Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 08.10.2018

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Морозова, М. А. Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края / М. А. Морозова, О. В. Полетаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3452/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм — важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Воспитание любви к своей Родине, к родному краю начинается с дошкольного возраста, это очень сложный и длительный процесс, который играет огромную роль в становлении личности ребенка. В.Сухомлинский писал: «Годы детства — это прежде всего воспитание сердца», и невозможно патриотическое воспитание без воспитания сердца. Ведь человек может беречь, охранять и защищать только то, что он любит, что близко и дорого его сердцу.

Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе России.

В младшем дошкольном возрасте знания о родной стране дети получают в основном на занятиях и в процессе наблюдений, экскурсий, целевых прогулок или рассказов воспитателя, чтения художественных произведений (совместная деятельность).

Для решения задач патриотического воспитания используются следующие виды занятий:

‒ Непрерывная образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры, ИОС);

‒ занятия, во время которых дети на основе полученных знаний выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (художественная деятельность, творческое рассказывание).

В среднем дошкольном возрасте программа ознакомления с родным краем включает темы: «Правила дорожного движения», «Знакомство с общественно-бытовыми зданиями», «Знакомство с городом», «Знакомство детей с разновидностями транспорта», «Улицы нашего города». Задачей воспитателя является научить детей замечать все происходящее вокруг.

В основе ознакомления с родными местами мы проводим наблюдения, опираясь на впечатления, полученные детьми. Планируем экскурсии в парк, прогулки по ближайшим улицам и летом, и зимой, и ранней весной, и золотой осенью.

Дети стали убеждаться в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому.

В результате прогулок и экскурсий дети узнали, что в городе много улиц и каждая имеет свое название, что некоторые здания имеют общественное назначение (почта, ателье, магазины). Определяли их назначение по внешним отличительным признакам: на здании почты висит почтовый ящик, у магазина есть витрина с выставленными в ней продуктами или промтоварами.

Во время прогулок обращаем внимание на то, что в любое время года взрослые проявляют заботу о чистоте и порядке родного города: зимой расчищают дорожки от снега, весной сажают деревья и цветы, летом поливают, а осенью собирают опавшую листву. Ребята начинают понимать, что люди трудятся, чтобы их родной город становился краше и чище.

Также проводим целевые прогулки к памятникам, где дети узнают, кому установлен памятник, показываем, как люди бережно охраняют и ухаживают за ними.

Знания, полученные детьми во время наблюдений и прогулок, способствуют развитию их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют на темы: «Наша улица», «Наш детский сад».

Свои впечатления дети обыгрывают в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Почта», «Мы строим город», «Детский сад», «Путешествие на автобусе». Дети узнали, что если поехать на автобусе или поезде, то можно приехать в другой город нашей области — Самару.

Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки» и в «путешествия». Дети с увлечением играют в путешествия по реке, на которой живут — Волге.

Игры в «путешествия» способствуют развитию потребности в получении новых знаний о людях нашего города, о нашей области. Также знакомим детей с городом при рассматривании картин, иллюстраций. Сравниваем город и село. Рассматриваем картины, изображающие сельский и городской пейзаж, рисуем село и многоэтажные городские здания, конструируем постройки. Делаем вывод, что село меньше города, что в городе много улиц, большое движение транспорта. Закрепляем эти знания с/р игрой «Строители», где дети из крупного строительного материала строили дорогу в город, улицу города и т. п.

Знакомим детей с народными играми «Краски», «Фанты», «Горелки», «Лапта», «Большой мяч» и т. д.

Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся — задача, которая вполне по плечу любой семье. И в этом нам на помощь приходят родители. Мы стараемся привлекать родителей к общественной жизни детского сада, группы. Родители принимают участие в субботниках, устраиваем совместные прогулки в парк, экскурсии в музей истории города, совместное участие в праздниках.

Литература:

  1. Алешина, H. B. Ознакомление дошкольников c окружающей и социальной действительностью / H. B. Алешина — M.: ЦГЛ, 2005. — 168 c.
  2. Маханева, M. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / M. Д. Махнева — M.: Скрипторий, 2008. — 72 c.
  3. Рыбакова, И. B. Ознакомление c родным краем как средство патриотического воспитания.//Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5. — C. 14−17
  4. https://www.bibliofond.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, город, родной край, детский сад, дошкольный возраст, родная страна, общественная жизнь, патриотическое воспитание, прогулка, родной город.

Похожие статьи

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

В статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни о...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

В данной статье затрагивается одна из самых актуальных задач нашего времени — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Рассказывается о важности приобщения ребенка к культуре своего народа. Показана систематизированная работа по воспитанию...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО

В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного п...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка

Программа воспитательной работы по краеведению, которая предоставляет возможность познакомить детей в соответствии с их возрастными психологическими особенностями с культурой и историей своего района.

Похожие статьи

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

В статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни о...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

В данной статье затрагивается одна из самых актуальных задач нашего времени — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Рассказывается о важности приобщения ребенка к культуре своего народа. Показана систематизированная работа по воспитанию...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО

В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного п...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка

Программа воспитательной работы по краеведению, которая предоставляет возможность познакомить детей в соответствии с их возрастными психологическими особенностями с культурой и историей своего района.

Задать вопрос