Сказка приходит вовремя, или Развитие речи и эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством сказкотерапевтических технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 06.10.2018

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Каширская, Ю. Н. Сказка приходит вовремя, или Развитие речи и эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством сказкотерапевтических технологий / Ю. Н. Каширская, С. А. Кулишкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3595/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель: организация работы по предупреждению и преодолению нарушений речевого развития и эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством сказкотерапевтических технологий.

Задачи:

Познакомить воспитателей с формами организации работы по развитию речи детей;

Расширять представления воспитателей о методах и приёмах работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;

Повысить компетентность молодых педагогов в области применения сказкотерапевтической технологии с детьми.

Ход:

  1. Участники мастер-класса при входе в зал достают листочки с ролью, которую им предстоит сыграть, и кусочки разрезной картинки.

Ведущие (учитель-логопед и педагог-психолог): — Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас в этом уютном зале. Сегодня наша встреча будет необычной: у вас есть уникальная возможность проявить свои таланты и способности. Сегодня мы — театральная труппа и нам предстоит поставить спектакль по мотивам сказки «Кощей Бессмертный».

Звучит звонок.

Ведущий: — И так, мы начинаем.

«В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были Иван Царевич с Василисой Премудрой. Иван Царевич по болоту ходил, стрелы пускал, да лягушек собирал. А Василиса по дому хлопотала, царские прихоти исполняла. Так и жили — ладно да складно. Однажды вернулся Иван Царевич домой и стал Василису звать.

И. Ц.: — Вафилифа, говубуфка, ненененаглядная моя. Гггггде ты? Мува втлетяй, на фтой накъивай.

Ведущий: — А в ответ тишина. Зовет, а Василисы нет — только кожа лягушачья на полу лежит. Сразу догадался Иван Царевич, откуда ветер дует. Взял лук со стрелами и пошел жену искать. Долго ли, коротко ли шел, в темный лес попал.

Игра «Живые звуки». Участники семинара создают звуковое сопровождение текста, используя предложенные предметы и музыкальные инструменты.

Ведущий: — Вокруг деревья шумят (шуршание бумаги), ежи шуршат (шуршание целлофана), филины ухают, да крыльями хлопают (звук «хлопанья» ткани), зайцы скачут (стук деревянных ложек). И вышел Иван к замку Кощея Бессмертного. Стал звать врага на смертный бой.

И. Ц.: — Кафей! Ввввыходи, Вафилифу мою отдавай! А не то я ва фебя не ютяюфь!

Ведущий: — Кощей Бессмертный ему отвечает.

К.Б.: — Ты сначала речь исправь, научись говорить чисто и понятно, а после придешь права свои качать, да на бой звать!

Ведущий: — Пригорюнился Иван Царевич, да делать нечего — надо жену освобождать. Пошел, куда глаза глядят. Идет: вокруг деревья шумят, ежи шуршат, филины ухают, да крыльями хлопают, зайцы скачут. И вышел Иван к избушке Бабы Яги. Бага Яга спрашивает царевича.

Б.Я.: — Что, Иван, не весел, буйну голову повесил? Ну-ка заходи. Я сейчас тебя в баньке попарю, косточки твои пожарю, вмиг полегчает!

Ведущий: — Иван ей отвечает.

И.Ц.: — Да погоди, фтаяя кайга! Как вэ мне не петялитфя, Ккккафей мой вэну укъяй.

Б.Я.: — Понятно все с тобой Ваня. Сейчас волшебное зелье приготовлю, оно точно тебе поможет, зуб даю!

Ведущий: — Приготовила Баба Яга зелье для Ивана. Выпил он залпом средство волшебное, да совсем речь потерял. Сел на пенёк и плачет, а вокруг деревья шумят …, ежи шуршат …, филины ухают …, да крыльями хлопают …, зайцы скачут …. Вдруг откуда ни возьмись, серый волк.

С.В.: — Что, Ваня, случилось?

Ведущий: — Стал Иван Царевич Волку историю «рассказывать», да только мычание выходит.

Игра «Где мы были— не скажем, ачто делали— покажем». Из зала вызываются несколько человек, задача, которых помочь Ивану Царевичу объяснить волку проблему, используя жесты, мимику и движения. На экране в это время показываются различные изображения.

С.В.: — Не плачь, Иван, горю твоему может помочь логопед. Иди к нему, немедля, прямо по дороге!

Ведущий: — Пошел Иван, куда Волк указал, а вокруг деревья шумят …, ежи шуршат …, филины ухают …, да крыльями хлопают …, зайцы скачут ….

И пришел в кабинет к логопеду. «Поведал» Иван о своем горе специалисту. Логопед и говорит.

Л.: — Знаю, Иван, как тебе помочь. Есть у меня волшебная артикуляционная гимнастика. Она твой язык укрепит, поможет начать правильно звуки говорить. Но прежде, послушай правила:

— упражнения выполняй каждый день перед зеркалом по 10–15 минут;

— выполняй четко, не спеша.

Вместе с залом логопед выполняет несколько упражнений: «окошко», «часики», «лопаточка», «лошадка».

Л.: — Молодец, Ваня! А теперь будем звуки произносить, четко их говорить.

Предлагает всем участникам показать, как поёт певица (показывает рукой «громко-тихо»), как стонет мальчик, как воет волк, как звенит комар(ик) и др.

Л.: — А теперь пришла пора выполнить самое сложное задание и произнести чистоговорки:

Са — са — са — летит оса.

За — за — за — вот идет коза.

Ра — ра — ра — высокая гора.

Ро — ро — ро — старое ведро.

Ла — ла — ла — Мила в лодочке плыла.

Л.: — Молодец, Иван, очень старался. Речь твоя чистая, правильная, но не хватает эмоциональности, уверенности, выразительности. Вот тебе направление волшебное к психологу. А пока идти будешь, о своей Василисе слова придумывай. Какая она у тебя?

Игра «Подбери слова» (согласование прилагательных с существительными в роде, числе). Участники семинара придумывают вместе с Иваном прилагательные к слову «Василиса».

Ведущий: — Не заметил Царевич, как пришел к Психологу.

П.: — Здравствуй, Иван. Что — то грустный ты, что расстроило тебя? Давай об этом поговорим.

Ведущий: — Иван Царевич отвечает Психологу

И.Ц.: (без выражения и эмоций, без остановок и пропусков) акакженегруститьженуяпотерялКощейукралеёвзамкесвоёмспряталидувыручатьакакпобедитьзлодеянезнаю.

П.: — Не грусти, это не горе, есть у меня волшебное стихотворение, оно поможет — научит расставлять знаки препинания.

Чтение стихотворения Б. Заходера «Где поставить запятую?»

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

— Вот что значит запятая!

Игра «Произнеси фразу». Вместе со зрителями Иван Царевич произносит фразы с различной эмоциональной окраской, используя мимику.

П.: — Молодец, Иван! Ты уже готов к схватке с Кощеем, но он очень хитер и умен, наверняка испытывать тебя будет. Давай потренируемся на каверзные вопросы отвечать, да задания выполнять.

Игра «Покажи ирасскажи». Из зала вызывается несколько участников, которые должны изобразить скороговорку. Остальные участники отгадывают и называют.

Ехал Грека через реку….

От топота копыт ….

Тридцать три корабля……

П.: — Вот молодец, Иван — сильный, умный, целеустремленный… Вперед, за Василисой!

Ведущий: — Поблагодарил Иван Царевич Психолога и отправился в замок Кощея. Идет, а вокруг деревья шумят …, ежи шуршат …, филины ухают …, да крыльями хлопают …, зайцы скачут ….

Пришел к замку и зовет Василису (чисто, плавно, эмоционально и выразительно).

И.Ц.: — Василиса, супруга моя любимая, голубка моя ненаглядная! Пришел я за тобой через горы высокие, через моря глубокие, через леса широкие. Выйди ко мне, солнышко моё ясное, Василисушка!

В.П.: — Осторожно, Ванечка, Кощей к битве готовится!

Ведущий: — Кащей вышел к Ивану и говорит.

К.Б.: — Слышу, слышу, Иван, старался, силы набрался. Запел, как соловей. Да куда тебе со мной тягаться. Выполни моё задание, поставь правильно знаки препинания.

Игра «Скажи правильно». Участникам предлагается правильно расставить запятые в предложениях типа «Казнить нельзя помиловать».

К.Б.: — Ой, Ваня, хоть и справился с заданием, да победить меня не сможешь — сердца то у меня нет. Я его разбил, да осколки по лесу волшебному рассыпал.

Игра «Собери картинку». Участникам семинара предлагается из частей собрать целую картину с изображением сердца.

К.Б.: — Ой, Иван! Добрым меня сделал, сердце вернул. Я теперь никого обидеть не смогу.

Ведущие: — Тут и сказки конец. Вернулись Иван Царевич и Василиса Премудрая в свое царство-государство. Стали жить-поживать, да детей наживать.

Рефлексия. Участникам предлагается поделиться впечатлениями о мастер–классе, передавая «волшебный» клубок.

Литература:

  1. Практические семинары и тренинги для педагогов. Вып.1. Воспитатель и ребенок. Эффективное взаимодействие. Екатерина Шитова. Издательство: Учитель, 2017 г., 168 стр.
  2. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Издательство: Речь, 2015 г.,24 стр.
  3. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Издательство: Детство-Пресс.2016г., 112 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): ведущий, Царевич, участник семинара, дерево, еж, заяц, знак препинания, игра, крыло, участник.
Задать вопрос