Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 4789 раз

Библиографическое описание:

Клементьева, Е. Е. Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней группе / Е. Е. Клементьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3540/ (дата обращения: 16.11.2024).



Детство… Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных — первых — встреч с этим миром. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается с коротких стихов, потешек, русских народных сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Детская художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства детей и взрослых, позволяет восполнить недостаточность общения дошкольников с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают воспитанников в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.

Ребенок, погружаясь в сказочный мир, восходит как на уровень уже освоенного социокультурного материала, так и на уровень еще не познанного человечеством («образа потребного будущего»).

В сказке всегда есть косвенные указания на точки роста человеческих возможностей и способностей. Проникая через сказку в толщу культурно-исторических пластов развития человечества, ребенок обретает креативный вектор, повышается его индивидуальный творческий потенциал будущего активного читателя.

Воспитание будущего читателя — процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

Актуальность проблемы.

Снижение читательского интереса с одной стороны и очевидность того, что чтение в современном мире — обязательное слагаемое жизненного успеха, с другой стороны.

Цель проекта: приобщение детей и их родителей к чтению детской художественной литературы.

Задачи проекта:

– сформировать интерес к книгам и детскому чтению, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя;

– развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность в процессе приобщения дошкольников к литературе;

– расширить кругозор детей, обогатить и активизировать словарный запас;

– развивать элементарные дизайнерские и творческие способности детей путем привлечения их к оформлению книг-самоделок для малышей;

– воспитывать ценностное отношение к книге как к произведению искусства;

– привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду, возродить чтение в кругу семьи.

Предварительная работа с детьми:

– тематическое оформление групповой комнаты;

– рисование совместно с родителями героев любимых сказок;

– чтение детских сказок, рассказов, стихов;

– выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания;

– подбор портретов детских поэтов и писателей.

Вид, тип проекта: краткосрочный.

Участники: дети средней группы, родители, педагоги.

Итоговое мероприятие: презентация книг-самоделок младшим дошкольникам.

Предполагаемый результат.

– Знакомство со сказочными сюжетами разовьет у средних дошкольников первые нравственные нормы, шаг за шагом сформирует интерес и любовь к литературе.

– Расширится кругозор детей, обогатится и активизируется их словарный запас.

– Возродится семейное чтение.

С развитием различных современных технологий смартфонов, планшетов, компьютеров книга перестала быть важным предметом не только в жизни детей дошкольного возраста, но и их родителей. Еще не так давно, книга считалась лучшим подарком для каждого ребенка, сейчас ее место заняли техника, и всевозможные электронные игрушки. Традиция домашнего чтения, к сожалению, ушла в небытие.

Неделя детской книги в средней группе была условно разделена на пять тем.

Понедельник — день сказки. Открытие «Недели книги». В группе была оформлена тематическая книжная выставка. Дети познакомились с выставкой, рассмотрели книги, вспомнили знакомые русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», а также сказки В. Г. Сутеева, С.Михалкова, братьев Гримм, Ш. Перро, К, Чуковского. Разучили новые игры: «Кузовок со сказками», «Угадай сказку». Провели викторину «Путешествие по сказкам».

Во вторник в день знатоков книги мы познакомили детей с историей книги, побеседовали о правилах обращения с ней, рассмотрели обложки книг, узнали, что такое иллюстрация, литературный текст, переплет, страница, познакомились с понятием типография, библиотека. Поразмышляли на тему: «Для чего же нам нужны книги?»

В среду в день игры и театра «Мы играем в сказку» в группе была организована театрализованная и игровая деятельность по желанию детей, созданы условия для самостоятельного творчества в игре с использованием уголка «Ряжения». По случайному совпадению в этот день в наш детский сад приезжали артисты из самарской филармонии. Наши ребятки с удовольствием посмотрели детский спектакль. Дети закрепили такие понятия как театр, спектакль, сцена, артисты, зритель. Во вторую половину дня была развернута сюжетно-ролевая игра «В книжном магазине».

В день творчества «Делаем сами — своими руками» мы с детьми пробовали иллюстрировать сказку, и хотя наши иллюстрации оказались не совсем удачными, подвели навыки рисования, дети остались очень довольны своим творческим результатом. После сна была организована работа по ремонту старых книг в уголке «Книжкина больница».

В день закрытия недели детской книги дети принесли совместно изготовленные с родителями книжки-самоделки для малышей, с большим интересом их рассматривали, обсуждали. А после завтрака состоялась презентация изготовленных книг малышам группы.

План мероприятий

Тема дня

Порядок работы

Деятельность детей

Деятельность воспитателей

Деятельность родителей

понедельник

День

сказки

«В мире много сказок…»

Открытие «Недели книги».

Оформление тематической книжной выставки в группе.

Работа в книжном уголке.

Беседа «Правила обращения с книгой».

Разучивание игр: «Кузовок со сказками», «Угадай сказку».

Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.

Рассматривание иллюстраций в книжках.

Оформление и обзор выставки методической литературы,

Рассказ воспитателя«История книги» — Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций.

Консультация «Театр на кухонном столе».

Ознакомление памятки «Прививаем детям любовь к чтению».

вторник

«День знатоков книги»

Занятие познавательного характера «Такие разные книги».

Беседа о правилах обращения с книгой.

Участие в викторине «Путешествие по сказкам».

«Эти забавные животные». Чтение и прослушивание сказок, рассказов, стихов, загадок о животных, произведения Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского.

Оформление памятки «Знакомство дошкольников с художественной литературой».

Оформление картотеки дидактических игр, подбор художественных произведений по теме.

Оформление тематической выставки книг.

Участие в викторине.

Оказание помощи в создании условий для проведения театрализованных и сюжетно-ролевых игр (изготовление необходимых атрибутов).

среда

День игры итеатра

«Мы играем всказку»

Организация театрализованной и игровой деятельности детей, создание условий для самостоятельного творчества детей в игре.

Сюжетно-ролевая игра «В книжном магазине».

Инсценировки любимых сказок.

Театрализованные и сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Прослушивание русских народных сказок.

Оформление памятки «Знакомство дошкольников с художественной литературой».

Оформление картотеки дидактических игр, подбор художественных произведений.

Консультация «Чтобы сказка не стала скучной».

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в нашем доме».

четверг

День творчества

«Делаем сами— своими руками».

«Книжкина больница» — организация работы по ремонту старых книг.

Организация продуктивной деятельности детей на основе литературных произведений.

Выставка работ совместного творчества «Делаем сами — своими руками».

Организация работы в уголке «Книжника больница».

Сюжетно — ролевая игра «Книжкина больница».

С/р игра

«Книгоиздатели» — Рисование, лепка, аппликация по сюжетам литературных произведений «Моя любимая сказка», «Портрет сказочного героя», «Потешный городок».

Рассказ воспитателя

«Путешествие по полочке умных книг».

Оформление буклета «Родителям — о детском чтении».

Консультация «Что и как читать дома?», «Круг детского чтения».

Изготовление книг-самоделок — совместное творчество родителей и детей.

Участие в творческой выставке «Делаем сами — своими руками».

пятница

День закрытия «Неделя детской книги».

Презентация группового книжного уголка, книжной выставки.

Подведение итогов «Недели детской книги».

С/р игра «Библиотека».

Презентация книг-самоделок младшим дошкольникам.

Подготовка к презентации книг-самоделок младшим дошкольникам.

Создание творческой группы по выпуску тематического журнала «Книжка нашего детства».

Закрытие «Недели детской книги».

Результат реализации проекта:

– познакомились с творчеством детских писателей;

– вспомнили русские народные сказки;

– расширился кругозор, активизировался словарный запас при ознакомлении с иллюстрациями детских книг (обложка, переплет, иллюстрация, типография, шрифт, буквы и т. д.);

– сформировались зачатки элементарных дизайнерских и творческих способностей детей путем привлечения их к оформлению книг-самоделок для малышей;

– систематическое домашнее чтение ребенку на ночь, сформировало у дошкольника привычку ежедневного общения с книгой, развило интерес к детской художественной литературе, сплотило всех членов семьи.

Планы на будущее.

– Продолжать работу по формированию у наших воспитанников интереса к книгам и детскому чтению, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя.

– С помощью родителей пополнить книжный уголок группы новыми иллюстрированными изданиями любимых книг.

– Посетить детскую районную библиотеку.

Литература:

  1. Тематические недели в детском саду /Авт.-сост. Т. Н. Сергеева. — М.: Планета, 2013. — 128 с. — (Дошкольное образование)
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, детская книга, книга, ребенок, день, детское чтение, игра, детская художественная литература, презентация книг-самоделок, создание условий.

Похожие статьи

Детско-родительский образовательный проект «Пока часы двенадцать бьют!»

Педагогический образовательный проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста»

Внеклассное мероприятие «Азбука профессий»

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город» (познавательное развитие)

Тематическая неделя «Осень» в средней группе ДОУ

Конспект образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Широкая Масленица!»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Поможем гномику найти здоровье»

Литературно-лингвистическая викторина «Интеллектуальное казино» для учащихся 7–8-х классов

Конспект занятия по творческому труду «Дымковские узоры» для учащихся 10-12 лет

Проект «Именины Деда Мороза» в младшей, средней группе

Похожие статьи

Детско-родительский образовательный проект «Пока часы двенадцать бьют!»

Педагогический образовательный проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста»

Внеклассное мероприятие «Азбука профессий»

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город» (познавательное развитие)

Тематическая неделя «Осень» в средней группе ДОУ

Конспект образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Широкая Масленица!»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Поможем гномику найти здоровье»

Литературно-лингвистическая викторина «Интеллектуальное казино» для учащихся 7–8-х классов

Конспект занятия по творческому труду «Дымковские узоры» для учащихся 10-12 лет

Проект «Именины Деда Мороза» в младшей, средней группе

Задать вопрос