В заключительной статье нашего цикла, посвященного видам высших учебных заведений России, мы расскажем об опорных вузах. Эта категория не описана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ, однако занимает особое место в структуре образовательных организаций. Перед ними стоит задача по подготовке кадров для соответствующих субъектов РФ. Позиционируются они как вузы, призванные доказать, что качественное образование можно получить и за пределами столицы.
Категории вузов в России
В предыдущих двух статьях мы уже классифицировали российские университеты, чтобы показать место федеральных и национальных исследовательских среди прочих. В первом случае мы использовали типологию из статьи 24 ФЗ «Об образовании», во втором отталкивались от процедуры создания.
Говоря об опорных вузах, логичнее всего продемонстрировать иерархию образовательных организаций ВО по степени их престижности и известности:
- МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ. Эти университеты не только считаются лучшими в стране, но и получили признание на международном уровне.
- Федеральные университеты. Занимают лидирующие позиции в федеральных округах. Некоторые попадают в международные рейтинги (КПФУ, УрФУ, ДВФУ, ЮФУ и СФУ вошли в рейтинг QS World University Rankings 2022 ).
- Национальные исследовательские университеты. К регионам не привязаны, однако пользуются успехом за счет сильной научной базы. Факт включения в международные рейтинги напрямую влияет на возможность получения и сохранения статуса НИУ.
- Опорные университеты. Являются ведущими в пределах субъекта РФ. В международные рейтинги попадают редко, хотя в QSWUR2022 засветились АлтГУ и НГТУ (НЭТИ).
- Университеты. Любые вузы, реализующие программы подготовки специалистов более чем для семи отраслей экономики и выполняющие функции научных центров.
- Академии. Вузы, сосредоточенные на одной или родственных отраслях и с более скромной научной деятельностью.
- Институты. Образовательные организации, выпускники которых трудятся в одной отрасли. Научная деятельность в них может не вестись вообще, реализация программ аспирантуры также необязательна.
Итак, опорные университеты оказываются ровно посередине. Они достаточно крупны, чтобы обеспечить кадрами весь регион, благодаря чему приобретают известность. Они приближаются к международной арене, проводят научные исследования, хотя и уступают ФУ и НИУ по объемам финансирования.
Что такое опорные вузы
Законодательство не дает четкого определения термину «опорный вуз», хотя существуют они уже 6 лет (с 2016 года). Зато на практике определились некоторые их отличительные черты:
- являются наиболее престижными в областях (края, республиках или иных субъектах);
- создаются путем объединения нескольких вузов (что сближает их с федеральными);
- получают государственную поддержку при условии, что и регионы обеспечивают финансирование;
- образовательные программы разрабатываются с учетом специфики региональной экономики.
Важно и то, что при определении количества мест по тому или иному направлению учитывается потребность субъекта в соответствующих кадрах. На фоне этого некоторые факультеты, пользующиеся спросом у абитуриентов, могут значительно сокращаться или не открываться вообще.
С учетом того, что в России – 85 субъектов, очевидно, что опорными вузами не обеспечена даже их половина. Количество таких образовательных организаций будет расти: к 2030 году, согласно программе « Приоритет 2030 » их должно быть не менее 60. Не исключено, что некоторые вытеснят НИУ, поскольку периодически озвучиваются планы по сокращению числа последних.
Зачем их создали
Отправной точкой стало Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 №497, утвердившее ФЦП развития образования на 2016-2020 годы. Оттуда и пошла идея формирования сети опорных университетов в рамках модернизации высшего образования с учетом задач социально-экономического развития страны и субъектов.
Среди причин, обусловивших необходимость создания сети опорных вузов, упоминались:
- Катастрофический отток молодежи, едва заканчивающей школу. Получив московские дипломы, юноши и девушки уже не возвращаются на малую родину.
- Неравномерная концентрация научных центров. Треть магистратур и аспирантур была сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге.
- Отсутствие исследовательских центров с региональной ориентацией. Научная работа, учитывающая цели и задачи отдельных регионов, велась эпизодически.
Эти проблемы и должны были решить опорные вузы. Ожидалось, что они отвлекут молодежь от столичных вузов, что впоследствии исправит сложившийся перекос в распределении численности трудоспособного населения и квалифицированных кадров.
Краткий обзор
Сейчас в России действуют 33 опорных вуза. Все они прошли конкурсный отбор Минобрнауки, по условиям которого:
- Образовательная организация должна быть государственной. НОУ, ЧОУ и прочие коммерческие вузы к участию не допускались.
- Руководство должно было дать согласие на реорганизацию. Если федеральный университет разрешалось создавать на базе единственной организацией (как это было с БФУ), то статус опорного давали только после объединения.
- Регионы должны были гарантировать финансирование. Обязанность субъекта – вкладывать не менее 20% от суммы государственной субсидии.
На первом этапе – в 2016 году – были созданы 11 опорных вузов: в Волгограде, Воронеже, Кирове, Костроме, Красноярске, Омске, Орле, Ростове-на-Дону, Самаре, Тюмени и Уфе.
Спустя год перечень субъектов РФ, где есть такие университеты, пополнили еще 22 региона. Однако их поделили на две группы.
Вузы во Владимире, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Томске, Туле, Череповце и Ярославле стали полноценными опорными, то есть им предоставили необходимое федеральное финансирование. Оставшиеся 14 победителей конкурсного отбора получили только методическое сопровождение Минобрнауки. Финансирование их полностью возложено на регионы.
Что дает диплом опорного вуза
Для объективности не будем утверждать, что опорные вузы – это лучшие образовательные организации за пределами двух столиц (ведь ФУ и НИУ есть не только в Москве и Питере). Как мы отследили по иерархии, это уверенные середнячки. Тем не менее обучение в них дает ряд преимуществ:
- освоение программ, разработанных с учетом особенностей социально-экономической жизни региона;
- практикоориентированное образование;
- возможность заниматься наукой, не выезжая для этого в Москву или Петербург;
- шанс реализовать себя в исследовательских проектах, имеющих ценность для малой родины.
Если выпускник планирует работать в том же регионе, где родился и получил образование, диплом опорного вуза – это элемент престижа.
Сегодня нередко можно увидеть в объявлениях о вакансиях, что преимущество отдается претендентам, закончившим определенные вузы. И если для Москвы это МГУ и несколько лидирующих профильных вузов (МГЮА, МГСУ, МИФИ и т.п.), то для субъектов РФ это, прежде всего, опорные вузы. Работодатели знают, где готовят специалистов, готовых к реальной работе.
Также рекомендуем прочитать
Как выбрать научную специальность
Этот материал адресован тем, кто только выходит на научный путь. Вы только что закончили университет и решили стать исследователем. Но стремление это сформулировано слишком широко, а с тем, чем предстоит заниматься в ближайшие годы, нужно определяться как можно скорее. «Молодой ученый» поможет вам сделать правильный выбор на этом важнейшем перекрестке карьерного пути.
Научная новизна: что это такое и где её найти
Мало просто написать научную работу. Нужно еще убедить научное сообщество в том, что она достойна внимания. В противном случае это будет просто рукопись «в стол». Среди критериев качества научных работ присутствует научная новизна. Этот пункт часто вызывает затруднения, причем не только у молодых ученых, но и у вполне опытных. Разберемся, что это такое и как ее правильно сформулировать.
Листы: печатные, авторские и другие
Очень часто авторы спрашивают нас: как правильно рассчитать объем публикации? В одном отчете требуют вписать печатные листы, в другом — авторские, в третьем — условные печатные, а в четвертом — вообще какие-нибудь невиданные учетно-издательские.
Обсуждение