Конспект ООД «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие с Водяным» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.10.2018

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. М. Конспект ООД «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие с Водяным» / Н. М. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3627/ (дата обращения: 16.11.2024).



Программное содержание: систематизировать знания детей о зимнем времени года; расширить представления детей о характерных сезонных явлениях неживой природы (снег, иней, морозные узоры на окне); развивать коммуникативные навыки; познавательную активность; формировать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; обогащать познавательно — исследовательскую деятельность детей, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой. Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к воде и окружающей природе.

Материал иоборудование: Магнитофон, кассета с записью шума воды, картинка с изображением Водяного, коробка. Стакан с чистой водой, мяч, картинки с изображением времен года, 4 обруча разного цвета, Д/и «Где спряталась капелька», Д/и «Путешествие капельки», указка, интерактивный экран, фотография с изображением Земли, удочки, игрушечные рыбки, таз с водой, картонная рыбка, масло растительное, пипетка.

Ход занятия. Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть, и предлагаю вам начать день с приветствия. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями). Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки) Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх). Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки). Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево). Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны). Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон). — Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами. Дети встают около воспитателя. На столе стоит стакан с водой.

Воспитатель: А теперь, послушайте внимательно загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода) (Воспитатель достает стакан с чистой водой)

Правильно отгадали. Это загадка про воду. Это она умеет превращаться и в снег, и в туман, и в лед, и в иней, и в пар, как настоящая волшебница. (1слайд— снег, туман, лед, иней, кружка спаром).

Воспитатель: У воды много тайн. И сегодня я приглашаю вас в путешествие в водное царство, чтобы узнать о воде много нового и интересного.

Собирайтесь, дети, в круг,

Я твой друг, и ты, мой друг.

Крепче за руки возьмитесь

В водном царстве очутитесь (звучит музыка воды) (2 слайд— вода)

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я нашла у двери волшебную коробку, а в ней письмо, вот послушайте: «Помогите мне, пожалуйста, дети. Холодный северный ветер налетел, волны поднял, и разлетелись капельки в разные стороны, замерзли. Соберите их, пожалуйста. Если будет трудно, позовите Капитошку — он мой друг, он вам поможет»». Да здесь и фотография есть, интересно, кто же это просит нас о помощи? (3 слайд— водяной иветер) Узнали? Это кто? (водяной) Как вы догадались?

Дети: Он живет в воде, у него есть хвост, на голове водоросли.

Воспитатель: Правильно, в лесу живет леший, а в воде — водяной. Он выглядит очень грустным. Давайте поможем ему, ребята. Вы согласны? Дети: Да!

Воспитатель: Для того чтобы продолжить наше путешествие дальше, нам нужно вспомнить какая вода бывает летом, а какая зимой.

1 задание: (Словесная игра «Снежок») Я вам буду бросать снежок, а вы ловите и быстро отвечайте: Летом идет дождь, а зимой (снег)

— Летом бывают лужи, а зимой (сугробы)

— Дождь летом теплый, а снег зимой (холодный)

— Летом тучи с дождем, а зимой (со снегом)

— Летом на траве роса, а зимой на деревьях (иней),

— Летом на реке купаются, а зимой (катаются, рыбу ловят),

—На морозе вода замерзает, а в тепле…(оттаивает)

Воспитатель: Спервым заданием вы справились, и у Водяного появилась первая капелька (4 слайд— водяной скапелькой).

2 задание («Отгадай загадку») Что за звездочки сквозные

На пальто, на рукаве.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке (снежинки) (5 слайд— снежинки)

Воспитатель: Капельки мороз превратил в снежинки. Посмотрите, ветер и к нам прилетел, снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые (Дидактическая игра с бумажными снежинками). Дети ищут, но не находят. Посмотрите, Капитошка нам хочет помочь (6 слайд— Капитошка, снежинки)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы не нашли двух одинаковых снежинок? (Ответы детей). Я открою вам секрет: оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. У всех снежинок шесть лучиков, это ученые разглядели, но похожих нет, мороз постарался. Лучики такие тонкие, ломаются у нас под ногами, а мы слышим, как скрипит снег. А вот капельки все одинаковые, поэтому и говорят: «Похожи, как две капли воды» (7слайд— близнецы). Что будет со снегом в теплом помещении? (он растает и превратится в воду) Вот как ветер спрятал капельки хорошо, да мороз ему помог. Но мы их все равно нашли (8 слайд— водяной скапельками).

Воспитатель: Рассердился ветер, что мы так хорошо капельки находим, надул туч лохматых, на деревьях иней развесил (9 слайд— иней на деревьях), на окнах узоры сказочные нарисовал, а мороз ему во всем помогает, холода добавляет (10слайд— морозные узоры). Как вы думаете, не спрятал ли ветер и тут капельки воды? (предполагаемые ответы детей) В воздухе всегда есть капельки воды, в сильный мороз они превращаются в иней — снежинки. На стекле есть маленькие трещинки, теплый воздух через мелкие щелочки проходит, оседает на стекле, превращается в кристаллики льда — так получаются морозные узоры. Приготовьтесь, следующее задание может быть очень трудным.

3 задание. Сейчас мы с вами попробуем отгадать, где же прячутся капельки (Дидактическая игра «Где спрятались капельки?») Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Наконец, пришла зима: стужа, вьюга, холода. Выходите погулять, будем капельку искать. Споследним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Вот илето наступило, солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, где же капельку искать? (Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор). Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. Молодцы, ребята, вы были внимательными, и у водяного добавилась еще одна капелька. (11 слайд водяной стремя капельками). Будьте внимательны, следующее задание:

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша — толстое стекло (лед на реке) (12 слайд— река зимой)

Воспитатель: Зимой на реке лед, лед — это твердая вода. Если мы лед принесем в группу, что будет? (растает) А где же плавают зимой рыбы? (рыбы живут подо льдом, вода не промерзает полностью). Я предлагаю вам поиграть в развивающую игру «Рыболов». Нужно поймать рыбку, назвать её и определить, где она живет в реке или в море. Воспитатель: дети эта рыба живая или нет, а почему? А что нужно рыбам для жизни? (Ответы детей) А я знаю бумажную рыбку, которая плавает, как живая. Воспитатель показывает фокус «Живая рыбка» (рыбка из картона с отверстием в середине, растительное масло, пипетка). Кладем рыбку в воду, капаем в отверстие большую каплю масла, рыбка плывет вперед.

Воспитатель: Посмотрите на водяного, у него еще две капельки добавилось (13 слайд— водяной скапельками). Давайте посчитаем капельки, сколько их? Мне кажется, мы собрали их всех.(14 слайд водяной и 5 капелек). Ина нашей планете Земля тоже много воды. Посмотрите на фотографию Земли из космоса (15 слайд фотография Земли). Синий цвет — это вода на нашей планете. Ее много, но чистой пресной воды, пригодной для жизни очень мало. А вы знаете, как надо беречь воду? (Ответы детей).

Воспитатель: Не забывайте выключать кран, берегите воду. Ребята, посмотрите на ветер, он стих (16 слайд— добрый ветер, Водяной скапельками).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершили очень добрый, хороший поступок. Какой, кто ответит? Правильно, Вы помогли Водяному, хорошо справились со всеми заданиями. У него снова большое озеро, много воды. Наступит весна, солнышко начнет припекать, все капельки проснуться, и северный ветер им будет не страшен. Скажите, понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего? А какое задание было самое трудное? Ну, что ж, нам пора нам возвращаться в детский сад:

Собирайтесь, дети, в круг,

Я твой друг, и ты, мой друг.

Крепче за руки возьмитесь

В детском саду очутитесь.

Основные термины (генерируются автоматически): капелька, вод, воспитатель, Водяной, ребенок, слайд, снежинка, детский сад, мой друг, Ответ детей.
Задать вопрос