В следующем году исполняется 20 лет с тех пор, как Россия присоединилась к Болонскому процессу. Тем не менее наши соотечественники еще полностью не приняли новую систему образования. Одна из причин – обыкновенное непонимание. И оно подтверждается многочисленными мифами, окружающими уровни образования . В этой статье мы займемся их развенчанием.
Миф №1. Бакалавриат – это ненастоящее (неполное) высшее образование
Это заблуждение укоренилась в умах масс сразу же, как только пятилетний специалитет был вытеснен четырехлетним бакалавриатом. Люди сразу решили, что именно в отнятом году содержится вся суть высшего образования. Усугубляет ситуацию тот факт, что для получения СПО учатся именно четыре года.
Обратимся к части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ. Бакалавриат заявлен как первый уровень высшего образования. Из части 7 статьи 60 мы узнаем, что освоение программы бакалавриата подтверждается дипломом бакалавра. Из пунктов 1 и 13 Приказа Минобрнауки России от 22.07.2021 №645 следует, что диплом бакалавра – это документ о высшем образовании.
Таким образом, не остается сомнений, что бакалавр имеет полноценное высшее образование. С ним он уже является квалифицированным кадром. Другое дело, что при желании уровень можно повысить.
Особо подчеркнем, что современное законодательство не содержит понятия «неполное высшее образование». Поэтому применять его в принципе некорректно.
Миф №2. Бакалавриат хуже специалитета (с точки зрения трудоустройства)
На мой взгляд, это заблуждение тоже уходит корнями к одному оторванному году. Следуя такой логике, можно предположить, что все профессиональные дисциплины изучались именно на пятом курсе специалитета.
В некоторых областях (например, в медицине) на полноценное обучение действительно требуется больше времени. Поэтому там сохранен специалитет.
Сторонники этого мифа уверены, что работодателя в первую очередь интересует, сколько дисциплин в дипломе у претендента на вакансию. Профессиональнее навыки, видимо, отходят на второй план.
Если изучить образовательные программы и учебные планы бакалавриата, недостатка спецпредметов там не будет. А количество выделенных часов никак не связано с качеством обучения. Если у студента нет желания, мотивации или способностей к освоению программы, его не спасут дополнительные годы.
Теперь перейдем из образовательной сферы в рабочую. Если бы руководители нанимали только специалистов, все россияне в возрасте 21-30 лет сейчас были бы безработными. Но это не так: дискриминации у нас подвергаются как раз те, кто учился во времена, когда о бакалавриате даже не слышали.
Миф №3. Настоящее высшее образование – это только магистратура
Продолжение мифа №1. Возможно, в заблуждение вводит упомянутая статья 10 ФЗ №273. Там магистратуру ставят в одну строчку со специалитетом. В итоге те, кто презирает бакалавриат, приходят к мысли, что дотянуть до «полноценного» образования можно, только закончив магистратуру.
Вернемся к той самой статье 10. Магистратура – это уровень высшего профессионального образования, а не его синоним. Это лишь означает более глубокую степень подготовки. Для занятия некоторых должностей действительно требуется диплом магистра, например 1 :
- руководитель социологических исследований;
- главный геодезист;
- начальник отдела организации работ по обследованию объектов использования атомной энергии;
- начальник планово-экономического отдела;
- ведущий гидрохимик.
Однако мы видим, что это достаточно высокие должности. А карьерный рост всегда предполагает профессиональное развитие. Поэтому повышенные требования к образованию претендентов здесь неудивительны. В то же время никто не мешает бакалаврам быть обычными экономистами, гидрохимиками или аналитиками.
Миф №4. Магистратура – это второе высшее образование
Этот миф правдив отчасти. Хотя магистратура – это лишь уровень высшего образования, никто не ограничивает в выборе направления обучения. Поэтому тут возможно два варианта.
Первый – продолжение образования по тому же направлению. Например, диплом бакалавриата человек получил по фундаментальной физике (03.03.02), а в магистратуру поступает изучать фундаментальную и прикладную физику (03.04.02). Фактически он остается в той же профессиональной области, и развитие возможно только вглубь.
Второй – смена направления. Например, выпускник бакалавриата по направлению «Менеджмент» (38.03.02) понял, что заниматься этим не хочет. Коллекционировать дипломы одного уровня он не стремится. Тогда он выбирает направление магистратуры «Организация работы с молодежью» (39.03.03). В результате он получает новую профессию, но на качественно более высоком уровне. Развитие происходит вширь и вглубь.
Во втором случае магистратуру действительно можно считать вторым высшим образованием. Однако чаще путь обучающихся строится по первому варианту.
Миф №5. Бесплатно можно учиться только на одном уровне
Этот миф исходит из неспособности воспринимать информацию в полном объеме. Многие россияне запомнили, что законом гарантировано право однократно получить высшее образование бесплатно. Однако они упускают важное дополнение.
Частью 3 статьи 5 ФЗ №273 гарантируется бесплатное обучение на конкурсной основе при условии, что человек осваивает этот уровень образования впервые. То есть не учится впервые в принципе, а в первый раз заходит на данный конкретный уровень.
Развенчивая этот миф, обратим внимание на несколько важных фактов:
- если учился на бакалавриате бесплатно, в магистратуру тоже можно поступать бесплатно;
- если бакалавриат был платным, это не препятствует бесплатному обучению в магистратуре;
- после специалитета (хоть бюджетного, хоть коммерческого) можно поступать в магистратуру бесплатно.
Соответственно, аналогичный принцип распространяется и на аспирантуру. Сейчас это третий уровень высшего образования.
Миф №6. Аспирантура заканчивается присвоением ученой степени
Аспирантура издавна ассоциировалась с подготовкой ученых. Поступали туда с четким намерением защитить кандидатскую диссертацию. Но даже тогда выпускник аспирантуры имел на руках только:
- документы о сдаче кандидатских минимумов;
- готовый (а иногда сыроватый) текст диссертации;
- протокол о прохождении предзащиты на своей кафедре.
Но с 2014 года аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, где готовят кадры высшей квалификации (не научной). По завершении программы студенты защищают ВКР, а о работе над диссертацией речи не идет. Выпускники получают диплом о присвоении квалификации «преподаватель-исследователь» в своей области.
Миф №7. Ординатура — это медицинская магистратура / аспирантура
Подготовка медиков происходит по специфической схеме. Большое количество изучаемых предметов не позволило перейти на двухуровневую схему. Магистратуры в медицинских вузах нет вообще (как, соответственно, и бакалавриата). Диплом о высшем образовании выпускники получают после освоения программы специалитета, причем шестилетнего.
С ним уже можно поступать в ординатуру. Как следует из пункта 2 Порядка , утвержденного Приказом Минобрнауки от 19.11.2013 №1258, освоение такой программы дает право занимать определенные должности.
Проще говоря, диплом ординатуры делает из просто врача специалиста в той или иной области (невролога, офтальмолога, гастроэнтеролога и т.п.). Без него можно работать только терапевтом.
Заключение
Как видим, 20 лет – это не срок для полноценного понимания Болонской системы, некогда чуждой для российского образования. Тем не менее она прижилась в нашей стране и постепенно становится привычной. Надеемся, что мы разъяснили все, что вызывало недопонимание. Если у вас есть другие вопросы об уровнях образования в РФ, присылайте их в редакцию «Молодого ученого», и мы обязательно на них ответим.
Также рекомендуем прочитать
Список журналов ВАК: суть, назначение, источники
В России выпускается большое количество научных журналов. Но для защиты диссертации и карьерных привилегий необходимо публиковать работы именно в изданиях, включенных в перечень ВАК. Чем же он так уникален? Редакция «Молодого ученого» поможет вам в этом разобраться.
Что изменится в процессе защиты диссертаций с 1 августа 2021 года
Информация о том, что получить степень доктора наук можно будет без написания диссертации, курсировала давно. В начале 2021 года Минобрнауки сообщило, что готовится законопроект, предусматривающий альтернативную возможность для защиты, а именно – научный доклад. И вот, наконец, изменения подготовлены.
Что такое теоретическая и практическая значимость научной работы
В статье о научной новизне мы говорили, что этот компонент делает работу достойной внимания. Но попробуем поставить более высокую цель. Пусть нашу работу не просто прочитают авторитетные ученые, а еще и используют ее основные результаты. Для достижения этого необходимо убедить аудиторию в наличии теоретической и практической значимости представленного исследования. Выясним, что это такое, чем они отличаются и как их обосновать.
Обсуждение