Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)
Авторы: Белоусова Татьяна Александровна, Зиновьева Елена Владимировна, Маркушова Елена Александровна, Шорникова Елена Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 01.11.2018
Статья просмотрена: 85 раз
Библиографическое описание:
Белоусова, Т. А. Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы) / Т. А. Белоусова, Е. В. Зиновьева, Е. А. Маркушова, Е. А. Шорникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3694/ (дата обращения: 16.11.2024).
Основная задача специального образования и воспитания — успешная социальная адаптация. Решение задачи возможно при планомерном коррекционно-развивающем воздействии на дефект с опорой на сохранные анализаторы, как сильные компенсаторные механизмы.
Условия детского сада и усилия педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, направлены на поддержание функций зрительного и активизацию других анализаторов, а также на развитие речевой и моторной деятельности. Осуществляя взаимодействие, специалисты планируют совместную образовательно-игровую деятельности с детьми таким образом, чтобы прослеживалась преемственность и целостность работы в единстве лексической направленности, использования сходных дидактических приёмов и оборудования.
Построение совместной образовательно-игровой деятельности основывается на совокупности различных методов, каждый из которых включает разнообразные приёмы. Базовым набором для организации образовательно-игровой деятельности выбран «Коврограф ЛАРЧИК» — авторское пособие В. В. Воскобовича.
Перспективно-тематическое планирование совместной образовательно-игровой деятельности разработано для детей седьмого года жизни (подготовительная к школе группа). Для стимулирования познавательного и игрового интереса детям предлагаются короткие истории. Для каждой из историй предусмотрена незавершенность, позволяющая развить сюжет, внести изменения, придумать финал. План совместной образовательно-игровой деятельности включает серию историй.
В сотрудничестве, на основе перспективно-тематического планирования совместной образовательно-игровой деятельности, специалисты упражняют детей в составлении распространенных предложений по содержанию историй, развивают зрительное восприятие, зрительную ориентировку, способствуют выражению собственного видения развития сюжета в практической деятельности, развивают моторику.
Фрагмент перспективно-тематического планирования совместной образовательно-игровой деятельности сдетьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей»
На основе мини-историй «Гномик и ствол старого дерева», «Лопушок и снежные клубочки», «Гном, дом и ключ от замка», «Разноцветики, фиалетки, душистики» с использованием пособий технологии В. В. Воскобовича предлагается развивать сюжет в практической деятельности.
Задачи:
‒ развивать мелкую моторику через создание эмоционального настроения к восприятию явлений окружающего;
‒ поддерживать интерес к мини-историям, способствовать развитию речи;
‒ способствовать выражению собственного видения развития сюжета в практической деятельности;
‒ знакомить детей с символическим изображением предметов, объектов при помощи авторского пособия Коврограф «Ларчик» В. В. Воскобовича.
Демонстрационный и раздаточный материал:Коврограф «ЛАРЧИК»; «Разноцветные веревочки/кружки», «Радужные гномы» из набора карточек, созданных для размещения на Коврографе, пособии, разработанном в рамках технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Сказочный персонаж Лопушок из игровых технологий В. В. Воскобовича, «Мини Коврограф» (по числу детей) из состава игрового комплекта.
Дополнительно: карточки с изображением схем-изображений навесных замков к мини-истории "«Гном, дом и ключ от замка» (изготавливается по усмотрению).
История первая
«Гномик и ствол старого дерева»
Однажды гномик Кохле шёл лесной тропинкой. Вокруг возвышались лиственные и хвойные деревья. Хрустнувший под ногой сучок заставил гномика остановиться и прислушаться. Сквозь тишину вечернего леса доносился скрипучий, тоскливый звук. Кохле достал круглый фонарик и посветил в сторону деревьев. В свете фонарика он увидел ствол старого дерева.
На фото: Коврограф. Из разноцветных веревочек выложены: жёлтым — лесная тропинка, красным — лиственное дерево, зелёным — хвойное дерево; вертикально жёлтой веревочкой обозначен ствол старого дерева. Гном Кохле — карточка на коврографе. Красная лента свернута в спираль (обозначает фонарик)
Подойдя ближе, гномик обратился к стволу: «Отчего так тоскливо скрипишь, ствол, и где твоя крона?". Ствол ответил: «Я стар. Давным-давно на моих ветвях раскачивался ветерок, заставляя сочную листву шелестеть. Зелёная крона украшала меня и дарила тень в жаркий солнечный денёк. Теперь ветви иссохли, листья облетели. Я стар и бесполезен для леса. Мне тоскливо». Гномик задумался и сказал: «Ты стар и скрипуч, но вовсе не бесполезен. Протяни ко мне верхний сучок. Я прикреплю на него свой фонарик». Ствол старого дерева послушно подцепил на сучок фонарик и вдруг, как по волшебству, всё изменилось! Это фонарик с высоты ствола осветил вечерний лес.
На фото: красная лента, свернутая в спираль, перемещается на «сучок ствола»
Кохле продолжил свой путь по тропинке думая о том, как развесить фонарики на другие старые деревья в лесу, для того чтобы....и /или потому что...
Примечание: детям предлагается завершить историю, выразить мнение о пользе выбранных действий в завершении мини-истории.
Примечание: по предложению детей «стволы старых деревьев» украшают фонариками, для того чтобы осветить лесную тропинку по всей длине.
Для решения сопутсвующих задач детям предложено изобразить стволы деревьев разной величины и придать фонарикам геометрическую форму.
История вторая
Лопушок и снежные клубочки
Лопушок наблюдал за проплывающими мимо снежными облаками. Снежинки сидели на облаках и разглядывали Лопушка. Одна снежинка опустилась прямо на нос Лопушку, другая — на ладошку.
«Холодно» — сказал Лопушок, — сейчас бы тёплую шапочку и шарфик».
«Потяни за мой лучик, — откликнулась снежинка, сидящая на ладошке, — потяни, да смотай в клубочек».
«Потяни и за мой лучик, — сказала снежинка, сидящая на носу, — потяни, да смотай в клубочек».
Из снежных клубочков Лопушок связал тёплую шапочку и шарфик.
Тем временем другие снежинки стали слетать со снежных облаков. «Чтобы ещё связать?" — задумался Лопушок и придумал вот что... (детям предлагается выбрать, предложить варианты завершения истории).
Примечание: по предложению детей в завершении мини-истории Лопушок придумал связать носочки, варежки и шарфики).
История третья
Гном, дом и ключ от замка
На лесной поляне стояли домики. В домиках жили гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи.
Каждый гном носил в кармане ключ от своего домика.
Однажды случилось происшествие. Гном Охле обнаружил в кармане вместо ключа огромную дыру. Охнув от досады гном призадумался: «Как же я теперь попаду в свой дом?». Он заглянул в замочную скважину навесного замка. Гном хорошенько рассмотрел форму замочной скважины. Форма замочной скважины была такой...
Для решения развивающих задач предлагаются варианты:
а) дети выкладывают форму ключа (резьбы) по образцу;
б) детям предлагается выбрать схему навесного замка, затем выбрать соответствующую схему ключа к замку.
в) дети сами придумывают форму ключа (резьбы) к замку;
Используя разноцветные веревочки выкладывают соответствующие по форме ключи.
Примечание: по итогам изготовления ключей детям предлагается придумать завершение истории.
История четвертая
Разноцветики, фиалетки, душистики
Разведение цветов — приятное дело. Зеле знал толк в цветоводстве. Розы, пионы, хризантемы, маргаритки, вьюнки, крокусы, маки, тюльпаны, ландыши цвели у него в клумбах в разное время года.
Вот и теперь, в одной из клумб расцвели цветы. Цветы необычные. Зеле не мог вспомнить, чтобы у него были семена таких цветов. «Это ветер принёс семена цветов в мою клумбу», — верно решил Зеле. Гном не знал названия этих необычных цветов. Зеле стал фантазировать:«Может быть, назвать их разноцветики или фиолетки, а может, душистики»..., — всё придумывал, придумывал гном.
Используя разноцветные веревочки, кружки дети выкладывают изображения цветов в клумбе.
Примечание: предлагается придумать название цветам, пофантазировать на тему: «Откуда ветерок принёс семена».