Повышение мотивации к развитию и обучению дошкольников посредством мультимедийного способа подачи информации
Авторы: Старжинская Маргарита Анатольевна, Миргородская Лариса Васильевна, Алексеева Людмила Николаевна, Рязанова Галина Ивановна, Коненко Елена Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 26.10.2018
Статья просмотрена: 219 раз
Библиографическое описание:
Повышение мотивации к развитию и обучению дошкольников посредством мультимедийного способа подачи информации / М. А. Старжинская, Л. В. Миргородская, Л. Н. Алексеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3650/ (дата обращения: 15.11.2024).
В должностных требованиях к воспитателю одним из условий соответствия квалификационным характеристикам является владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя-научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать — более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе — поддерживать и направлять интерес детей.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, презентациями, слайд-шоу, мультимедийными, фотоальбомными. Все это нам и обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия с применением ИКТ: математику, путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
Легкая и интересная подача материала на мультимедийных занятиях помогает детям быстрее и лучше запоминать изучаемую информацию. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей, игра не перегружает их ни умственно, ни физически.
В рамках этих проектов было создано множество презентаций, адаптированных под работу с детьми. Первые опыты применения медиатехнологий в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
- это и повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- появления возможности моделировать объекты и явления;
- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре;
– в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
– привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
– способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
– поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей;
– компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни; например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
– Любимую презентацию дети могут запускать сами, столько раз, сколько им захочется, могут повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно;
– компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
– Использование ИКТ в работе педагога является актуальным и перспективным.
–
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Мы не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя- научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.
Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя дошкольники учатся считать, складывать и вычитать — более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески.
А роль взрослого в этом процессе — поддерживать и направлять интерес детей.
«Рисование — процесс дыхания души» — отмечал Василий Кандинский. Рисование — это не столько фактическая передача увиденного, сколько выражение своих чувств, эмоций, психологическая разгрузка — средство самораскрытия. А ребёнку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир.
Изобразительная деятельность является для детей любимым занятием, если они рисуют по собственному замыслу; предложенная же педагогом тема зачастую может не вызвать отклика у дошкольника. Потому современному педагогу вовлечь ребенка в процесс обучения становится все труднее.
Применение ИКТ дает огромные возможности для развития изобразительного творчества.
Цель данной работы заключается в повышении эффективности образовательного процесса посредством использования ИКТ
Эту цель можно достигнуть через решение следующих задач:
– Создать условия для повышения мотивации к продуктивным видам деятельности и развитию детского творчества;
– Использовать компьютерные средства деятельности для развития познавательных процессов дошкольников, таких как мышление, внимание, воображение;
– Развивать фантазию и художественно-творческие способности детей: чувство цвета, формы.
Для нынешних детей самым интересным и увлекательным занятием становятся компьютерные игры.
В данном случае даже не нужно иметь мультимедийный проектор в каждой группе, можно приносить компьютер в группу. Имеющийся в группах материал весь разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы Adobe Photoshop, PowerPoint, FineReader, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point — мастер создания презентаций.
В своей деятельности можно пользоваться различными презентациями данной программы.
Часть презентаций подбирается из готовых, однако каждую из них необходимо адаптировать для своих детей. Такие как «Жанры живописи», «Узнаем разноцветный мир», «Волшебные краски» и др.
Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.
Любимыми занятиями детей являются — рисование и игры. А что, если совместить два этих любимых занятия в одном? А получатся в таком случае игры-раскраски. В своей работе можно использовать программу «Раскраска плюс», как прием, компьютерные игры-раскраски — яркие, красочные, дающие простор для воображения. Раскраски помогают развить художественный вкус, тренируют зрительную память, развивают крупную моторику, бинокулярное зрение, сенсорику. Любовь к прекрасному прививается с детства, а правильная подборка из лучших игр-раскрасок обязательно поможет сделать это легко, играючи, не утомляя ребенка.
В этой программе «Раскраска Плюс» легко работать не только взрослому, но и ребенку. Например, как использовать её в своей работе.
Раскраски — выбирать картинку для раскраски. Картинки для раскрашивания могут быть на любую тему.
Палитра— примеры смешивания цветов, полюс дополнительные цвета. Для смешивания цветов берется пипеткой образец одного цвета и полностью опустошается в одну из ячеек палитры. Можно взять образец второго цвета и добавить его один раз в соответствующую ячейку, получится новый цвет. В набор для рисования входят кисточка, карандаш, пипетка, ластик, аэрограф, спрей. Он расположен в правом нижнем углу. Как его использовать: нажим на кисточку левой мышкой — заливка области, обведенная черным цветом. Правая кнопка — выбор цвета с картинки.
Нажимаем на карандаш. Левая кнопка мыши — закраска области, обведенной черным контуром. Правая кнопка мыши — выбираем цвет с картинки. Колесико мыши — это диаметр карандаша.
Нажимаем на пипетку. Левая кнопка мыши на картинки -берем образец цвета.
Левая кнопка на палитре — смешиваем цвета. Правая кнопка на палитре — берем образец цвета из палитры. Нажимаем на ластик. Левая кнопка — изменяем форму ластика. Колесико мыши — это диаметр аэрографа или спрея. Удерживая левую кнопку мыши, проводим линию. Опустив кнопку мыши, регулируем кривизну. Кликаем еще раз — закрепляем линию.
Преимущества использования компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством очевидны:
– ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;
– знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд-презентаций;
– широко использовать показ репродукций картин художников;
– «посещать» крупнейшие музеи;
На примере игры «Подбери цвет карандашей» детям предлагается помочь котёнку определить цвет карандаша, с помощью которого нарисованы картинки. Надо найти правильный ответ и щёлкнуть по нужным карандашам. Если выбор верный, то переходим к следующему заданию. Например, яблоко…. У яблока два цвета: красный и зелёный. Дети должны найти два цвета, которые подходят к картинке. Если нажать не на ту карточку, то идёт сигнал «неправильно выполнено задание», если правильно, то сразу появляется следующая картинка и т. д. Это задание можно предлагать детям средней группы.
Для старших и подготовительных групп можно предложить игру «Раскрасим с помощью фигур». Детям предлагается разложить 16 фигур в ячейке. Берут только ту фигуру, которая подходит для указанной ячейки по цвету и форме. Каждый правильный ответ добавляет цвет в картинку. Если ответ правильный, в правом нижнем углу находится стрелочка для перехода на следующий слайд. Если неправильно выбрана фигура, то слышен сигнал. Эта игра развивает у детей внимание, интерес, логику мышления. При правильном ответе рисунок раскрашивается. Появился фон и справа стрелочка внизу, мы можем перейти к следующему слайду. Выбираем фигуру, опускается фигура в ячейку.
Помимо игр используем в своей работе ряд интересных презентаций: «Жанры живописи», «Узнаём разноцветный мир», «Добро пожаловать в страну творчества». Мы знакомим детей с цветовыми признаками выделенных нами предметах. Если цвета ахрометрические, это так называемые нейтральные цвета
Основные цвета: жёлтый, синий, красный, их нельзя получить смешиванием других цветов. Дополнительные цвета имеют свой строго определённый цвет. Необходимо детям обратить внимание на правильный фон выбора цвета, с помощью геометрических фигур и кленовых листьев. Также можно познакомить их с тёплыми и холодными тонами. В старшей и подготовительной группе, когда начинаем пользоваться цветной палитрой для смешивания цветов, страница этого слайда в наше время очень актуальна. Дети с интересом воспринимают материал, как получаются оттенки и полутона красок. В конце каждой презентации или игры проводится офтальмотренинг.
Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.
Литература:
- Белова О. Использование ИКТ технологий в дошкольном учреждении
- Бабенко Е. В. Информационные технологии в системе заочного обучения // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.)
- Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — 6-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.