Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.10.2018

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Ткаченко, С. Н. Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта работы) / С. Н. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3671/ (дата обращения: 17.10.2024).



Говоря об эмоциональном мироощущении ребёнка, мы имеем в виду основы его внутреннего, личностного отношения к миру, к людям, к самому себе. В одних случаях это радость бытия, согласие с миром и с самим собой, отсутствие эффективности и ухода в себя, т. е. относительная гармония; в других — состояние подавленности и настороженности или агрессия, т. е. выраженная дисгармония в эмоциональной сфере.

Словарь определяет понятие «дисгармония» как отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, разлад, диссонанс, разбалансированность. Применительно к эмоциональной сфере ребёнка это, прежде всего не детскость поведения, искажение целостности психики, незавершенность каких-то процессов. На языке взрослых эмоциональное мироощущение очень часто выражается в обобщённой оценке своего самосознания («Как хорошо здесь», «Здесь прекрасно себя чувствуешь»). Как же понять, что представляет собой эмоциональное мироощущение конкретного ребёнка и как предупредить серьёзные отклонения, появившиеся в нём?

Самый глубокий слой переживаний ребёнка, определяющий его «настроение духа» или «состояние духа», — это эмоциональные ощущения своего здоровья или болезни. Русский психиатр писал об этом так: «Наблюдения показывают, что и в самую раннюю пору дети разнятся между собой в отношении чувства. Одни являются стойкими, терпеливыми и довольно стоически переносят неприятные ощущения, обнаруживают охоту к мышечным движениям и остаются большей частью в хорошем настроении духа. Другие, напротив, нетерпеливы, раздражительны, плаксивы и в общей сумме обнаруживают больше неприятных чувств, чем дети первой категории. Такой эмоциональный фон способствует повышенной физической и эмоциональной утомляемости ребёнка, его рассеянности, особенно в конце занятий.

У детей с генеративным поведением особенно ярко выражены отрицательные эмоции, источником которых является их тело: невозможность точной координации, недоразвитие тонкой моторики, постоянное «не вписывание» в пространство узких проходов и коридоров. Движения гиперактивного ребёнка весьма часто оказываются поводом для отрицательных оценок даже со стороны близких людей, соответственно, для возникновения у ребёнка отрицательных эмоций.

Однако первую помощь в профилактике ранних дисгармоний могут и должны оказывать родители и другие члены семьи.

Задаче укрепления чувства безопасности и обеспечения телесного комфорта подчинены разнообразные игры с маленькими детьми, существующие в народных традициях. («Сорока — белобока, кашу варила…», «Ладушки», «Каравай» и др.). Особую группу среди них занимают так называемые пальчиковые игры. («Пальчик, пальчик, где ты был…»). Благодаря этим играм-упражнениям у ребёнка складываются простейшие картины мира (колыбель, дом, двор), формируется образ своего телесного Я. Как отмечали специалисты, изучающие особенности развития маленьких детей ослабленный ребёнок слаб не только физически, но и психически, а бодрый, жизнерадостный здоровый дух сам строит для себя здоровое тело. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка потребность в активном движении, доставляющем ему «мышечную радость». Исходная точка для детского развития — семья. В лоне семьи происходит открытие мира ребёнка, возникает и развивается сопричастное отношение к этому миру, или уровень сопричастного переживания. Именно в этой системе происходят самые существенные изменения, которые и определяют успешность или не успешность вхождения ребёнка в школьную жизнь. Взаимодействие со взрослым, являясь главным условием психического развития ребёнка. Характер эмоциональных подкреплений матерью отдельных действий и переживаний ребёнка определяется прежде всего ценностью ребёнка для матери и тем, какое место занимает он среди других значимых для неё сфер жизни (работа, учёба, бизнес, семья и т. д.). Таким образом, мать (или другие взрослые, близкие ребёнку) задаёт направление становлению чувства сопричастности ребёнка к миру, присоединения к нему. Это чувство возникает в процессе взаимодействия и совместного переживания удовольствия как базовой эмоции. Оценка матери, по мнению ребёнка, нередко бывает ниже, чем его собственная, а оценка отца часто — ещё более низкая, чем оценка матери («Я плохая, мама собаку любит больше, чем меня»; «Мама думает, что я злой, потому что я прыгаю, мешаю ей отдыхать, я ору, я плохой»; «Ну конечно же, папа поставит меня на самую низкую ступеньку. Он меня не защищает. Он сказал моей маме, что ему больше нравится дочка тёти Ани»).

Конечно, встречаются дети, суждения которых свидетельствуют о вере в любовь и поддержку со стороны взрослых («Мама думает, что я хороший, красивый, умный, не дерусь ни с кем, помощник мамин»; «Мы с папой так классно дружим, смеёмся вместе, разговариваем долго, на рыбалку ходим…»). Однако в последнее время беспокоит, что дети часто отождествляют себя с негативной оценкой значимых для них взрослых, у них формируется восприятие себя как «отвергаемого или уже отвергнутого Я».

Объясняя причины низкой самооценки, ребёнок иногда начинает описывать себя как будущего ученика, у которого не всё получается. Таким образом, будущая школьная жизнь, о которой в семье говорят с беспокойством и тревогой (позиция условного приятия ребёнка и завышенных ожиданий его успешности), не только тревожит ребёнка с точки зрения его социальной роли, но и может кардинально обострить его отношения с близкими взрослыми.

С этой проблемой напрямую связаны представления детей о взрослости и эмоциональная окрашенность этих представлений. Так, рассматривая по нашей просьбе картинки, изображающие человека в разные периоды его жизни (младенец, дошкольник, школьник, юноша и т. д.), дети правильно находили соответствующую своему возрасту картинку, т. е. правильно идентифицировали себя по критерию возраста. Отвечая затем на вопросы: «Каким, я хочу быть?» и «Каким, я не хочу быть?», они показывали, какие жизненные этапы являются для них привлекательными, а какие нет.

Итак, не получая подтверждения о своей защищённости, ребёнок проявляет склонность к аффективному реагированию; в свою очередь, мать, не испытывая удовольствия от взаимодействия с ребёнком, нередко переадресовывает свои функции другим взрослым. В результате в эмоциональном мироощущении ребёнка может отчётливо проявляться доминирование разнообразных негативных переживаний: повышенной тревожности, отрицательного самочувствия, потере интереса к внешнему миру, ситуативной агрессии и других проявлений, свидетельствующих об устойчивой дисгармонии в эмоциональной сфере ребёнка. Вместе с тем мать (или замещающий её взрослый), понимая сложность любого этапа развития и его задач, может направить или скорректировать развитие негативных эмоций ребёнка: «заговорить» его телесную боль, переключить вспышку гнева.

Ребёнок осваивает предметный мир в процессе совместной деятельности со взрослым и свои первые успехи демонстрирует ему. «Смотри, смотри! У меня получается!» — подобное восклицание можно слышать, когда ребёнок учится управляться с игрушками, с лопаткой в песочнице, с карандашами. Появление у малыша первых практических результативных действий (предметных, игровых, конструктивных и пр.), как правило, связывается с появлением особого класса так называемых инструментальных эмоций, соотносимых с радостными восклицаниями: «Я сам», «Я могу», «У меня получается». И это действительно очень важный сигнал о поступательном развитии ребёнка.

Однако, как подчёркивают детские психологи, отношение ребёнка к предметам является не непосредственным: малыш овладевает в первую очередь тем, на что направлена активность взрослого. Постепенно содержание инструментальности как активности в действиях значительно расширяется. Малыш радуется, побуждая маму или бабушку к элементарной игре в «ку-ку», активно осваивает пространство, начинает выражать свои мысли, формулировать обобщения и т. д.

Отрицательные эмоции, возникающие при подчёркивании взрослым неуспеха и ошибок ребёнка, особенно усиливаются в экстремальных для ребёнка ситуациях (например, при тестировании, на собеседовании при поступлении в школу, т. е. именно там, где требуется напряжение сил и воли). Даже, если неуспехи малыша очень огорчают родителей, необходимо спокойно обсудить ситуацию и принять решение без излишней аффектации. В противном случае, когда субъективное мироощущение ребёнка насыщается отрицательными переживаниями, когда члены семьи вызывают у него амбивалентные чувства (люблю — ненавижу), когда ошибки в деятельности становятся основой для отрицательных оценок личности ребёнка, — складываются условия для появления ощущения отверженности или возникновения защитного поведения в форме пассивности и безучастного отношения ко всему. Реальная помощь ребёнку — изменение отношения со стороны близких взрослых (как главного источника положительных эмоций у детей на протяжении всего дошкольного возраста), от которого зависят поддержание телесного (физического) и психического тонуса, формирование активности.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. — М.: Творческий мир. 2003г
  2. Баркина А. Н. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. — М.: АСТ — ПРЕСС. 2001г
  3. Запорожец Н. А. Эмоциональное развитие дошкольника — М.:1985г
  4. Касаткина Ю. В., Клюева Н. В. Учим детей общению. — Ярославль. Академия развития. 1996 г.
  5. Сикорский И. А. Воспитание в возрасте раннего детситва-М,1983г
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, оценка матери, член семьи, эмоциональное мироощущение.

Похожие статьи

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Развитие творческого потенциала детей (из опыта работы)

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (из опыта работы)

Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность (из опыта работы автора)

Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы)

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Похожие статьи

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Развитие творческого потенциала детей (из опыта работы)

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (из опыта работы)

Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность (из опыта работы автора)

Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы)

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Задать вопрос