Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.

Дата публикации: 06.03.2015

Статья просмотрена: 3694 раза

Библиографическое описание:

Копосова, Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников / Е. А. Копосова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/59/ (дата обращения: 16.11.2024).

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек [1, с.5].

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Сегодня в связи с экологическим и социальным неблагополучием отмечается нарастающее ухудшения здоровья детей. Большинство детей приходящих в начальную школу не достаточно готовы к обучению, с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция качества здоровья, увеличивается число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно — сосудистой системы, заболеваниями верхних дыхательных путей. Это приводит к тому, что при условиях школьных нагрузок большинство детей с традиционной организационной системой воспитания оказываются в числе не успевающих учеников. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания «неуспеха», усугубляющего поведенческие и нервно-психические отклонения, а это в свою очередь приводит к асоциальным формам поведения. [2,с.5]

Следовательно, возникает необходимость создания системной работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Работая воспитателем старшей группы в МАДОУ № 20, для самообразования на 2014–15 учебный год взяла тему «Формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников», которая направлена на здоровый образ жизни дошкольников, включает в себя систему оздоровительных мероприятий, предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность.

Цель моей работы: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Воспитать психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребёнка.

Поставила перед собой задачи:

1. Оздоровительные

-          охрана и укрепление физического, психического и социального здоровья детей;

-          формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

-          совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, прогулок и игр на свежем воздухе, закаливания;

-          формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

-          прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников

2. Образовательные

-          формирование у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;

-          научить " слушать» и «слышать» свой организм;

-          учить осознавать ценность своей и ценность жизни другого человека;

-          формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

-          создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

-          выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

3. Воспитательные

-          воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-          выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

-          расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;

-          воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;

-          Формирование правильного поведения ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Сама деятельность разделена на два этапа, подготовительный и образовательный.

1. Подготовительный этап

Цели:

-          Ознакомить с ежедневными правилами здорового образа жизни.

-          Раскрыть индивидуальность и способности каждого ребёнка.

-          Закрепить интерес к здоровому образу жизни через разнообразие игр.

-          Развить основы коллективных отношений.

К концу подготовительного этапа дети должны:

-          Знать и уметь пользоваться ежедневными навыками личной гигиены, знать и понимать для чего они нужны.

-          Принимать активное участие в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, зарядка после сна, игры на улице, физ.минутка во время пассивных занятий)

-          Иметь навыки совместной коллективной деятельности.

2. Общеразвивающий этап

Цели:

-          Продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье сбережения.

-          Обучать детей основным техникам физкультуры.

-          Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности.

-          Развивать у детей интерес к различным видам спорта.

-          Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и в правильном питании.

-          Учить «слушать» и «слышать» свой организм.

К концу общеобразовательного этапа дети должны:

-          Уметь пользоваться навыками здоровье сбережения, культурно-гигиеническими навыками.

-          Активно участвовать во всех физически-развивающих мероприятиях.

-          Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

-          Понимать, что плохо влияет на организм, а что идет на пользу. Что вредно кушать, и что нужно кушать для развития организма.

-          Различать свое состояние, здоров или болен.

-          Иметь навыки совместной коллективной деятельности.

-          Ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из важных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Я, как педагог, должна научить детей правильному выбору только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за своё здоровье.

Для успешного решения поставленных задач требуется выполнение условий:

-          Организационные условия — ежедневное проведение мероприятий режимных моментов. Организация спортивно-массовых мероприятий, раз в две недели.

-          Научно-методические условия — разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой.

-          Материально-технические условия — спортивный зал, физкультурный уголок в группе, спортивная площадка на улице, разнообразный спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, музыка для сопровождения занятий (игр), настольные игры.

-          Мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных условий.

Комплекс оздоровительных мероприятий:

-          Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН

-          Режим дня, системность

-          Утренняя гимнастика

-          Зарядка после сна

-          Физкультурные минутки в течения дня, пальчиковая гимнастика

-          Закаливание, массажные дорожки. Создание условий для полноценного сна

-          Мытье прохладной водой рук по локоть

-          Прогулки на свежем воздухе. Соблюдение сезонной одежды детей

-          Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке)

-          Подвижные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты, спортивные игры (с элементами различных видов спорта), групповые упражнения, в том числе на свежем воздухе

-          Рациональное, сбалансированное питание

-          Витоминотерапия, кислородные коктейли

-          Соблюдение правил личной гигиены

-          Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций

-          Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.

-          Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

-          Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

 

Литература:

 

1.         http://www.zdorovajaplaneta.ru

2.         В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова

3.         От рождения до школы, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4.         От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

5.         В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова

6.         Сборник подвижных игр; Э. Я. Степаненкова

7.         Подвижные и дидактические игры на прогулке; Н. В. Нищева.

8.         Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет; Л. А. Уланова, С. О. Иордан.

9.         Нескучная гимнастика; Е. А. Алябьева

10.     Пальчиковые игры; Е. А. Ульева.

11.     Физкультурные занятия в детском саду, старшая группа; Л. И. Пензулаева.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье сбережения, ребенок, укрепление здоровья детей, Утренняя гимнастика, большинство детей, двигательная деятельность, Российская Федерация, свежий воздух, совместная коллективная деятельность.
Задать вопрос