Пластика движений — важный аспект развития ребенка
Автор: Костюшина Ирина Валентиновна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 24.09.2018
Статья просмотрена: 761 раз
Библиографическое описание:
Костюшина, И. В. Пластика движений — важный аспект развития ребенка / И. В. Костюшина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3530/ (дата обращения: 16.11.2024).
В наш век ребенок стал хранителем и пользователем информационных технологий. Он может пользоваться компьютером, планшетом, телефоном, но его эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, умение строить доброжелательные отношения в социуме остаются в стороне его жизни.
Согласно теории Выготского Л. С., наиболее существенная линия в развитии человека представлена становлением его сознания. Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности его саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы. Сегодня каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и в настоящем, и в будущем. Подразумевается, что счастливый ребенок-физически здоровый, умственно и эстетически развитый. Не секрет, что в настоящее время умственное развитие ребенка приобретает первоочередную значимость не только для родителей, но и для некоторых педагогов. Однако только позитивное настроение, эмоциональное благополучие могут способствовать развитию творческой инициативы. Успешное самоутверждение в жизни не возможно без способности строить позитивные взаимоотношения с окружающими миром, что включает в себя умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими, выражать их так, чтобы быть понятым окружающими правильно. И именно занятия выразительными движениями, развивающие пластику движения, мимику, пантомимику, с помощью которых люди выражают свои эмоции, помогают ребенку познать и осознать чувства другого и свои собственные, развивают способность сочувствовать, сопереживать, устанавливать контакты. Эти движения представляют собой своеобразный язык общения (невербального общения), способствуют развитию творческих, да и интеллектуальных, так нужных, по мнению взрослых, способностей. Как известно, средства воспитания должны быть соотнесены с одной стороны с необходимостью усвоения определенного содержания, норм, правил; с другой стороны- с возможностями детей, их интересами, потребностью в самореализации. Ученые, психологи утверждают, что на 50 % успешность в социальном становлении личности зависит от коммуникабельных способностей человека, развития его эмоциональной сферы.
Современному педагогу ДОУ необходимо формировать «выразительное движение» как способ пробуждения «души» ребенка, развитие его эмоционально- чувственной сферы, творческих способностей.
Создание системы целенаправленной работы по обучению «выразительным движениям» — задача многогранная. Потребность в двигательной активности у детей дошкольников настолько велика, что физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И хотелось бы, чтобы занятия «выразительными движениями» помогали творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Система целенаправленного обучения языку выразительных движений, способствующих развитию способностей к эмоционально- пластическому самовыражению, перевоплощению в игровой образ позволит раскрыть для ребенка особенности окружающего мира. Форма изображения различных явлений в пластических движениях особая, доступная пониманию ребенка. Он (ребенок) осознано относится к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру, и это развивает его самосознание, побуждает к творчеству, развивает умение управлять своими эмоциями. В процессе обучения ребенок осознает свои двигательные действия и сам строит динамический образ движения, который по мнению В. П. Зинченко представляет собой чувственно-предметное действие, наполненное когнитивными, аффективно- смысловыми образованиями. Движение живо не столько своими внешними, предметными формами, сколько внутренними, чувственными. Как известно, чем раньше мы дадим ребенку гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. На основе имеющихся методик работы с детьми (программа Л. А. Венгера «Развитие», дополнительный раздел) более старшего возраста, встала необходимость в организации работы с детьми младшего возраста, апробировать систему детского творчества. Создание благоприятных условий для начального развития образно-пластического творчества является одним из важнейших компонентов развития творческого потенциала личности. Необходимо создание предметно-развивающей среды-уголка «пластики» с названиями- «Игрушки», для малышей; «Волшебная палочка», средний возраст; «Сказка», для старших дошкольников. Для поддержания интереса и дальнейшего развития нужно разработать систему задач на каждый возраст детей, создать героя-«Пластилинчика»; используя разнообразные формы работы организации детей в разных видах деятельности, сформировать устойчивый интерес к пластике
Вот теперь можно и перейти к обучению. Работа ведется по этапам, где у каждого этапа свои задачи и пути их решения: на 1 этапе важно научить детей помимо «операциональной» моторики (т. е. техники выполнения движения) еще и выразительной моторике. Для достижения этих задач используются передача образов разных персонажей (игрушки, животные), их внешние действия, передача внутренних свойств образа, в контрасте (грустный- веселый и т. д.). На следующем этапе ребенок уже сам ищет самостоятельно новые способы образно- пластического взаимодействия, способы детализации, разыгрывания сказочных и придуманных сюжетов. Создаются условия для межличностного общения и сотрудничества. Пополняется уголок новыми костюмами и предметами. Используются методы моделирования деятельности взрослого для развития активности у пассивных и застенчивых детей, прослушивание музыкальных композиций и выбор движения самостоятельно и с использованием схем, координация действий одного персонажа, простая передача сюжета:-только движениями рук; только движениями ног.Затем ставится задача дальнейшего освоения способов реализации образа и развития умения четко воспринимать (понимать) партнера, построение образно-пластической композиции. Условия создаются таким образом, чтобы ребенок старшего дошкольного возраста мог самостоятельно с импровизацией выполнять поставленные задачи. Для этого используются следующие методы и приемы:
– дальнейшее освоение способов детализации образов;
– развития умения четко воспринимать и понимать партнера;
– освоения новых способов условно-сценического взаимодействия;
– работа воспитателя по указанию детей, презентация костюма или его деталей;
– изготовление карточек –задач, передающий развернутый сюжет пластической композиции;
– использование дневника развития каждого ребенка;
– разработка условных обозначений для передачи их в пластике.
Результат диагностики развития пластики движения, как части развития творчества, самостоятельности, умения общаться между собой и социализации детей показал на каждом этапе свою положительную динамику. Сначала это рост «операциональной моторики», т. е. техники выполнения движения, затем повышение уровня овладения выразительной моторикой и к концу дошкольного детства-это возможность проявить пластическое взаимодействие Система, апробированная на практике, показала свою эффективность. Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Красота движения и ребенка, и взрослого, как считали древние греки, Жак Далькроз, Айседорра Дункан и многие другие, прежде всего в естественности, непринужденности, выразительности и одухотворенности. А все эти качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического. А. Я. Герд писал: «Человек с тонкими внешними чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он несравненно проницательнее и находчивее, глубже вникает во все, а поэтому и работает основательнее; из всего извлекает большую пользу; находит живой интерес и принимает живое участие там, где другой останется совершенно равнодушным»
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Эти идеи важны для воспитания и в современном очень не простом и жестоком мире, и, наверное, естественно стремление педагога к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность формулы Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей- к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте»…