Место федеральных университетов в российском образовании 1071
Вторая половина учебного года набирает обороты. Для одиннадцатиклассников пришла пора задуматься, куда всего через несколько месяцев подавать документы для получения высшего образования. О выборе профессии говорят повсеместно, но о том, где ее получать, упоминают вскользь. Обычно используют такие критерии, как:
- Москва – неМосква;
- государственный – частный;
- престижный – непрестижный.
Но что понимать под престижным вузом? Некоторые считают, что только столичные ФБГОУ соответствуют этому термину. Это слишком узкое представление. В других городах страны тоже присутствуют организации, входящие в образовательную элиту.
Редакция «Молодого ученого» ранее знакомила вас с основными видами учебных заведений , существующих в России. Сегодня мы открываем цикл статей, в которых расскажем об отдельных категориях вузов, дипломы которых действительно высоко котируются на рынке труда.
Статусы вузов в России
Согласно статье 24 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, отдельным российским вузам присваивают особые категории:
- Классические университеты. Таковых у нас только два – МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ. Они подведомственны Правительству РФ и вместо ФГОС устанавливают и реализуют собственные образовательные программы.
- Федеральные университеты. Их у нас 10: они есть в каждом федеральном округе, кроме Центрального. Создаются такие вузы для комплексного развития регионов.
- Национальные исследовательские университеты. Такой статус присваивают действующим вузам, если они готовят кадры для обеспечения приоритетных направлений деятельности (экономической, научной, высокотехнологичной). Сейчас их 29.
Не упомянуты в этой статье опорные вузы в количестве 33 штук – объединения лучших учебных заведений субъекта РФ. Они получают особую государственную поддержу благодаря тому, что ориентированы на развитие местных рынков труда.
Что такое федеральный университет
Федеральные университеты создаются в России с 2006 года. К моменту издания Указа Президента от 07.05.2008 № 716 уже существовало две такие организации – в Сибирском и Южном округах, которые доказали эффективность нововведения.
Согласно Указу, ФУ необходимы стране, поскольку они:
- содействуют интеграции экономики, образования и науки;
- обеспечивают кадрами инновационные секторы экономики;
- гарантируют наиболее высокое качество образовательного процесса;
- демонстрируют выдающиеся технологические и исследовательские разработки.
Модернизация высшего образования, предполагавшая создание федеральных университетов, заключалась в реорганизации лучших действующих вузов путем их объединения. Исключение составляет только БФУ, в состав которого вошла единственная образовательная организация.
Категория «федеральный университет» присваивается бессрочно. Подтверждать свой статус в дальнейшем вузу не требуется.
Отличительные черты федеральных университетов
Рассмотрим, чем же на практике отличается данная категория образовательных организаций. С учетом того, что образовались почти все они путем объединения и без того немаленьких вузов, первая их характерная черта – это масштаб.
ФУ располагают внушительной материально-технической базой: несколькими зданиями, нередко находящимися в разных городах, студгородками, лабораториями. Число их преподавателей измеряется тысячами человек.
Но примечательны федеральные университеты не только размером:
- Большая часть создана по указам Президента РФ (первые два и последний – по распоряжениям Правительства).
- Ректоров в силу пункта 4 части 1 статьи 51 ФЗ №273 назначает Правительство РФ. Выборы их не предусмотрены, однако срок полномочий ограничен пятью годами.
- Стабильно проводят модернизацию в соответствии с утвержденными программами.
- Предлагают широкий выбор образовательных программ по разным направлениям обучения.
- Учитывают в работе предложения региональных органов власти.
- Строят образовательные программы на основе региональных программ социально-экономического развития.
- Участвуют в важных для страны научных проектах.
- Получают финансирование на нескольких уровнях (федеральном, региональном, местном).
Обучение в федеральных вузах более приближено к практике. Поскольку программы учитывают специфику социально-экономической жизни региона, выпускники выходят более подготовленными к реальной работе. Они не испытывают диссонанса при столкновении академических знаний и профессиональных реалий.
Коротко о каждом
На сегодняшний день в России действуют 10 федеральных университетов. В Центральном ФО их нет. В четырех округах присутствуют по одной такой организации, в трех – сразу по две.
Федеральный округ | Федеральный университет | Когда создан | Основание | Города |
Сибирский | СФУ | 2006 | Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2006 №1518-р | Красноярск |
Южный | ЮФУ | 2006 | Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2006 №1616-р | Ростов-на-Дону, Таганрог |
КФУ имени В.И. Вернадского | 2014 | Распоряжение Правительства РФ от 04.08.2014 №1465-р | Симферополь, Ялта | |
Уральский | УрФУ | 2009-2011 | Указ Президента РФ от 21.10.2009 №1172 | Екатеринбург |
Приволжский | КФУ | Казань, Елабуга | ||
Дальневосточный | ДВФУ | Владивосток, Уссурийск | ||
СВФУ | 2009-2010 | Якутск | ||
Северо-Западный | САФУ | 2010-2012 | Архангельск, Северодвинск | |
БФУ | 2010 | Указ Президента РФ от 13.10.2010 № 1255 | Калининград | |
Северо-Кавказский | СКФУ | 2011-2012 | Указ Президента РФ от 18.07.2011 года №958 | Ставрополь, Пятигорск |
Негласно эти вузы приближены по статусу к МГУ и СПбГУ, хотя и с поправкой на удаленность от столиц. Тем не менее ожидается, что вскоре они получат аналогичные привилегии, например, право отказаться от ФГОС и разрабатывать собственные стандарты.
Казанскому (Приволжскому), Южному и Уральскому федеральным университетам Распоряжением Правительства РФ от 23.08.2017 №1792-р дано право присуждать ученые степени, минуя ВАК.
Что дает диплом федерального университета
Есть мнение, будто федеральным университетам не хватает мотивации для постоянного повышения качества образования, ведь свой статус они получили раз и навсегда и не на конкурсной основе. Но это только на первый взгляд.
На самом деле условий для качественного образования в них предостаточно. Такие вузы получают мощную бюджетную поддержку: студенты-платники для них – не основа существования. Поэтому они могут себе позволить не «тянуть за уши» коммерчески выгодных обучающихся, а сосредоточиться на подготовке действительно талантливой и перспективной молодежи.
Кроме качественного образования, выпускники получают такие преимущества:
- подготовка под нужды предприятий региона;
- возможности участия в научных исследованиях;
- практика работы над инновационными проектами;
- взаимодействие с зарубежными вузами (включая обмен студентами).
Благодаря всему этому диплом федерального университета действительно становится путевкой в жизнь. Выпускник выходит не с багажом теоретических и слабо применимых знаний, которые забудутся через неделю, а с практическими навыками и четким пониманием ожиданий работодателя.
Наиболее успешные еще за годы обучения пополняют профессиональное портфолио. Они ведут научную работу, участвуют в важных проектах, устанавливают связи. Таким образом, выпускник ФУ действительно имеет преимущество на рынке труда.
Также рекомендуем прочитать
Новая номенклатура научных специальностей
Вот уже полгода в России действует новая номенклатура научных специальностей. Она была разработана во исполнение президентского поручения о совершенствовании условий подготовки научных кадров. Над переформатированием классификации трудились эксперты ВАК и представители ведущих университетов страны. Редакция «Молодого ученого» рассказывает, как прошло обновление номенклатуры и как это повлияет на карьерный путь нынешних соискателей ученых степеней.
Быстро, перспективно или удаленно: разная работа для студентов с разными целями
Для воплощения в жизнь материальных желаний требуются деньги, и сегодня мы рассказываем о нескольких вариантах заработка для студентов.
Вечеринки по средам и переполненные библиотеки: как живут студенты в Германии
Учеба за границей дает множество преимуществ: международный диплом, знание иностранных языков, друзья со всего мира и просто опыт взаимодействия с другой культурой и бытом. Моей заветной мечтой было получить образование в другой стране, и в сентябре этого года я переехала в Германию.
Обсуждение