Развитие связной речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Э. Ф. Абдусалямова, Л. З. Галиева, Л. В. Гильманова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3580/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие связной речи детей дошкольного возраста является наиболее важной задачей их социализации, так как именно речь является средством коммуникации, обучения и развития в целом, об этом говорится и в ФГОС ДО. Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и психологов. Особенности и механизмы формирования связной речи дошкольников раскрываются в работах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. М. Бородич, Л. Н. Ефименковой, В. В. Коноваленко.

В свою очередь В. В. Коноваленко выделяет важнейшие задачи работы по развитию речи дошкольников в дошкольном учреждении: формирование речевого аппарата у дошкольников, его эластичность, четкость; развитие речевого слуха; накопление содержательной стороны речи; работа над речевыми формами, её структурой. Автор выделяет два вида связной речи: диалогическую и монологическую.

Специалист по воспитанию детей раннего возраста А. Арушанова, отмечает три этапа овладения детьми активным словом:

1 этап  внимание ребенка и его инициативность направлена на предмет, то есть «Дай-дай!». Слова взрослого не вызывают интереса, не стимулирует речь.

2 этап — ребенок переключает свое внимание на взрослого и прислушивается к слову. Он смотрит на взрослого человека, указывает при этом на предмет, сопровождает действие лепетом.

3 этап — ребенок начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к словам, которые тот говорит. Малыш пытается повторить данные слова.

Г.А Урунтаева выделяет особенности развития речи в раннем возрасте: развитие речи связано с процессом взаимодействия с взрослым и включено в практическую деятельность; формируется активная речь, которая становится средством общения с окружающими; складываются коммуникативная и обобщающая функции речи; речь отражает опыт взаимодействия с окружающим миром.

Наше дошкольное образовательное учреждения МАДОУ № 112 «Мозаика» города Набережные Челны в основу своей работы положило развитие связной речи дошкольников. Рассматривая уровень сформированности связной речи у дошкольников среднего возраста по методике В. П. Глухова и Н. Г. Смольниковой, Е. А. Смирновой отметили, что детям как контрольной, так и в экспериментальной групп тяжело пересказывать и составлять описательный рассказ. В данных группах преобладает средний и низкий уровень развития связной речи.

Данные, полученные на констатирующем этапе, были учтены в экспериментальной деятельности. Поэтому на формирующем этапе исследования нами был разработан и предложен для реализации комплекс занятий, который нашел свое отражение в перспективном плане занятий.

Перспективный план работы с детьми по развитию связной речи

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

Знакомство и пересказ с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»

Чтение с русской народной сказкой «Гуси — лебеди», выделение основных структурных моментов произведения.

Заколдованный лес

Учить дошкольников пересказывать текс используя опорную схему.

Овощи — наши друзья

Учить дошкольников составлять описательный рассказ-загадку о предмете.

Мы — художники

Учить дошкольников сочинять сюжетный рассказ по содержанию картины.

Ноябрь

В поисках волшебной книги

Учить дошкольников составлять сюжетные, творческие рассказы на выбранную тему.

Придумай сказку

Учить детей придумывать и рассказывать рассказы по заданной теме.

Расскажи сказку

Учить дошкольников рассказывать произведение с опорой на кружки–заместители.

Знакомство дошкольников с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Хаврошечка», учить пересказывать произведение по опорной схеме.

Декабрь

В поисках волшебной книги

Учить дошкольников составлять сюжетные, творческие рассказы на выбранную тему.

Мы — сказочники

Учить дошкольников составлять сюжетные, творческие рассказы на выбранную тему.

Расколдуй предмет

Учить дошкольников составлять описательный рассказ–загадку о предмете.

Путешествие в Африку

Учить детей составлять рассказы — сравнения.

Январь

Зимующие птицы

Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему.

Снеговичок

Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему.

Зимние забавы

Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему.

Февраль

Где зимует рыбка

Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему.

Знакомство детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», учить пересказывать текст сказки по схеме.

Моя семья

Продолжать учить дошкольников пересказывать художественное произведение с опорой на кружки — заместители.

Транспорт

Учить дошкольников составлять описательный рассказа по картинке.

Март

Знакомство детей с русской народной сказкой «Зимовье»»

Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Зимовье», продолжать учить составлять описательный рассказа по картинке.

В гости к сказке

Учить дошкольников пересказывать произведение с опорой на кружки-заместители.

Знакомство детей со сказкой В.Катаева «Цветик семицветик»

Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик семицветик», продолжать учить детей составлять описательный рассказа по картинке

Подарок для поваров детского сада

Учить дошкольников составлять описательный рассказа по картине.

На контрольном этапе, после проведенного повторного исследования уровня сформированности связной речи выяснили, что результаты экспериментальной группы значительно улучшились. Это было связано с процессом взаимодействия со сверстниками по задачам речевого развития на дополнительных занятиях.

Литература:

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Москва: Издательство «Академия», 2007,—328 с.
  2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В. П. Глухов. —Москва: АРКТИ, 2014.— 168 с.
  3. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. — М.: Изд-во Просвещение, 2015. — 235с.
  4. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина.—Москва: Издательство «Русский язык», 1997,—308 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русская народная сказка, дошкольник, связная речь, рассказ, знакомство детей, ребенок, волшебная книга, описательный рассказ, опорная схема, ранний возраст.
Задать вопрос