Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы
Автор: Замятина Наталья Владимировна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 20.08.2018
Статья просмотрена: 468 раз
Библиографическое описание:
Замятина, Н. В. Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы / Н. В. Замятина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3525/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова: ребенок, артикуляционная гимнастика, связная речь, детский сад, дошкольный возраст, дыхательная гимнастика.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи детей многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. У детей с тяжелым нарушением речи наблюдаются: строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи. Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь). Ребенок же с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношение с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. К 6–7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в детском саду и семье. Учитель-логопед организует взаимодействие всех субъектов образовательных отношений в коррекционно-педагогическом процессе ДОО. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи. Успех совместной коррекционно-педагогической работы во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда и всех специалистов детского сада (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников) и конечно же родителей. Каждый из специалистов ДОО, решая свои задачи, определенные основной общеобразовательной программой дошкольного образования, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Важным в работе воспитателя является закрепление на вечерних занятиях навыков по коррекции речи. Цель заданий по логопедии: не только исправить недостатки произношения, но и обогатить словарный запас, расширить кругозор, привить детям навыки чтения и письма, развивать мелкую моторику мышц пальцев, развивать слуховое, зрительное восприятие и логическое мышление. С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, необходимо заниматься каждый день.
Основная деятельность детей — игровая. Поэтому все занятия должны строиться по правилам игры. Ребёнок должен помнить, что вечерние занятия с воспитателем — это не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть.
Чтобы занятие превратилось в игру мы используем дидактическое пособие — книгу «Говоруны», совместно разработанную педагогами нашего коллектива. В книге предлагаются упражнения по формированию лексико-грамматических категорий, артикуляционная гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, фонематического восприятия и связной речи.
Начинается занятие с первой страницы с артикуляционной гимнастики, которую выполняем по 3–5 минут в день. Цель: отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения.
Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Выполняются все упражнения перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка. Проводить необходимо эмоционально, в игровой форме. Для выполнения артикуляционной гимнастики разработана картотека упражнений и прилагается индивидуальное зеркало.
Следующая страничка посвящена дыхательной гимнастике. Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом, так как некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Правильное носовой дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения. Для выполнения дыхательной гимнастики разработана картотека заданий, которая прилагается к книге.
Далее страничка направлена на развитие мелкой моторики. Ежедневные пальчиковые игры оказывают значительное стимулирование речевых зон коры головного мозга и положительно воздействуют на речь ребенка. Можно массировать отдельно каждый пальчик кольцами Су-Джок, проговаривая стишки. Постепенно ребенок начнет говорить плавно, свободно, эмоционально. Одновременно кисти рук приобретут подвижность, уверенность, движения не будут скованными, что так важно для процесса письма. Составлена картотека пальчиковых игр, прилагаются массажные шарики Су-Джок.
Следующая страничка книги — иллюстративный материал по закреплению лексической темы, изучаемой на логопедическом занятии. Предполагает обогащение словарного запаса, активизации словаря путём рассматривания картинок и их обсуждение, ответов на поставленные вопросы.
Далее страничка посвящена развитию грамматических категорий и связной речи. Дети часто затрудняются в составлении предложений с опорными словами. Гораздо легче научиться это делать, рассматривая предлагаемую картинку и описывая её одним или несколькими предложениями. Прислушиваясь, как изменяется заданное слово, ребенок усваивает основные закономерности этих изменений. Выполняя задания, дети научатся правильно употреблять предлоги, согласовывать между собой различные части речи, грамотно строить правильные высказывания.
Последующие страницы книги отведены индивидуальным заданиям для каждого ребенка по автоматизации поставленных звуков. Для этого используем игры, стихи, считалки, чистоговорки, загадки, которые служат для выработки правильного произношения и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Стихи, загадки, насыщенные изучаемым звуком, нужно прочитать ребенку целиком, разобраться вместе с ним в их содержании. Повторить их вслух несколько раз, чтобы он привык произносить нужный звук в речевом потоке. Рекомендуется проговаривать слова четко, повернувшись лицом к ребенку, он должен видеть движения губ и запоминать их. Необходимо добиваться, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил звуки в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за взрослым.
Игры и упражнения, напечатанные на ярких и эстетически красивых карточках и расположенные в книге «Говоруны», делают логопедические задания интересными, весёлыми и даже азартными. Они помогают быстро привыкнуть детям к правильному произношению отрабатываемых звуков. Произнести новый для ребенка звук в слове, использовать его в повседневной речи — дело непростое. А соединить этот процесс с осмыслением значением слова, его грамматического строения, места во фразе — задача очень сложная. И самое главное — это пособие очень облегчают взаимодействие логопеда и воспитателя.
У всех специалистов ДОО возникает вопрос: а как сделать родителей участниками образовательного процесса, создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду? Эффективность коррекционно-педагогической работы во многом зависит от правильно организованного взаимодействия педагогов с родителями.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Однако основная масса родителей не знает, чем непосредственно занимаются учителя-логопеды с детьми на коррекционных занятиях. Поэтому наряду с индивидуальными консультациями для родителей используется и групповые формы работы. Например, совместные логопедические занятия родителей с детьми, где взрослые могут оценить уровень развития речи их детей и овладеть приёмам артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, элементам самомассажа лица и кистей рук, игровыми тренингами для развития мелкой и общей моторики; познакомиться с простыми, но интересными и полезными играми, в которые могут поиграть с ребенком в любое удобное для них время.
Цель совместных занятий: вовлечь родителей в коррекционный процесс, достичь единства требований к ребёнку. Основной задачей является формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми, обучению способам и приёмам коррекции речевых нарушений, которые они могут использовать непосредственно в домашних условиях.
Важную роль для ребенка на занятие играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу у детей дошкольного возраста, необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: АРТ ЛТД,1998г.
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. — СПб.: Литера, 2012
- Агронович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2012.
- Корнев А. Н., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. Методическое пособие с иллюстрациями для развития связной речи, памяти, внимания, мышления.- СПб.: Паритет, 2000.
- Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Читать раньше, чем! Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией. — Ек.: Литур-опт, 2013
- Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Лексика, грамматика, связная речь. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей 4–7 лет. — Ек.: Литур-опт, 2013
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО
Ключевые слова
ребёнок, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, детский сад, связная речь, артикуляционная гимнастикаПохожие статьи
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада
Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.
Формирование нормативной звукопроизносительной базы дошкольников с ОНР путем оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата, согласно принципу биоэнергопластики
Авторы раскрывают цели биоэнергопластики, рассказывают о ее применении в образовательной работе с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи). Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве
Для детей с ОВЗ актуально применение на уроках физической культуры специальных оздоровительных методик обучения, которые учитывают функциональную связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных орг...
Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Похожие статьи
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада
Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.
Формирование нормативной звукопроизносительной базы дошкольников с ОНР путем оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата, согласно принципу биоэнергопластики
Авторы раскрывают цели биоэнергопластики, рассказывают о ее применении в образовательной работе с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи). Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве
Для детей с ОВЗ актуально применение на уроках физической культуры специальных оздоровительных методик обучения, которые учитывают функциональную связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных орг...
Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.