Мини-музей в проектной деятельности
Авторы: Тихонова Марина Сергеевна, Мастяйкина Татьяна Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 28.09.2018
Статья просмотрена: 122 раза
Библиографическое описание:
Тихонова, М. С. Мини-музей в проектной деятельности / М. С. Тихонова, Т. В. Мастяйкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3533/ (дата обращения: 16.11.2024).
Воспитание толерантности как одной из черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств; невозможен мир на земле.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования говорится о формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира.
Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является благоприятным для развития многих нравственных качеств и в первую очередь толерантности. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве.
Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных мероприятий, видов деятельности, методов и средств, взаимодействия с родителями. Важная роль в этом отводится педагогу. Проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы при реализации проекта.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан и апробирован проект «Радуга дружбы». Проект рассчитан на два года и может применяться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников толерантного отношения к людям разных национальностей.
Работа по проекту осуществлялась в три этапа:
На первом этапе организационно-подготовительном мы определили цели и задачи работы. Провели организационно-подготовительную работу с детьми и родителями. Подготовили информационно-методический и наглядно-дидактический материал, мультимедийные презентации.
На втором основном этапе осуществлялась непосредственная реализация проекта: проводились мероприятия с детьми и родителями, социумом по нескольким направлениям. «Моя семья, моя родословная». В данном направлении дети познакомились с родословной своей семьи, вместе с родителями составили рассказы и оформили семейные альбомы. Познакомились с понятием «Моя национальность».
Следующее направление работы: «Я и детский сад». Организованы занятия, беседы о дружбе, друзьях, толерантности. Дети узнали, что нашу группу посещают дети разных национальностей, пригласили в гости и познакомились с сотрудниками детского сада разных национальностей. Были организованы различные виды продуктивной деятельности, чтение художественных произведений о дружбе.
Была проведена большая работа по направлениям «Город Прокопьевск — многонациональный» и «Национальности моего края». С воспитанниками организованы занятия, беседы, интеллектуальные игры о людях разных национальностей, живущих в городе Прокопьевске и Кемеровской области. Дети услышали рассказы о татарском празднике — «Сабантуй» и русском празднике «Масленица». На экскурсии в краеведческом музее познакомились с коренными народами Кузбасса, их национальной одеждой, обычаями, культурой. При посещении Вернисажа увидели изделия декоративно-прикладного искусства национальных мастеров города. На празднике «Ярмарка», организованным совместно с библиотекой, играли в народные игры, водили хороводы, изготавливали обереги.
При ознакомлении с направлениями «Россия — страна многонациональная», «Разные страны и народы нашей планеты» с детьми проведены занятия, беседы, викторины о народах России. Совершены виртуальные экскурсии по разным странам и континентам, дети познакомились с культурой разных народов. С помощью игр узнали, кто на каком языке говорит, какую носит одежду, подготовили пожелания и подарки друзьям. Рассматривали куклы в национальных костюмах. Изготовили цветок толерантности и коллаж «Дети планеты». Познакомились с музыкальными инструментами и музыкальными произведениями народов России и мира. Проведен праздник «Дружба народов».
Данный проект реализован в совместной деятельности с семьями воспитанников, с родителями проведено: — анкетирование; консультации; совместные экскурсии и праздники, оформлен мини-музей.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы называем их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Благодаря продолжительности проекта, в течение которого создаётся и существует мини-музей, дети получают возможность реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. Длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребности в этом.
В нашем мини-музее «Прокопьевск — многонациональный», прежде всего, были собраны экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём народе, его быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда. Основным достоинством мини-музея в группе является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. В процессе занятий и игровой деятельности ребята имеют возможность взять с выставки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например: рассмотреть кукол в разных национальных костюмах (в нашем музее их более 20 керамических, есть тряпичные куклы разных национальностей ручной работы), сложить матрёшку, примерить армянский, татарский или русский костюмы. Посмотреть, как работает самовар, поиграть в такие игры, как «Подбери подходящий узор», «Третий лишний».
Так же в «мини — музее» представлены музыкальные инструменты разных национальностей, папки передвижки: «Костюмы разных национальностей», «Национальные блюда», библиотека детских книг разных народов и стран. Мы считаем, что «мини — музеи» являются одним из немаловажных этапов, в ходе реализации проекта.
Третий этап проекта итоговый.
Итоги проекта были представлены на педагогическом совете дошкольного учреждения, на групповых родительских собраниях.
Продукты проекта:
– картотека подвижных игр народов России и мира;
– библиотека детских книг разных народов и стран;
– выставка кукол в национальной одежде;
– мини-музей «Прокопьевск — многонациональный»;
– буклеты для родителей;
– памятки для педагогов;
– выставка детского творчества.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности ребенка, формирование дружбы, толерантности.
Мы все разные, но необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур, научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо всего мира. Пусть будет мир и согласие среди людей разных национальностей во всем мире, и будут счастливы дети на всей планете.