Мы продолжаем цикл статей о наиболее престижных категориях российских вузов. В прошлый раз вы познакомились с федеральными университетами. Рассказывая о научно-исследовательских, мы периодически будем проводить сравнение этих двух видов. Так будет понятнее, чем отличаются эти два вида вузов, упомянутые в статье 24 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Классификация вузов в России
Исходя из норм образовательного законодательства, организации ВО в России становятся привилегированными:
- В силу федерального закона. Это касается только МГУ имени М.В. Ломоносова. Их правовое положение регулируется Федеральным законом от 10.11.2009 №259-ФЗ.
- По указу Президента или распоряжению Правительства. Этими актами создавались федеральные университеты, о которых мы подробно рассказывали в прошлый раз.
- На конкурсной основе. Стать национальным исследовательским университетом, согласно пункту 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2009 №550, может любой вуз, прошедший конкурсный отбор.
Опорные вузы, о которых мы поговорим в следующий раз, в ФЗ №273 не упоминаются. Они создаются в рамках реализации соответствующей программы Министерства образования.
Что такое национальный исследовательский университет
Национальный исследовательский университет – это организация ВО, которая подтвердила перед экспертной комиссией высокий уровень реализации образовательных программ и соответствует ряду критериев. В целом НИУ решает такие задачи:
- обучает студентов с ориентацией на достижение национальных целей развития;
- реализует программы, учитывающие приоритеты научно-технологического развития страны;
- обеспечивает кадрами приоритетные отрасли экономики (их перечень содержится в Указе Президента РФ от 07.07.2011 №899).
- способствует внедрению высоких технологий.
Каждый вуз, считающий себя соответствующим этим условиям, вправе подать заявку в экспертную комиссию. Она изучит деятельность организации за последние 3 года, установит ее соответствие официальным критериям и вынесет решение.
При положительном исходе категорию НИУ присваивают на 10 лет. Однако каждый год руководители таких вузов подают отчеты в Министерство образования, по которым ведомство оценивает эффективность их работы. Если результаты оценки оказываются неудовлетворительными, категории можно лишиться.
Конкурсные критерии
Решать задачи, о которых мы говорили выше, стремятся многие вузы. Однако категории «национальный исследовательский» удостоены только 29 по всей стране. Суть в том, что только они пока подтвердили соответствие критериям, которые тем не менее из Постановления №550 однозначно не выводятся. В пункте 4 Правил упоминается лишь, что конкурсантов оценивают по:
- инфраструктуре образовательного процесса;
- инфраструктуре научных исследований;
- кадровому потенциалу;
- международному признанию;
- эффективности научной работы;
- ожидаемой результативности образовательных программ.
При этом никто не знает, каких показателей необходимо достичь по каждому из заявленных направлений. Отсутствие объективных критериев вызывает недовольство многих вузов, чьи заявки не прошли отбор.
Как НИУ доказывают эффективность
Если понимание, как стать НИУ, на сегодняшний день весьма расплывчато, то процесс подтверждения категории вполне прозрачен. Существует закрытый перечень показателей, приведенный в Приказе Минобрнауки РФ от 22.09.2015 №1038. Именно по ним обладатели категории ежегодно отчитываются перед ведомством:
- средний балл ЕГЭ поступающих;
- удельный вес студентов-целевиков, обучающихся по приоритетным программам, по отношению к общему числу осваивающих эти программы студентов;
- удельный вес магистрантов и аспирантов по отношению к общему числу обучающихся;
- удельный вес магистрантов и аспирантов, получивших первый диплом в других вузах, по отношению к общему объему этих двух категорий обучающихся;
- удельный вес иностранных магистрантов и аспирантов по отношению к общему количеству студентов из-за рубежа;
- количество преподавателей-иностранцев, работающих в вузе не менее одного семестра;
- количество публикаций в журналах Scopus и Web of Science на 100 научно-педагогических сотрудников;
- количество их цитирований за последние 5 лет (из такого же расчета);
- объем финансирования НИОКР, приходящийся на одного сотрудника;
- доля доходов от оплачиваемой деятельности вуза в структуре источников финансирования его деятельности;
- объем доходов вуза на одного сотрудника;
- соотношение средней зарплаты профессорско-преподавательского состава к средней зарплате по региону.
Все эти показатели заранее прописываются в программах развития университетов. Эффективной деятельность считается, если по итогам года план достигнут не менее чем по 75% показателей. Проще говоря, если вуз не выполняет план хотя бы по 9 из 12 перечисленных критериев, категории «НИУ» он не заслуживает.
Чем НИУ отличаются от федеральных университетов
Теперь разберемся, чем отличаются эти две категории. Для наглядности приведем таблицу:
Отличительный признак | ФУ | НИУ |
Основание возникновения | Решение органа власти | Прохождение конкурсного отбора |
Структура | Объединяет в себе несколько ранее самостоятельных вузов | Остается отдельным самостоятельным вузом |
Срок действия категории | Бессрочно | До 10 лет (с возможностью отзыва по итогам года) |
Специализация | Широкого профиля | Приоритетные отрасли экономики |
Ориентация на регион | Есть | Нет |
Краткий обзор
На сегодняшний день в России 29 вузов обладают категорией «национальный исследовательский университет». Находятся они в разных городах, хотя большая часть все же сосредоточена в столице:
- 11 – в Москве;
- 4 – в Санкт-Петербурге;
- по 2 – в Казани, Перми и Томске;
- по 1 – в Белгороде, Иркутске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Саранске, Саратове и Челябинске.
Более половины национальных исследовательских университетов имеют техническую направленность, один – экономическую, один – медицинскую.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 23.08.2017 №1792-р, 11 научно-исследовательских вузов имеют право присуждать ученые степени самостоятельно, не привлекая ВАК.
Что дает диплом НИУ
В отличие от федеральных университетов, национальные исследовательские не адаптируют компетенции выпускников под нужды конкретного региона. Воспринимается это двояко. С одной стороны, такая оторванность может создать перекос в пользу академических и научных знаний. С другой – полученное образование не препятствует мобильности молодого специалиста, не привязывает его к определенному округу.
Среди однозначных преимуществ обучения в НИУ выпускники отмечают:
- получение образования по направлению, которое точно будет востребовано;
- возможность участия в научных исследованиях;
- большее количество бюджетных мест благодаря федеральному финансированию;
- дополнительную внутреннюю мотивацию, обусловленную ощущением сопричастности к образовательной элите.
Исследовательский университет больше подходит тем, кто ориентирован на работу, связанную с НИОКР, а не ежедневными рутинными процедурами. Выпускники ФУ, на наш взгляд, подготовлены к успешной работе в настоящем, а их коллеги из НИУ нацелены на будущее, что одинаково важно.
Также рекомендуем прочитать
Как выбрать научную специальность
Этот материал адресован тем, кто только выходит на научный путь. Вы только что закончили университет и решили стать исследователем. Но стремление это сформулировано слишком широко, а с тем, чем предстоит заниматься в ближайшие годы, нужно определяться как можно скорее. «Молодой ученый» поможет вам сделать правильный выбор на этом важнейшем перекрестке карьерного пути.
Что такое PhD
PhD – это аббревиатура, которая расшифровывается как «доктор философии». Это высшая академическая степень, присуждаемая в ряде зарубежных стран. Ее получает выпускник третьего уровня высшего образования (по Болонской системе), подготовивший и защитивший диссертацию.
Как получить доцента и профессора
Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание. Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.
Обсуждение