Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения
Автор: Прокофьева Елена Ильинична
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 23.09.2018
Статья просмотрена: 1901 раз
Библиографическое описание:
Прокофьева, Е. И. Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения / Е. И. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3555/ (дата обращения: 16.11.2024).
Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий, каждый ребенок — личность, обладающая своими особенностями.
В мировой практике социально — правовой защиты детства выделяется категория детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества, — это дети с ОВЗ.
Отклонения в развитии приводят к ограничению коммуникативных возможностей, а вследствие этого к возникновению значительных проблем в процессе социализации. Формирующейся личности грозит «выпадение» из этого социального и культурно обусловленного пространства, что нарушает связь с социумом, культурой как источником развития (Л. С. Выготский,1991г.). Поэтому организация социально — педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно — компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором. Интегрированный подход, не упуская из виду заболевание, предполагает совместное преодоление его трудностей в обычном детском обществе, обеспечивает право на развитие и социальное творчество каждому ребенку вне зависимости от его исходного багажа.
Таким образом, особую значимость приобретает изучение и научное обоснование системы социально — педагогической деятельности по социализации детей с отклонениями в развитии, направленной на максимальное раскрытие их потенциала, обеспечение наиболее полной социальной адаптации, полноценной независимой жизни в обществе, что является на сегодняшний день актуальной проблемой.
В связи с этим, целью организации социального развития в детском саду выступает интеграция (социализация, адаптация и коррекция) детей с ОВЗ в обычном социуме. Необходимо, используя все познавательные способности детей и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, повышать качество их жизни и жизни их родителей. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Адаптация и абилитация детей с особенностями развития в обстановке интегративного детского сада (формирование психоречевой и когнитивной компетентности, самостоятельности, развитие эмоционально-волевой сферы и произвольности).
2. Формировать толерантность у детей дошкольного возраста (воспитание способностей к социальному сотрудничеству).
3. Выстраивать развивающую среду для детей с особыми потребностями с учетом динамики их актуальных возможностей: разработка программ индивидуального развития, и программ, рассчитанных на совместную деятельность детей интегрированной группы.
4. Развивать толерантное самосознание (личностное и профессиональное) у родителей и педагогов ДОУ.
Социальное развитие детей с ОВЗ в условиях массового детского сада осуществляется по направлениям:
- Индивидуальная работа с ребенком, имеющим ОВЗ.
- Фронтальная работа со здоровыми детьми интегрированной группы.
- Групповая работа с детьми интегрированной группы как способ взаимодействия детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
- Взаимодействие с сотрудниками ДОУ, направленное на улучшение процесса адаптации и последующей интеграции ребенка с ОВЗ в условиях массового детского сада.
- Организация медико-социально-педагогического сопровождения семей, имеющих ребенка с ОВЗ.
- Взаимодействие с семьями нормально развивающихся детей, посещающими интегрированную группу, направленное на педагогическое просвещение и формирование социальной компетентности и толерантности по отношению к детям с ОВЗ.
Таким образом, работа по организации социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения охватывает все структуры социального окружения ребенка и направлена на создание условий для максимально благополучного вхождения его в социум.
Организация социального развития ребенка с ОВЗ в условиях его интеграции в массовый детский сад осуществляется в несколько этапов: пропедевтический, адаптивно — развивающий, заключительный.
- Пропедевтический этап включает два основных тесно взаимосвязанных аспекта:
1) социально-педагогическая диагностика семейного, средового, образовательного пространства во всех направлениях деятельности по социальному развитию ребенка с ОВЗ;
2) социально-психологическая подготовка среды к принятию ребенка с ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:
– работа с сотрудниками ДОУ;
– работа с родителями здоровых детей, посещающими интегрированную группу;
– работа с нормально развивающимися детьми интегрированной группы;
– работа с детьми с ОВЗ
– работа с семьями детей, имеющими отклонения в развитии.
- Адаптационно-развивающий этап предполагает реализацию программ по социальному развитию детей в условиях интеграции. Содержание работы на данном этапе охватывает ряд аспектов:
- Индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ.
Организация коррекционной работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодействия.
Основополагающим содержанием организации социального развития на данном этапе является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе сотрудничества лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход непосредственного восприятия в познавательный интерес становится у ребенка основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми. В процессе коррекционно — педагогической работы у ребенка складывается представление о себе и происходит открытие своего «я». Ребенок приходит к осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти», накопление жизненного опыта, через приобщение его к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров.
Таким образом, социальное развитие ребенка с ОВЗ подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.
- Содержание работы с детьми в интегрированной группе.
Оказание помощи детям в налаживании взаимоотношений со сверстниками и воспитателями, обеспечение принятия ребенка таким, какой он есть, детьми и взрослыми, возможность увидеть просто ребенка, а не его дефект — вот основные задачи социально — педагогической работы в условиях интеграции на данном этапе.
Для решения этих задач применяются:
– специальные циклы занятий, направленных на повышение активности, самостоятельности, увеличение коммуникабельности «Круг»,
– занятия по арт — терапии: сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапия, рисуночная терапия (О. А. Карабанова, В. Экслайн);
– занятия по формированию толерантности у дошкольников.
Организация занятий осуществляется усилиями всех специалистов, работающих в группе. Так, специально структурированное комплексное занятие «Круг» проводится ежедневно в начале дня в одно и то же время психологом при активном участии и сопровождении воспитателя, помощника воспитателя. Традиционность в построении данных занятий дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира.
Занятия по групповой сказкотерапии /терапии песком проводит педагог — психолог два раза в неделю в первой половине дня, продолжительность занятий 20–30мин. с учетом соматического состояния ребенка с ОВЗ на конкретный момент времени. Занятие по сказкотерапии предполагает в случае неготовности ребенка «уйти» от взрослого присутствие кого — либо из родителей или значимых близких, к кому ребенок испытывает эмоциональную привязанность. Наряду с этим форма занятия может быть и индивидуальной в случае необходимости адресного внимания (тревожность, дискомфорт в группе, агрессивность, заторможенность). Занятие по песочной терапии проводятся в период адаптации по типу игр в песочнице, затем как самостоятельное комплексное занятие, направленное на системное решение задач программы.
Занятия по музыкотерапии содействуют развитию коммуникативных навыков, творческого воображения, оказывают помощь в ощущении себя частью общества и, наоборот, понимании собственного «я» и своего личного внутреннего мира. Проводит музыкальный руководитель в первой половине дня. Форма занятий: фронтальная (присутствие всей возрастной группы), по подгруппам (3–5 детей), индивидуальная.
Занятия по рисуночной терапии, направленные на снижение эмоционального тонуса, импульсивности эмоциональных реакций, повышение степени самопринятия и самооценки проводит воспитатель — педагог дополнительного образования. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю, продолжительность до одного часа с подгруппами детей.
Группы для всех видов занятий формируются после диагностического обследования, с учетом рекомендаций психолога, логопеда и на основании наблюдений воспитателя. Главная задача — обеспечить комфортное состояние детей при безусловном доверии к ведущему взрослому на всех видах проводимых занятий.
Так же на данном этапе большое внимание уделяется решению задач по формированию толерантности у детей дошкольного возраста по следующим направлениям (В. В. Алексеева, М. М. Прочухаева):
– к людям с ограниченными возможностями;
– научение способам разрешения конфликтов;
– «Все мы похожи — все мы разные» — изучение индивидуальных и общих особенностей людей.
Методика по развитию принятия ребенка с ограниченными возможностями — формирует в детях в здоровых детях способность видеть особенности детей с нарушениями в развитии. С другой стороны, игротерапевтические занятия позволяют каждому ребенку испытать чувство принадлежности («Я, так же, как и все, люблю, когда обо мне заботятся»). Ребенок, с детства умеющий принимать особенности другого человека, вырастает толерантным взрослым.
Практическая детская конфликтология помогает детям справиться с подавленной агрессией, осознать свои желания, помогает искать способы удовлетворения своих желаний. Так же дети учатся умениям: соблюдать правила, договариваться, учитывать мнение другого, отказывать, выигрывать и проигрывать (И. А. Пазухина). Занятия по данным направлениям проводит педагог — психолог один раз в неделю, продолжительность 30–40 минут.
- Работа с сотрудниками ДОУ и родителями здоровых детей.
Отношение детей к особенностям друг друга в большой степени зависит от отношения взрослых к особенностям детей. В этой связи педагогом — психологом параллельно проводится работа с родителями и сотрудниками ДОУ (Л. А. Шайгерова):
1) по развитию толерантного самосознания;
2) по формированию социальной компетенции: практикумы, тренинги, семейные проекты по проблеме адаптации, беседы.
- Работа с родителями детей с ОВЗ на данном этапе направлена на решение следующих задач (Т. П. Медведева, И. А. Панфилова):
1) повышать у родителей чувство собственной компетентности через обучение отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в себя и собственные возможности
2) преодолевать состояние кризиса путем обсуждения «обычных» родительско-детских проблем воспитания, что дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать свое родительство на первом месте, а особенности — на втором.
Данная работа проводится совместно педагогом — психологом и воспитателем при содействии администрации детского сада. К методам работы с родителями относятся: обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей с особыми потребностями, консультации, проигрывание ситуаций, обучение родителей элементарным психологическим представлениям.
Формы работы могут быть индивидуальными, групповыми и семейными.
- Заключительный этап— предполагает проведение диагностики и подведение итогов социально — педагогической деятельности, определение уровня выполнения программ развития детей и группы в целом, оценку эффективности проделанной коррекционной работы, составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы. В ходе обсуждения итогов работы на психолого-медико-педагогическом консилиуме детского сада в присутствие родителей выносится решение о переводе детей в следующую возрастную группу, даются рекомендации родителям.
Таким образом, решается вопрос преемственности, целостности и цикличности социальной адаптации в интегрированном детском саду.
В настоящее время задача интеграции детей с особенностями развития детей в социум — приоритетная задача всей системы образования, так как ее решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры.
Дети с недостатками развития, так же, как и нормально развивающиеся сверстники, должны иметь право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.