Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике пластилинография «Огонь» с элементами игры
Автор: Григорьева Карина Алмазовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 14.10.2018
Статья просмотрена: 2645 раз
Библиографическое описание:
Григорьева, К. А. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике пластилинография «Огонь» с элементами игры / К. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3634/ (дата обращения: 20.12.2024).
«Пластилинография» от «графия» — создавать, изображать, «пластилин» — материал, при помощи которого осуществляется задуманное. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные на горизонтальной поверхности.
Актуальность:
Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и стремиться проявлять самостоятельность. Однако, заметила, что некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко удерживают ложку, не правильно держат карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, поэтому, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Некоторые ребята затрудняются раскатать кусочек пластилина, держать в руках кисточку, поэтому они равнодушно относятся к занятиям художественным творчеством: рисованием, лепкой, заранее предполагая отрицательный результат своей работы — все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
Поэтому, считаю, проблема развития моторики актуальна для ребят нашей группы. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального развития дошкольников и развития речи. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно — творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Цель:
Закрепить знания детей о огне, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
‒ Развивать речь, воображение, мелкую моторику рук, координацию движения рук, глазомер.
‒ Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).
‒ Учить дошкольников работать на заданном пространстве.
‒ Учить детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
‒ Закреплять знания о пожарной безопасности, умения использовать нетрадиционные техники пластилинографии.
‒ Воспитывать аккуратность, воображение, любознательность, бережное отношение к своей жизни и жизни окружающих.
Материалы и оборудование.
Альбомный лист формата А4, пластилин, салфетки, гуашь, кисточка, стаканчик-непроливайка, карточки с изображением костра, игрушка щенок.
Предварительная работа.
Просмотр познавательного видео: «Чем опасен костер», проведение тематических бесед по пожарной безопасности; чтение художественной литературы «Кошкин дом, «Путаница», «Сказка о новой пожарной машине»; дидактические игры «Огонь-добрый, огонь-злой».
Ход занятия.
Организационный момент.
Раздаётся жалобное поскуливание.
Воспитатель: Интересно, кто там! Воспитатель с детьми выходит в коридор и видят щенка с перебинтованным ушком.
— Здравствуй, щенок, что же с тобой случилось?
— Здравствуйте, ребята. Я был в гостях у тёти, на её дне рожденья, всё было весело, потом занесли торт со свечками, они так красиво горели, а потом одна свечка упала на пол и загорелся ковер. Начался пожар еле-еле потушили, а я обжог свое ушко. Я думал, что огонь на свечках такой маленький и безобидный, но он оказывается может так быстро стать большим и опасным!!!
Воспитатель: Бедный щенок! Ребята, а давайте поможем нашему Щеночку.
Дети: Давайте!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашему щенку, что с огнем нужно быть очень осторожными!
Дидактическая игра: «Огонь — полезный и опасный»
Детям предлагаю поделиться на две команды.
Первая команда должна найти карточки, где огонь полезен людям, и он принесет добро. Дети должны объяснить свой выбор.
Вторая команда должна найти карточки, на которых изображен опасный огонь, который причиняет вред людям. Дети должны объяснить свой выбор.
Цель игры: Закрепить с детьми правила безопасного обращения с огнем, учить моделировать ситуации, когда огонь несет хорошее, а когда огонь выступает врагом, может стать причиной пожара и гибели животных и человека, воспитывать нравственные качества. Развивать логическое мышление, устную связную речь, обогащать словарный запас.
Материал: Карточки с изображение ситуаций с огнем.
Ход игры: Воспитатель зачитывает стихотворение, и предлагает командам разобрать карточки, одна команда ищет карточки полезного огня, вторая ищет опасный огонь.
Я — огонь! Я — друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!
Полезный огонь — печка для тепла, для приготовления пищи, для изготовления металлов, свеча- свет в доме, сварочные работы, запуск ракеты в космос, камин для тепла, керосиновая лампа для сета, костер для приготовления пищи.
Опасный огонь — дети играют со спичками, свеча, оставленная без присмотра, включенный в розетку утюг, ребенок включает газовую плиту, открытая печка, оставленный костер в лесу, дети поджигают пух, листву.
Молодцы, ребята, видишь, щенок, какой разный бывает огонь!
А сейчас давайте вспомним о правилах поведения при пожаре:
Правило 1. Никогда не трогай включенные электроприборы мокрыми руками. Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.
Правило 2. Если увидел огонь — сразу сообщай взрослым, не бойся — даже если причина пожара — твоя шалость.
Правило 3. Можно ли играть со спичками и зажигалками? Ответ: Нельзя. Спички — одна из причин пожара.
Правило 4. Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватью, за шкафом — опасен не только огонь, но и дым.
Правило 5. Чем можно тушить пожар? Ответ: Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие пожарные? (ответы детей). Правильно, это люди, которые тушат пожары и спасают людей. Чтобы они узнали, что людям нужна их помощь нужно позвонить в пожарную часть по номеру «01» или «112»
Рисование. Ребята, а давайте теперь нарисуем наши костры!
Только рисовать мы будем необычным способом, нашими пальчиками. Сначала мы положим наш лист вертикально перед собой, возьмём красный пластилин и скатаем небольшой шарик. Затем прикладываем пластилин к листку к тому месту из которого начнется наше пламя и размазываем шарик по листку бумаги вверх. Можно использовать не только красный пластилин, но и оранжевый, желтый, голубой (немного), белый, золотой, бежевый. Затем берем кисточку, макаем в коричневую краску и рисуем у нашего костра дрова. Из которых разгорелся наш костер.
Пожарная безопасность:
«Пожарный»
На одной ноге постой-ка -
Будто ты пожарный стойкий (стоят на правой ноге)
А теперь постой на левой -
Будто ты пожарный смелый (стоят на левой)
Руку левую к груди -
И огонь скорей туши (имитируют работу пожарным рукавом)
«Кошкин дом»
Мы дружные ребята
И в сказку мы идём. (дети шагают по кругу, высоко поднимая ноги)
Посмотрим, кто же в сказке
Потушит кошкин дом. (наклоны вперёд и назад)
И если надо, тоже
Мы будем помогать. (ходят в полуприсяде, руки на коленях)
И каждому мы скажем:
«С огнём нельзя играть» (повороты влево и вправо с грозящим жестом)
Щенок: Спасибо вам, ребята, что всё мне объяснили, теперь я знаю, что огонь бывает разный. Бывает и полезным, и опасным. А если с ним неосторожно обращаться, то он превратится в пожар! Сейчас я побегу к своим братикам и сестричкам и им тоже расскажу все, что вы мне рассказали! До свидания!
Рефлексия: Давайте вспомним, что мы делали с вами на нашем занятии?
— Что вам понравилось больше всего?
— Кто приходил к нам в гости?
— Давайте вспомним правила, которые уберегут нас от огня.
Литература:
- Веракса Н. В. От рождения до школы. Под ред. Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. -304 с.
- Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009. — 61 с.
- Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография., 2008. — 52 с.
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. — Издательство: Аст; Сова, 2006. — 94 с.
- Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. — 96 с.