В следующем году исполняется 20 лет с тех пор, как Россия присоединилась к Болонскому процессу. Тем не менее наши соотечественники еще полностью не приняли новую систему образования. Одна из причин – обыкновенное непонимание. И оно подтверждается многочисленными мифами, окружающими уровни образования . В этой статье мы займемся их развенчанием.
Миф №1. Бакалавриат – это ненастоящее (неполное) высшее образование
Это заблуждение укоренилась в умах масс сразу же, как только пятилетний специалитет был вытеснен четырехлетним бакалавриатом. Люди сразу решили, что именно в отнятом году содержится вся суть высшего образования. Усугубляет ситуацию тот факт, что для получения СПО учатся именно четыре года.
Обратимся к части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ. Бакалавриат заявлен как первый уровень высшего образования. Из части 7 статьи 60 мы узнаем, что освоение программы бакалавриата подтверждается дипломом бакалавра. Из пунктов 1 и 13 Приказа Минобрнауки России от 22.07.2021 №645 следует, что диплом бакалавра – это документ о высшем образовании.
Таким образом, не остается сомнений, что бакалавр имеет полноценное высшее образование. С ним он уже является квалифицированным кадром. Другое дело, что при желании уровень можно повысить.
Особо подчеркнем, что современное законодательство не содержит понятия «неполное высшее образование». Поэтому применять его в принципе некорректно.
Миф №2. Бакалавриат хуже специалитета (с точки зрения трудоустройства)
На мой взгляд, это заблуждение тоже уходит корнями к одному оторванному году. Следуя такой логике, можно предположить, что все профессиональные дисциплины изучались именно на пятом курсе специалитета.
В некоторых областях (например, в медицине) на полноценное обучение действительно требуется больше времени. Поэтому там сохранен специалитет.
Сторонники этого мифа уверены, что работодателя в первую очередь интересует, сколько дисциплин в дипломе у претендента на вакансию. Профессиональнее навыки, видимо, отходят на второй план.
Если изучить образовательные программы и учебные планы бакалавриата, недостатка спецпредметов там не будет. А количество выделенных часов никак не связано с качеством обучения. Если у студента нет желания, мотивации или способностей к освоению программы, его не спасут дополнительные годы.
Теперь перейдем из образовательной сферы в рабочую. Если бы руководители нанимали только специалистов, все россияне в возрасте 21-30 лет сейчас были бы безработными. Но это не так: дискриминации у нас подвергаются как раз те, кто учился во времена, когда о бакалавриате даже не слышали.
Миф №3. Настоящее высшее образование – это только магистратура
Продолжение мифа №1. Возможно, в заблуждение вводит упомянутая статья 10 ФЗ №273. Там магистратуру ставят в одну строчку со специалитетом. В итоге те, кто презирает бакалавриат, приходят к мысли, что дотянуть до «полноценного» образования можно, только закончив магистратуру.
Вернемся к той самой статье 10. Магистратура – это уровень высшего профессионального образования, а не его синоним. Это лишь означает более глубокую степень подготовки. Для занятия некоторых должностей действительно требуется диплом магистра, например 1 :
- руководитель социологических исследований;
- главный геодезист;
- начальник отдела организации работ по обследованию объектов использования атомной энергии;
- начальник планово-экономического отдела;
- ведущий гидрохимик.
Однако мы видим, что это достаточно высокие должности. А карьерный рост всегда предполагает профессиональное развитие. Поэтому повышенные требования к образованию претендентов здесь неудивительны. В то же время никто не мешает бакалаврам быть обычными экономистами, гидрохимиками или аналитиками.
Миф №4. Магистратура – это второе высшее образование
Этот миф правдив отчасти. Хотя магистратура – это лишь уровень высшего образования, никто не ограничивает в выборе направления обучения. Поэтому тут возможно два варианта.
Первый – продолжение образования по тому же направлению. Например, диплом бакалавриата человек получил по фундаментальной физике (03.03.02), а в магистратуру поступает изучать фундаментальную и прикладную физику (03.04.02). Фактически он остается в той же профессиональной области, и развитие возможно только вглубь.
Второй – смена направления. Например, выпускник бакалавриата по направлению «Менеджмент» (38.03.02) понял, что заниматься этим не хочет. Коллекционировать дипломы одного уровня он не стремится. Тогда он выбирает направление магистратуры «Организация работы с молодежью» (39.03.03). В результате он получает новую профессию, но на качественно более высоком уровне. Развитие происходит вширь и вглубь.
Во втором случае магистратуру действительно можно считать вторым высшим образованием. Однако чаще путь обучающихся строится по первому варианту.
Миф №5. Бесплатно можно учиться только на одном уровне
Этот миф исходит из неспособности воспринимать информацию в полном объеме. Многие россияне запомнили, что законом гарантировано право однократно получить высшее образование бесплатно. Однако они упускают важное дополнение.
Частью 3 статьи 5 ФЗ №273 гарантируется бесплатное обучение на конкурсной основе при условии, что человек осваивает этот уровень образования впервые. То есть не учится впервые в принципе, а в первый раз заходит на данный конкретный уровень.
Развенчивая этот миф, обратим внимание на несколько важных фактов:
- если учился на бакалавриате бесплатно, в магистратуру тоже можно поступать бесплатно;
- если бакалавриат был платным, это не препятствует бесплатному обучению в магистратуре;
- после специалитета (хоть бюджетного, хоть коммерческого) можно поступать в магистратуру бесплатно.
Соответственно, аналогичный принцип распространяется и на аспирантуру. Сейчас это третий уровень высшего образования.
Миф №6. Аспирантура заканчивается присвоением ученой степени
Аспирантура издавна ассоциировалась с подготовкой ученых. Поступали туда с четким намерением защитить кандидатскую диссертацию. Но даже тогда выпускник аспирантуры имел на руках только:
- документы о сдаче кандидатских минимумов;
- готовый (а иногда сыроватый) текст диссертации;
- протокол о прохождении предзащиты на своей кафедре.
Но с 2014 года аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, где готовят кадры высшей квалификации (не научной). По завершении программы студенты защищают ВКР, а о работе над диссертацией речи не идет. Выпускники получают диплом о присвоении квалификации «преподаватель-исследователь» в своей области.
Миф №7. Ординатура — это медицинская магистратура / аспирантура
Подготовка медиков происходит по специфической схеме. Большое количество изучаемых предметов не позволило перейти на двухуровневую схему. Магистратуры в медицинских вузах нет вообще (как, соответственно, и бакалавриата). Диплом о высшем образовании выпускники получают после освоения программы специалитета, причем шестилетнего.
С ним уже можно поступать в ординатуру. Как следует из пункта 2 Порядка , утвержденного Приказом Минобрнауки от 19.11.2013 №1258, освоение такой программы дает право занимать определенные должности.
Проще говоря, диплом ординатуры делает из просто врача специалиста в той или иной области (невролога, офтальмолога, гастроэнтеролога и т.п.). Без него можно работать только терапевтом.
Заключение
Как видим, 20 лет – это не срок для полноценного понимания Болонской системы, некогда чуждой для российского образования. Тем не менее она прижилась в нашей стране и постепенно становится привычной. Надеемся, что мы разъяснили все, что вызывало недопонимание. Если у вас есть другие вопросы об уровнях образования в РФ, присылайте их в редакцию «Молодого ученого», и мы обязательно на них ответим.
Также рекомендуем прочитать
Что такое дополнительная сессия
Для студента, не имеющего академической задолженности, словосочетание «дополнительная сессия» звучит как кошмар. Кого обрадует лишний раз сдавать экзамены? Есть такие. Для тех, кто не смог получить удовлетворительную оценку на одном или нескольких экзаменах, дополнительная сессия – это единственный шанс спастись от отчисления. Рассмотрим подробнее, что это за мероприятие.
Научно-исследовательская деятельность в магистратуре – требования современности
В магистратуре, в отличие от бакалавриата, большая часть нагрузки идет на самостоятельную, исследовательскую, практико-ориентированную работу и личностное развитие. За два года магистранту необходимо пройти определенный курс теоретического и практического обучения, причем практическая деятельность занимает примерно половину общего времени.
От абитуриента до аспиранта
Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается издательство «Молодой ученый».
Обсуждение