня вообще отношения не сложились, поэтому мне оказалось удобнее писать ручкой. В части Writing на IELTS это разрешается. У меня всегда был четкий подробный план, поэтому я писал практически по готовому — и обходился без больших правок. Если все-таки что-то приходилось зачеркнуть — нет проблем, за это баллы не снижают. Главное, зачеркивать плотно, прямо закрашивать ручкой слова, чтобы экзаменатор точно понял. Хотя в 2018-м в Москве и Питере появились компьютерные тесты. Стоят подороже, но Writing на клавиатуре этого стоит, я думаю.
Speaking
Как и в части Writing, здесь совершенно невозможно обойтись без обратной связи от опытного преподавателя. Мне кажется, что, если есть возможность, лучше заниматься не по скайпу, а оффлайн — приближать тренировочные условия к “боевым”. Если в вашем городе есть курсы подготовки к IELTS, найдите преподавателя и договоритесь об индивидуальных занятиях. Носитель здесь совсем не обязателен, мне кажется, — даже экзаменаторы не всегда носители. Опытный русскоязычный преподаватель, который знает специфику IELTS, отлично поможет подготовиться. Мне повезло, я нашел отличного преподавателя, один-два раза в неделю тренировали с ней Speaking по карточкам IELTS.
Один раз, буквально за несколько дней до теста, позанимался с британским преподавателем на italki , больше для уверенности в себе. Очень помогло. Роб убедил меня в том, что я говорю отлично и обязательно получу нужный балл. Ищите на italki профиль Rob IELTS . Отличный парень, искренне его рекомендую.
Дополнительно можно тренироваться и самому. Я пробовал использовать диктофон — вполне рабочий вариант. Потом можно себя послушать и сделать выводы. Можно практиковаться с женой/мужем или другом — от него требуется только зачитывать вопросы из карточки и иногда засекать две минуты. Еще здорово помогало разговаривать дома на английском. Мы, например, договорились, что каждый день за ужином у нас в семье общение происходит только на английском, было весело и полезно.
И еще некоторые важные моменты про Speaking.
Отвечать на все вопросы надо развернуто и подробно. Ответы должны иметь структуру: какая-то вводная фраза (вроде “Yes, I absolutely agree with that!”), суть ответа с примерами, закругление (краткий вывод).
Очень помогает использование storytelling, то есть можно вспоминать и рассказывать какие-то случаи из жизни, подходящие по теме. Иногда без этого очень сложно. Например, как-то на подготовке мне попался Task 2 с вопросом «Опишите какое-нибудь домашнее животное». Если взяться говорить в целом о собаках или кошках, скорее всего не хватит словарного запаса: слова вроде «рост в холке», «шерсть», «подшерсток», да и названия пород, — это все редкие слова. Поэтому я рассказал о том, как у меня была собака в детстве, как мы с ней гуляли, играли, что я чувствовал и т.д.
Идиомы — тонкий вопрос. Говорят, что для высокого балла идиомы в речи нужны. Но, если вставить заученную идиомы искусственно, в неправильном контексте, это не только не повысит балл, но может и снизить. Вообще, в критериях оценки сказано не “idioms”, а “idiomatic language”. То есть, иными словами, язык должен быть богатым и естественным.
И самое главное, что говорил мне Роб: “Examiner is your friend”. Экзаменатор хочет поставить вам максимально возможный балл, он на вашей стороне. Просто он ограничен критериями и правилами оценивания. У экзаменатора нет задачи завалить вас, наоборот, он будет только рад поставить балл повыше. Дайте ему эту возможность! Улыбайтесь, будьте дружелюбны и говорите естественно, не стесняйтесь проявлять эмоции, помогать себе руками.
День экзамена
Главное в день экзамена — это, конечно, справиться с нервами. Выучить уже ничего не получится, повторять фразовые глаголы с утра точно бессмысленно.
Обязательно надо хорошо выспаться, 9-10 часов будет оптимально. Заранее продумайте логистику — на чем доехать, где запарковаться или как дойти от остановки, с какой стороны вход и т.д. Какая-то неожиданная мелочь может все испортить.
Самое неприятный этап — это время ДО начала теста. Нас по одному регистрировали, снимали отпечаток указательного пальца и заводили в аудиторию для тестирования. Я зашел за 40 минут до начала — и все. Нельзя не только выйти в туалет — даже со стула встать нельзя. Сидишь, смотришь на часы на стене и накручиваешь себя. Это ужасно. Помогло то, что я немного умею медитировать — сел прямо, закрыл глаза и погрузился в себя. Минут 20 так провел, успокоился и настроился. Можно размяться, потянуться прямо на стуле — хотя бы руки, шею. Или понаблюдать за другими — кто во что одет, кто на сколько лет выглядит. Главное — как-то отвлекаться и не стопориться в напряжении.
На каждом столе у нас лежали два карандаша, ластик и бутылка воды. Поэтому, вообще говоря, можно с собой ничего не брать. Но я взял все с собой и не пожалел. У меня было два новых (хороших, дорогих) карандаша, ластик, точилка и любимая ручка (для эссе). Писать хорошим острым карандашом привычной модели гораздо приятнее, чем тупым и непредсказуемым. Мелочей не бывает, инструменты важны.
В туалет оптимально выйти во время части Reading. Во время Listening выйти никак нельзя, т.к. останавливать запись никто не будет. Отрывать от себя драгоценные минуты во время Writing тоже неправильно. А Reading можно сделать чуть быстрее, чем за 60 минут. Только важно помнить, что в последние 10 минут до сдачи ответов выходить нельзя. Я об этом не знал, к сожалению.
Вывод
В целом, с хорошего уровня за месяц-полтора подготовиться к IELTS и хорошо его сдать совершенно реально. Нужно просто потратить на это время и деньги. Важно внимательно разобраться в специфике теста, в каких-то мелочах, которые могут сыграть критическую роль. И, конечно, многое зависит от преподавателей, без них сдать Writing и Speaking на высокий балл трудно.
Также рекомендуем: Как молодому кандидату наук переехать в Канаду
Желаю удачи, пусть все получится!
Также рекомендуем прочитать
Что такое PhD
PhD – это аббревиатура, которая расшифровывается как «доктор философии». Это высшая академическая степень, присуждаемая в ряде зарубежных стран. Ее получает выпускник третьего уровня высшего образования (по Болонской системе), подготовивший и защитивший диссертацию.
Как смартфон может облегчить жизнь студенту
Смартфоны стали незаменимой частью нашей жизни, но используем ли мы их возможности по максимуму? Редакция «Молодого ученого» подготовила подборку из 68 мобильных приложений, которые упростят и ускорят выполнение многих задач в жизни студента. Хотя, не только студента :)
Как изучать иностранные языки
Для многих из нас иностранный язык — недосягаемая высота, которую никак не получается покорить. Мы мечтаем овладеть языком за пару месяцев и расстраиваемся, когда полученных знаний хватает только на то, чтобы представиться и заказать номер в гостинице. Или учим иностранный язык десятилетиями, но будто топчемся на месте. Знаем наизусть всю грамматику, но не можем «разговориться». Читаем Хемингуэя в оригинале, но не понимаем «Шерлока» без дубляжа.
Обсуждение