Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре
Авторы: Беляева Екатерина Сергеевна, Захарова Ирина Григорьевна, Малиновская Людмила Сергеевна, Старыгина Ирина Владимировна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 06.11.2018
Статья просмотрена: 1615 раз
Библиографическое описание:
Беляева, Е. С. Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре / Е. С. Беляева, И. Г. Захарова, Л. С. Малиновская, И. В. Старыгина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3696/ (дата обращения: 15.11.2024).
В наши дни малыши в повседневной жизни окружены современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Народные игрушки быстро исчезают из детства, предпочтение отдается чужеземным игрушкам (роботам-трансформерам, куклам Барби, персонажам иностранных мультфильмов). Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования.
Приобщение дошкольников к народной культуре позволяет привить детям нравственные устои, заложить основы патриотического воспитания, возродить преемственность поколений.
Желая поддержать не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа как у наших воспитанников, так и у их родителей, мы решили создать в детском саду музей «Русская матрешка».
Создавать наш музей мы начали в 2016 году. Весь коллектив нашего детского сада принимал участие в формировании и пополнении экспозиции музея, экспонаты которого собирались по крупицам из разных уголков нашей Родины.
Значение музея в воспитании дошкольника нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. С его помощью педагогический коллектив детского сада находит инновационные подходы к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников.
Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также помогает вовлекать родителей в образовательный процесс ДОО, заинтересовать их совместной деятельностью с детьми, что способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Предлагаем вашему вниманию сценарий интегрированного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка», в ходе которого воспитанники вместе с родителями посетили музей детского сада.
Интегрированное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка»
Цель: формирование интереса к народным традициям, русской народной культуре посредством знакомства с народной игрушкой — матрешкой.
Задачи:
‒ познакомить детей с историей возникновения русской матрешки и отличительными особенностями росписи различных видов;
‒ формировать и развивать творческие возможности воспитанников в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной;
‒ вызывать эмоциональный отклик дошкольников в ходе общения с образцами народной культуры;
‒ вовлекать родителей в совместную с детьми творческую, познавательную и игровую деятельность.
Материалы и оборудование: русский народный костюм хозяйки музея, детские костюмы для девочек–матрешек, большой силуэт матрешки, интерактивная доска для просмотра презентации, музыкальные инструменты: ложки деревянные, треугольники, платочек для игр и хоровода, фишки разных цветов, игра «Собери матрешку», шерсть для валяния, вода, мыло.
Работа с родителями: презентация, участие в играх, мастер-класс по валянию из шерсти «Бусы для матрешки»
Ход мероприятия
В группе воспитатель задает вопрос детям.
Воспитатель. Ребята, хотите побывать в настоящем музее? (дети отвечают)
Воспитатель. А в какой музей мы сегодня отправимся, вы догадаетесь, отгадав загадку.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Воспитатель. Правильно, ребята. Отправляемся в музей Матрешек. (идут в музей)
Встречает детей хозяйка музея.
Хозяйка: — Здравствуйте, мои хорошие! Как я рада, что вы в гости ко мне пришли.
А знаете кто я? Я хозяйка этого музея.
Мой музей посвящен самому известному во всем мире талисману России- матрешке- символу дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия.
— Давайте вместе рассмотрим моих красавиц.
— Существует поверье: если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. Давайте и мы оставим записочку с желанием, а в конце праздника проверим, исполнится оно или нет.
А вот волшебная матрешка.
— Ой, посмотрите, моя матрешка ожила. (обращает внимание на девочку в костюме матрешки)
Матрешка: Я — Матрешка — сувенир в расписных сапожках.
Прогремела на весь мир русская матрешка
Мастер выточил меня из куска березы,
До чего ж румяна я, щеки, словно розы.
— Здравствуйте, ребята. Знаете, где родилась красавица Матрешка? (ответы детей)
Матрешка: Пойдемте, я вам покажу (дети идут за матрешкой в медиатеку, где подготовлена презентация об истории создания матрешек)
Матрешка: У меня есть здесь подружки, просто диво-веселушки,
Расписные и цветные, все румяные такие.
Я предлагаю отправиться в гости. Путь не близкий будет,
Что же, не беда! С музыкой нам весело всегда.
(Дети идут в музыкальный зал, где воспитанники подготовительной группы показывают музыкальные номера)
1 мальчик: Что за красная девица, и румяна, бледнолица.
В сарафане расписном и в платочке уголком.
А внутри секрет большой, не один, а целых восемь
В гости всех мы их всех попросим.
(в зал входят девочки, наряженные в Матрешек)
1 матрешка: У матрешки говорят — самый лучший наряд
Сарафанчик расписной, весь блистает красотой.
2 матрешка: Под платочком коса, ну и девица — краса!
На окошке стоит и на всех на нас глядит.
Улыбнется. По секрету красивей матрешки нету.
3 матрешка: Ой, да все мы круглолицы, развеселые сестрицы,
Мы умеем раскрываться, друг из друга выниматься.
4 матрешка: Щечки яркие, платочек, по подолу цветики
Весело кружатся в танце яркие букетики
5 матрешка: Поют матрешки в хоре, живут, не зная горя.
И дружно, и счастливо, и весело на диво!
Дети исполняют песню «Розовые щечки» (муз. и сл. народные)
2 мальчик: Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные, матрешечки румяные
3 мальчик: Тук- тук играют ложки у Иванушек в ладошке
Отбивают ритм такой, сразу в пляс пойдет любой.
Оркестр «Во кузнице»
Девочка: Много лет матрешке нашей, выжила, сквозь все прошла.
Радует девчонок наших, не исчезла, к нам пришла.
Мы матрешку сбережем, через годы пронесем.
Чтобы наши дети, внуки брали тоже ее в руки.
Пусть недвижная, проста, пустотела и толста,
Я матрешечку люблю и навеки сберегу.
Мальчик: Что случилось, не пойму, непорядок, я смотрю.
Все матрешки растерялись, и собрать их не могу.
Вы, ребята, выходите, в хоровод их соберите.
Хоровод «Ах, матрешечка»
(Дети идут по кругу и поют песню: «Эх, матрешечка, матрешка, аленький платочек, сарафан в цветочек, мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь».
Хозяйка: Праздник на этом не заканчивается, приглашаем вас в творческую мастерскую. Недаром Русь-матушка мастерами славится, есть мастера и в нашем детском саду.
Хозяйка: Предлагаю родителям и детям разделиться на две команды и украсить матрешек (силуэт матрешки из картона украшают цветочками из цветной бумаги, бусами, пайетками).
Хозяйка: А теперь поиграем!
Команды, соревнуясь, собирают разрезных матрешек, решают головоломки «математических» матрешек, собирают деревянные матрешки.
Подвижная игра «Веселая матрешка»
Капитан команды (мама) завязывает платочек и становится главной матрешкой, строит свою команду по росту. Она показывает различные движения, а вся команда повторяет их, стараясь действовать слаженно и дружно.
Игра «Веселая косыночка»
Дети встают в хоровод, передают косынку по кругу под музыку. Музыка останавливается, дети обращаются к тому, у кого в руках окажется косынка:
— Ты косынку завяжи, завяжи, В центр круга выходи, выходи, ну-ка …(имя ребенка) попляши, попляши, Нам матрешку покажи, покажи! (под музыку ребенок танцует — выполняет движение из рус. нар. танцев)
Затем участники праздника приглашаются на мастер-класс по валянию из шерсти «Бусы для матрешки», проводимый родителями для детей.
Волшебная матрешка: Наша русская матрешка не стареет сотню лет!
В красоте, таланте русском весь находится секрет.
Хозяйка: Велика Россия наша, и талантлив наш народ
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.
Суть русской матрешки остается прежней: дружба и любовь!
—Давайте посмотрим, исполнила ли матрешка мое пожелание — порадовать ребятишек. (Хозяйка открывает большую матрешку, в ней сладкий сюрприз для детей). Участники праздника приглашаются в группу на чаепитие.
Литература:
- Баринова Н. М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб. — М.: УЦ «Перспектива», 2013.
- Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт.-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверетина. — Волгоград: Учитель, 2014.
- Мерзлякова С. И. Учим петь детей 6–7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО Т.Ц «Сфера», 2014г.
- Программа и методические материалы по художественному творчеству детей 5–7 лет/ Авт.-сост. А. Н. Чусовская; под ред. О. А. Соломенниковой. — М.: АРКТИ, 2013.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2008.