Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [б] и буква Б» в подготовительной логопедической группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 17.07.2018

Статья просмотрена: 2738 раз

Библиографическое описание:

Баскова, С. В. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [б] и буква Б» в подготовительной логопедической группе / С. В. Баскова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3497/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: Закрепление акустико-артикуляционного образа звука [б] и зрительного образа буквы Б.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

‒ Закрепить слуховой и моторный образ звука Б.

‒ Совершенствовать навык звукового анализа (определение звука Б в словах, выкладывание слов из цветных фишек-звуков).

‒ Развивать фонематическое восприятие и представления.

‒ Провести звуко-слоговой анализ слова бабочка.

‒ Закрепить зрительный образ буквы Б, находить печатную букву среди неправильного графического написания буквы.

‒ Обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые».

‒ Формировать грамматический строй речи (образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением и притяжательные прилагательные).

‒ Учить печатать букву и слоги в тетради.

‒ Совершенствовать навыки составления и чтения слов.

‒ Отгадывать загадки.

‒ Контролировать произнесение поставленных звуков в речи детей.

‒ Развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия, взаимопроверки.

2. Коррекционно-развивающие:

‒ Корригировать зрительное и слуховое восприятие, пространственные отношения, тактильные ощущения, операцию обобщения.

‒ Развивать долговременную слуховую и кратковременную зрительную память, произвольную память, внимание, связную речь, мышление.

‒ Формировать двигательную активность.

‒ Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма, речевое дыхание.

3. Коррекционно-воспитательные:

‒ Воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, ответственность

‒ Развивать самостоятельность при работе со схемами и в тетрадях.

‒ Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Наглядный материал:

‒ Демонстрационный — игрушка Буратино; корзинка; пластмассовые игрушки насекомых; графическое изображение буквы Б; пособие «На что похожа буква Б?»; артикуляция звука Б в графическом изображении; на магнитах буквы и квадраты синего, зеленого и красного цветов; картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [б].

‒ Раздаточный материал — индивидуальные зеркала; предметные картинки; кассы букв и слогов; знаки-символы звуков синего, зеленого и красного цветов; тетради с графическим заданием Н. Нищевой; книга «Мой букварь» Н. Нищевой (стр. 31); цветные палочки; кубики с правильно и неправильно написанными буквами Б; большие и маленькие ключики на магнитах.

Предварительная работа:

‒ Выделение звуков из потока других звуков, слогов и слов, характеристика звуков, определение места звуков в слове.

‒ Беседа по теме «Насекомые» на НОД по развитию речи.

‒ Разучивание упражнений «Бабочка», «Буратино».

Ход ООД

I. Оргмомент

  1. Беседа

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Скажу вам по секрету, они пришли посмотреть на вас, послушать и еще порадоваться вашим успехам.

  1. «Цепочка дружбы» (психологический настрой)

Логопед: Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладоши, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

3. Введение в тему

«Назови гласный звук»

Логопед: Сядет на место тот, кто назовет гласный звук в словах: бак, бык, бор, боб, бант, бубен, бобр, бук, бур, борт, бок, бум.

С какого звука начинаются все слова?

Сегодня мы продолжим путешествие в страну знаний и познакомимся со звуком [б] и буквой Б.

«Отгадай загадку»

Логопед: Отгадайте, кто с нами отправится в путешествие?

У отца был мальчик странный,

Необычный — деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? (Буратино)

Из какой сказки прибыл к нам Буратино? Что искал Буратино в своей сказке? А зачем ему нужен был ключик? Чтобы открыть тайную дверь в волшебную страну нужно помочь Буратино, выполнить все задания, с которыми мы встретимся на пути. Вы готовы выполнить все задания?

«Волшебный ключик»

Логопед: Кто считает, что мы легко справимся с заданиями, прикрепите большой ключик. А кто сомневается в своем успехе — маленький ключик. (Дети крепят ключики на магнитную доску.)

II. Основная часть

  1. «Самомассаж языка» (артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами)

Логопед: Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами

И в конце погладим ласково губами.

  1. «Расскажи про звук [б]» (фонетическая зарядка)

Логопед: Давайте произнесем имя Буратино и четко выделим первый звук.

У Буратино в руках барабан. А как звучит барабан?

Дети: Б-б-б…

Рассматривание артикуляции звука Б в индивидуальных зеркалах и в графическом изображении на доске.

Логопед: Какой это звук? Расскажите про звук Б (Ответы детей: согласный, твердый, звонкий, губной). Каким цветом мы будем его обозначать?

Дети: Синим квадратом.

3. «Где звук [б]?»

Логопед: Буратино принес с собой корзинку, в ней лежат картинки.

Буратино просит поиграть с ним в игру: определите, где находится звук [б] (в начале, в конце или в середине слова)?

Буратино: Я — веселый Буратино,

У меня в руках корзина.

В ней найдете вы бобы, Кабачок, яблоко, грибы.

Ба! Да тут еще банан, Клубника, булка, барабан.

  1. «Пальчик-мальчик» (пальчиковая гимнастика)

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

(Прикоснуться кончиком большого пальца к кончикам остальных, начинаю с указательного)

5. «На что похожа буква Б?»

Логопед: Мы играли со звуком Б. Звуки мы слышим и произносим. А сейчас Буратино покажет вам букву Б. Буквы мы читаем, пишем, видим. Давайте четко произнесем название буквы Б. Посмотрите на букву Б, на что она похожа?

Демонстрация пособия:

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

(А. Шибаев)

Вот посмотрите — кто такой,

Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу.

(С. Маршак)

Логопед: Из каких элементов состоит буква Б?

В какую сторону смотрит буква Б? Письмо буквы Б на доске: Длинная вертикальная линия. А дальше? Полуовал с какой стороны: левой или правой? Что еще не хватает этой букве?

Письмо буквы Б в воздухе.

  1. «Раз-два повернись, вбукву Бпревратись» (Алфавит телодвижений)

Дети изображают букву Б.

  1. «Найди букву»

Логопед: Буратино хочет посмотреть, сумеете ли вы найти правильно написанную букву среди неправильно написанных. Найдите каждый одну правильно написанную букву, расположенную на кубиках и принесите ее к себе на стол.

8. «Напиши правильно»

Выполнение детьми графического задания: печатание буквы в тетради Н. Нищевой.

  1. «Буратино» (динамическая пауза)

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.

10. «Телеграф»

Логопед: Я предлагаю прогуляться по весенней полянке, полюбоваться природой и ее обитателями (звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Апрель».). Назовите обитателей весенней полянки (пластмассовые игрушки: бабочка, жук, муравей, пчела, оса, кузнечик, стрекоза, комар, паук, шмель, муха). Разделите эти слова на слоги. Назовите обитателей весенней полянки одним словом.

Дети: Это насекомые.

11. «Назови ласково»

Паук — паучок (комар, стрекоза, таракан, жук, пчела, муха).

12. «Чьи лапки, чья голова?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова (у пчелы, таракана, комара, паука).

13. «Отгадай загадку»

Логопед: На весеннюю полянку прилетела гостья, отгадайте, кто это?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка.)

  1. «Выложи бабочку» (развитие мелкой моторики)

Дети выкладывают контур бабочки из цветных палочек.

  1. «Бабочка» (динамическая пауза)

Сидя за столом, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить.

Спал цветок и вдруг проснулся (руки через стороны вверх — вдох),

Больше спать не захотел (выдох).

Шевельнулся, потянулся (плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы),

Взвился вверх и полетел (руки вниз).

Солнце утром лишь проснется (присед, исходное положение),

Бабочка кружит и вьется (маховые движениями руками, кружение).

  1. «Назови правильно звуки» (упражнение с разрезной азбукой и тетрадью)

Логопед: Сколько слогов в слове бабочка? Назовите звуки в первом слоге, во втором слоге. Сколько гласных и согласных звуков в слове бабочка?

Выложите схему слова бабочка на индивидуальном наборном полотне. Выполните схему слова в тетради.

  1. «Чтение азбуки» (Н. Нищева «Азбука», стр. 31)

III. Итог ООД

Логопед: Задания выполнены все. Дверь в волшебную страну открыта.

Мы помогли Буратино, он благодарит вас за помощь. У какой буквы и звука мы побывали в гостях? Какой это звук?

Логопед хвалит детей и предлагает оценить их вклад в работу группы, выбрать ключики соответствующего размера.

Каждый оценивает свой вклад в работу группы: маленький ключик — не доволен, сделал не все, что мог; средний ключик — мог бы лучше; большой — сделал все, что в моих силах для успеха группы.

Логопед благодарит за проделанную работу и прощается с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): буква Б, логопед, звук, весенняя полянка, бабочка, буква, ключик, ребенок, слово, волшебная страна.

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [Р]»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки и буквы А, Я»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы «Знакомство со звуком С»

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной группе «Грамотеи»

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звук З и буква З»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [Р]»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки и буквы А, Я»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы «Знакомство со звуком С»

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной группе «Грамотеи»

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звук З и буква З»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Задать вопрос