Научная работа в школе — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Нужна ли научная работа в школе?

В чем она должна заключаться?

Могут ли обучающиеся заниматься научной деятельностью? Проводить научные эксперименты? Делать открытия?

Эти вопросы очень часто возникают у многих, кто в силу своей работы связан со школой: у учителей, работников дополнительного образования, молодых ученых, ведущих в школах спецкурсы.

Многие считают, что полноценной научной работы в средних общеобразовательных учреждениях существовать не может, потому что нет ни кадров, способных руководить такого рода деятельностью, ни условий для полноценных экспериментов, ни оборудования. Да и цель школы другая – дать общее образование, так ведь и именуются школы – общеобразовательные учреждения.

Другие возразят: начало научной карьеры, познавательный интерес, умение видеть проблему у многих будущих ученых сформировали еще в школе, и чем раньше начали они, тем больших вершин достигли.

Ответы, как обычно, где-то посередине: нужна ли научная работа в школе? Да. Она может быть основным или одним из основных видов содержания образования? Нет.

Нормативные документы, регламентирующие научную работу в школе

Отдельного документа федерального уровня, регламентирующего научную школьную работу, не существует. Однако в Федеральном Государственном стандарте прописаны метапредметные компетенции, которыми должен овладеть обучающийся, а раздел «Цели и задачи» содержит положение о том, что школа должна обеспечить всестороннее развитие ребенка, создав необходимые для того условия, в том числе и для развития познавательного интереса, формирования личностных метапредметных компетенций. Один из путей – вовлечение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность. Обратите внимание на термин: научной в обычном смысле слова такую деятельность назвать нельзя. Упор делается на то, что она должна быть учебной, то есть учить ребенка делать исследование: видеть проблему, ставить цели и задачи, выбирать методы, разрабатывать и проводить эксперименты и так дальше.

Для этого в ООП (общей образовательной программе) учебного заведения прописывается раздел в соответствии с Госстандартом, регламентирующий содержание и структуру научной работы в школе.

Руководит научной работой и учителей, и учащихся завуч по научно-методической работе. В его круг обязанностей входит организация научной работы в школе и контроль за ее проведением, помимо всего остального.

Как итог: научная работа в школе является полноправной частью основной образовательной программы, на основании которой выпускаются локальные акты учебного заведения, регламентирующие этот процесс в школе.

Организация научной работы в школе

Организация научной работы в школе связана со статусом учебного заведения чаще всего. Если это лицей или гимназия, то в них научная работа является обязательной на уровне учебного заведения. Есть ряд локальных актов, которые предписывают учителям заниматься с обучающимися такого рода деятельностью, участвовать в конкурсах научно-исследовательских работ разного уровня. Такая работа оплачивается, и на нее выделяются часы из учебного плана, особенно в старших классах. В качестве итога обучающийся должен представить на заключительной учебно-исследовательской конференции свою работу. Самые интересные отправляются на конкурсы более высокого уровня.

Второй путь организации научной работы – создание научного общества школьников. В нем могут участвовать не все, а только те, кто действительно хочет участвовать. Создание научного общества тоже регламентируется локальными актами и контролируется завучем.

Какой путь лучше – сказать сложно, хотя бы потому, что учебные заведения все очень разные. Если школа имеет право отбирать детей по конкурсу, даже очень демократичному, возможен первый вариант, но таких школ меньшинство. Второй вариант более распространен.

Цели создания научного общества учащихся прежде всего связаны с обучением научной деятельности и всесторонним развитием личности обучающегося.

Обычно это

  • создание условий для саморазвития и самоопределения обучающихся, развитие их самостоятельности, интеллекта и помощь в профессиональной подготовке;
  • планирование научной работы и методическая помощь в создании научных работ;
  • организация внеурочных мероприятий, популяризирующих науку (встреч с учеными, посещение вузов, лабораторий, предприятий), проведение итоговой конференции.

Научное общество обучающихся выполняет и серьёзные воспитательные функции: проводит профориентационную работу и систему профессиональных проб, таким образом помогая школьникам выбрать дальнейший путь в жизни.

Что может сделать обучающийся в науке?

Все школьные научные работы (термин, конечно, условен) можно разделить на две группы:

  • научно-исследовательская работа:
  • проектная деятельность.

Конечно, вы помните о главной цели научной работы – создании условий для развития познавательной деятельности? Поэтому деление такое.

Научно-исследовательская работа предполагает решение творческой задачи, поиск и нахождение решения проблемы в какой бы то ни было области знания, самостоятельную постановку целей и задач, выбор предмета исследования и метода исследования и создание работы, ее защиту.

Например, в научно-исследовательской работе «СМС как жанр разговорного стиля» автор поставила перед собой цель – исследование СМС как жанра разговорного стиля. Для этого она планировала изучить теоретическую литературу, собрала материал, провела лингво-стилистический анализ текстов СМС, выявила стилевые черты, стилевые средства, жанровые особенности и убедительно доказала, что СМС можно считать жанром разговорного стиля.

В работе «Рекламная листовка как жанр публицистического стиля» автор не только поставила определенные темой цели и задачи, но и провела исследование, где показала, как рекламная листовка воздействует на потребителя, и разработала рекомендации для создания листовок и рекомендации для потребителя.

В работе «Оценка влияния антибактериальных препаратов на жизнеспособность условно-патогенного микроорганизма» автор сравнивал воздействие на организм антибиотиков и бактериофагов и пришел к выводу, что применение, особенно в военных условиях, бактериофагов эффективнее и, главное, экономически выгоднее.

И это только несколько примеров подобных работ.

Проектная деятельность , как правило, это групповая работа, направленная на получение определенного продукта. Постановка целей и задач, разработка этапов достижения целей, формирование путей получения продукта в совместной деятельности тоже может считаться научной работой с точки зрения ее основной цели в школе. Обычно проекты выбирают младшие школьники или те, кто не могут выполнить другого исследования.

Проекты выполняют очень важную роль – развивают умение ставить цели и задачи, искать пути осуществления проекта, создавать план его реализации.

Например, проект «Суворовцы – лучшие друзья русского языка», выполненный суворовцами Пермского суворовского военного училища, имел цель – повышение уровня владения русским языком обучающихся. Пятиклассники провели ряд исследований, замерив уровень владения языком, посетили библиотеку, провели опросы, и на этом основании разработали программу, которая позволит повысить уровень владения русским языком. Предусмотрели работу с библиотекой, проведение конкурсов, выпуск плакатов, ведение рубрик о русском языке в газете «Суворовец». Рассчитали стоимость проекта и получили разрешение на его реализацию в стенах училища.

Очень часто в силу разных причин в школе за исследовательскую работу принимают реферативные или компиллятивные работы. Это происходит и в силу некомпетентности руководителя, и неумения правильно сформулировать тему или увидеть проблему. Такие работы, безусловно, считать научно-исследовательскими нельзя. Это вообще самая серьезная проблема научно-исследовательской деятельности в школе и заслуживает отдельного разговора. В этой связи особенно важной становится роль учителя в руководстве работами обучающихся.

Роль учителя в научно-исследовательской деятельности школьников

И еще раз вернемся к главной цели научной работы в школе – развивать познавательный интерес обучающегося. Цель и определяет роль учителя: заставить, помочь, направить ученика в работе, сделать так, чтобы процесс стал интересен.

Не надо требовать открытий или озарений – они случатся потом, когда он выберет свою дальнейшую стезю, а пока только стимулировать и поощрять его любознательность и любопытство в хорошем смысле.

Учитель должен помочь ученику выбрать тему, например, «Пермизмы в речи обучающихся нашей школы», сформулировать проблему, которую ученик должен решать (Как пермизмы влияют на уровень овладения школьников русским языком?), помочь в процессе создания работы, то есть в выборе методов, сборе материала и так дальше, направляя ребенка на каждом этапе.

Но надо сказать сразу и о главной проблеме: зачастую, руководствуясь желанием написать работу получше, особенно если она создается для конкурса, приносящего «дивиденды» в портфолио учителя и ученика, учитель подменяет деятельность ребенка, пишет за него работу. Отследить это очень трудно, а порой невозможно. Но допускать такого не следует.

Также рекомендуем: Портфолио учителя

В портфолио учителя и ученика исследовательские работы учитываются, но не в той же степени, как например, победы во Всероссийских олимпиадах, где конкурс объективнее. Некоторые вузы добавляют абитуриентам баллы, если у тех есть грамоты и дипломы за научные исследования, однако говорить, что эта система работает в полной мере, нельзя. Каждый случай индивидуален.

В любом случае, исследовательская работа в школе – это еще один путь развития одаренных ребят и нахождения будущих талантливых ученых.

Обсуждение

Задать вопрос