Тряпичные куклы как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной культуре своего народа | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.11.2018

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Елагина, И. И. Тряпичные куклы как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной культуре своего народа / И. И. Елагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3691/ (дата обращения: 15.11.2024).



Тряпичные куклы народов имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой. Они несут в себе определенные образы, характерные для данной национальности, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Для формирования у дошкольника представления о его национальной самобытности, социокультурных ценностях народа, патриотических чувств необходимо знакомство с традиционными тряпичными куклами.

М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире загадок, тайна куклы — самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

Всюду, где живут люди, дети играют… Но нигде среди игрушек не было и нет ничего равного кукле. Издревле в ней переплелись та магическая сила, какую вкладывали в нее взрослые, и трогательная привязанность к ней детей. На самых ранних ступенях цивилизации и в эпохи самых высокоразвитых культур именно кукла будила в ребенке всю гамму человеческих чувств: любви, покровительства, зависти, власти, добра, жестокости и благородства….

Почти у каждого народа, проживающего на территории Российской Федерации, есть своя кукла, в которой отражена не только его национальная самобытность, но и культурные, обрядовые особенности нации.

Целью моей работы с детьми явилось ознакомление дошкольников с куклами национальностей, представленных в группе семейного воспитания и изготовление некоторых из них для игрового пользования.

Поговорив с родителями и заручившись их поддержкой, выяснила, что в группе воспитываются дети пяти национальностей: русские, украинцы, грузины, армяне и адыги.

И так как большинство детей имеет украинские корни, мы начали с украинской народной куклы — мотанки.

Узловая кукла, или мотанка, изготовленная в технике наматывания, накручивания ткани и ниток — одна из самых древних украинских игрушек. Ее история уходит корнями в прошлое на несколько тысячелетий, к Трипольской культуре. Такая кукла считалась оберегом, берегиней рода и символом связи между поколениями.

Мотанка имела много вариаций, ведь процесс изготовления — это творчество, и каждая женщина вкладывала в него свое видение. К тому же разные традиции были в регионах. Кроме того, историки выделяют три основных вида мотанок: игровая, бытовая и обрядовая. Обрядовые куклы, как правило, изготавливались из соломы. А для игры мальчиков изготавливали куклы-мотанки в виде казачков, таким образом, прививали им не только интерес и любовь к национальным корням, но и социальную роль защитников.

Изначально у мотанок не было ни рук, ни ног. Это куклы без лица, которое заменял вышитый сакральный крест: вертикальная полоса символизировала мужское начало, а горизонтальная — женское. Иначе — небо и земля. Из ниток делали волосы, из кусочков ткани — одежду. Есть еще одно объяснение, почему у этих кукол не было лица. Если ребенок болел, в такую куклу символически «зашивали» недуги и потом сжигали. Потому и нельзя было делать ее похожей на какого-то человека, чтобы исподволь не навредить ему.

Следующие куклы, которые мы изучали с детьми — это традиционные русские тряпичные куклы — скрутки.

Славянская кукла имеет несколько особенностей:

Каждая кукла имела особенное значение (обрядовая или игровая), поэтому изготавливалась по-своему и имела свое название. Например, обрядовые: «Масленица», «Купала», «Дидух» (плодородие), свадебные куклы-княгини и игровые: «Куклак», «Столбушка», «Малышок-голышок» и другие.

Традиционно куклу делали без помощи колюще-режущих предметов (ножниц, ножей, иголок), ведь она должна нести только добро. Нитки и ткань для куклы рвали, а части тела связывали.

Готовая игрушка не имела лица, так как считалось, что игрушка, имеющая глаза, может «сглазить ребенка». То есть, славяне считали, что изначально неживой предмет, получая возможность «смотреть» на мир, может оживать.

В куклы играли не только девочки, но и мальчики. В старину дети до 7–8 лет не делились на разнополых и играли вместе. Различия воспитания начинались тогда, когда мальчикам одевали штанишки, а девочкам — юбочки (до этого все дети носили одинаковые рубахи до пяток).

Вместо игры в дочки-матери дети играли в «свадьбу». Причем невестой была кукла, а женихом — просто палочка или веточка. То есть, предпочтение отдавалось женским образам, игры готовили маленькую девочку к будущему замужеству и материнству.

Следующая национальная кукла воспитанников нашей группы — грузинская.

С древнейших времен в Грузии куклы разных типов использовались людьми при выполнении разных обычаев. И, что самое главное, кукла была издревле любимой игрушкой грузинского ребенка ее ласково называли «Дедопала» («королевна»).

Для изготовления кукол в Грузии использовали самые разнообразные материалы: палочки, куски досок, ткани, глину листья, стебли, почки, тыкву. Лицо обычно вышивали различными нитками, а волосы делали из шерсти, кукурузных волокон. Большое внимание при изготовлении куклы грузины уделяли ее прическе, так как по ней можно было судить о «семейном положении» куклы. У «замужних кукол» прическу укладывали в два локона, а у «не замужних» заплетали в четыре косы.

Далее ребята узнали об армянских куклах.

В Армении куклоделие имеет многолетнюю историю. Поначалу армянскими мастерами создавались глиняные, а также лоскутные куклы, при этом, не используя ни ниток, ни иголок. Основой таким куклам служили скрученная ткань, щепки, бруски, ветки с сучками. Для набивки использовали зерно, опилки, древесную золу.

Самая известная армянская кукла называлась «Нури» или «невеста дождя». Она была единственной надеждой крестьянина во время засухи. «Утис тат» — армянская версия Марены, сжигаемой в праздник русской масленицы. К Великому посту армяне готовили куклу Аклатиз: в луковицу втыкали семь перьев, которые символизировали семь недель Великого поста. Другая кукла, которую называли Арусяк, символизировала праздник Вознесение. А на Пасху в Армении готовили съедобные куклы: вместо головы у них было крашеное яйцо, а остальные части тела готовились из зелени.

Армяне считали куклу живым существом. Девушки до замужества создавали куклы по своему подобию, а когда выходили замуж, куклу брали с собой. Считалось, что кукла оберегала девушку, а когда ей было трудно в семье мужа, она могла побеседовать с ней о сокровенном, и кукла помогала ей. Даже когда хоронили человека, то с ним также клали куклу.

Большой популярностью в настоящее время в Армении пользуются «Джавахские куклы» выполненные из ниток. Особенностью любой армянской куклы был ее костюм: поверх рубашки делали архалух (тип длинногосюртюка) и обязательно — расшитый передник, подпоясанный длинным поясом или шарфом.

Представителям адыгской нации было интересно узнать, что в каждой адыгской семье девочки имели куклу из тряпок «Тайнгаш». Как правило, куклы — «Тайнгаш» — делали старшие члены семьи или девочки старшего возраста.

По технике изготовления куклы были двух видов: куклы на деревянном каркасе, состоявшие из двух палок разных размеров, сложенных крестообразно, и плоский предмет, обтянутый тканью. Каркас деревянной куклы крепко закреплялся ниткой и на полученную крестообразную основу, которая была похожа на человеческую фигуру, надевали кукольный наряд. Основой плоской овальной куклы мог быть обтянутый белой тканью овальный предмет (камень, большая пуговица, монета и т. д.) кукольную фигурку перехватывали вокруг талии игрушечным поясом, что приближало ее к человеческой фигуре.

Куклы «тайнгаш» были предназначены девочкам для игр и развлечений. Поэтому тряпочные и другие куклы являлись простейшими изображениями женской фигуры, были также деревянные куклы — «дечиктайниг» и куклы-невесты — «нускалтайниг».

Характерные индивидуальные черты лица кукол адыги не обозначали, справедливо считая, что глаза являются зеркалом души, и нарисованные глаза могут сглазить ребенка или отрицательно повлиять на его здоровье. Поэтому черты лица если и обозначали, то схематично — вышивкой красными, голубыми или черными нитками.

У игрушечных кукол волосы были предметом особого внимания. Делали их обычно из волокон кукурузы или конского волоса. Длинные волосы («ехамесашулуш») у адыгов считались, как и сейчас, эталоном красоты.

Одежда кукол шилась как бы в подражание одежде взрослых и из тех же тканей, что и для взрослых (из лоскутков, оставшихся от шитья).

Итак, мы с дошкольниками познакомились с традиционными куклами каждой национальности воспитанников нашей группы. Каждая из рассмотренных кукол несёт в себе и черты общечеловеческие, и национальные особенности, и региональное своеобразие, и индивидуальную манеру мастера. Все это накрепко и гармонично спаяно в одно целое и создаёт неповторимый феномен подлинного искусства.

Литература:

  1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. -М., 2007. — 264 с.
  2. Голдовский Б. Куклы: Энциклопедия.– Время, 2004. — 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кукла, ребенок, Армения, нитка, Великий пост, национальная самобытность, украинский, человеческая фигура.

Похожие статьи

Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Театр теней как средство развития творческих способностей детей

Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки

Занятия в творческом объединении «Русская мозаика» как средство приобщения детей к музыкальному фольклору

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью

Похожие статьи

Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Театр теней как средство развития творческих способностей детей

Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки

Занятия в творческом объединении «Русская мозаика» как средство приобщения детей к музыкальному фольклору

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью

Задать вопрос