Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников
Автор: Копосова Екатерина Анатольевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.
Дата публикации: 06.03.2015
Статья просмотрена: 3694 раза
Библиографическое описание:
Копосова, Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников / Е. А. Копосова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/59/ (дата обращения: 16.11.2024).
Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек [1, с.5].
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Сегодня в связи с экологическим и социальным неблагополучием отмечается нарастающее ухудшения здоровья детей. Большинство детей приходящих в начальную школу не достаточно готовы к обучению, с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция качества здоровья, увеличивается число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно — сосудистой системы, заболеваниями верхних дыхательных путей. Это приводит к тому, что при условиях школьных нагрузок большинство детей с традиционной организационной системой воспитания оказываются в числе не успевающих учеников. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания «неуспеха», усугубляющего поведенческие и нервно-психические отклонения, а это в свою очередь приводит к асоциальным формам поведения. [2,с.5]
Следовательно, возникает необходимость создания системной работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Работая воспитателем старшей группы в МАДОУ № 20, для самообразования на 2014–15 учебный год взяла тему «Формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников», которая направлена на здоровый образ жизни дошкольников, включает в себя систему оздоровительных мероприятий, предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность.
Цель моей работы: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Воспитать психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребёнка.
Поставила перед собой задачи:
1. Оздоровительные
- охрана и укрепление физического, психического и социального здоровья детей;
- формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, прогулок и игр на свежем воздухе, закаливания;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
- прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников
2. Образовательные
- формирование у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
- научить " слушать» и «слышать» свой организм;
- учить осознавать ценность своей и ценность жизни другого человека;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.
3. Воспитательные
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;
- Формирование правильного поведения ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Сама деятельность разделена на два этапа, подготовительный и образовательный.
1. Подготовительный этап
Цели:
- Ознакомить с ежедневными правилами здорового образа жизни.
- Раскрыть индивидуальность и способности каждого ребёнка.
- Закрепить интерес к здоровому образу жизни через разнообразие игр.
- Развить основы коллективных отношений.
К концу подготовительного этапа дети должны:
- Знать и уметь пользоваться ежедневными навыками личной гигиены, знать и понимать для чего они нужны.
- Принимать активное участие в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, зарядка после сна, игры на улице, физ.минутка во время пассивных занятий)
- Иметь навыки совместной коллективной деятельности.
2. Общеразвивающий этап
Цели:
- Продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье сбережения.
- Обучать детей основным техникам физкультуры.
- Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности.
- Развивать у детей интерес к различным видам спорта.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и в правильном питании.
- Учить «слушать» и «слышать» свой организм.
К концу общеобразовательного этапа дети должны:
- Уметь пользоваться навыками здоровье сбережения, культурно-гигиеническими навыками.
- Активно участвовать во всех физически-развивающих мероприятиях.
- Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
- Понимать, что плохо влияет на организм, а что идет на пользу. Что вредно кушать, и что нужно кушать для развития организма.
- Различать свое состояние, здоров или болен.
- Иметь навыки совместной коллективной деятельности.
- Ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из важных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Я, как педагог, должна научить детей правильному выбору только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за своё здоровье.
Для успешного решения поставленных задач требуется выполнение условий:
- Организационные условия — ежедневное проведение мероприятий режимных моментов. Организация спортивно-массовых мероприятий, раз в две недели.
- Научно-методические условия — разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой.
- Материально-технические условия — спортивный зал, физкультурный уголок в группе, спортивная площадка на улице, разнообразный спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, музыка для сопровождения занятий (игр), настольные игры.
- Мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных условий.
Комплекс оздоровительных мероприятий:
- Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН
- Режим дня, системность
- Утренняя гимнастика
- Зарядка после сна
- Физкультурные минутки в течения дня, пальчиковая гимнастика
- Закаливание, массажные дорожки. Создание условий для полноценного сна
- Мытье прохладной водой рук по локоть
- Прогулки на свежем воздухе. Соблюдение сезонной одежды детей
- Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке)
- Подвижные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты, спортивные игры (с элементами различных видов спорта), групповые упражнения, в том числе на свежем воздухе
- Рациональное, сбалансированное питание
- Витоминотерапия, кислородные коктейли
- Соблюдение правил личной гигиены
- Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций
- Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.
- Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
- Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
Литература:
1. http://www.zdorovajaplaneta.ru
2. В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова
3. От рождения до школы, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
4. От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
5. В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова
6. Сборник подвижных игр; Э. Я. Степаненкова
7. Подвижные и дидактические игры на прогулке; Н. В. Нищева.
8. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет; Л. А. Уланова, С. О. Иордан.
9. Нескучная гимнастика; Е. А. Алябьева
10. Пальчиковые игры; Е. А. Ульева.
11. Физкультурные занятия в детском саду, старшая группа; Л. И. Пензулаева.