Формы методической работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Автор: Кудрина Наталья Михайловна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 07.11.2018
Статья просмотрена: 2324 раза
Библиографическое описание:
Кудрина, Н. М. Формы методической работы по нравственно-патриотическому воспитанию / Н. М. Кудрина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3700/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена эффективности различных форм методической работы с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, уровень профессиональной компетентности, методическая деятельность, интерактивные формы ваимодействия.
В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, организации образовательного пространства в ДОУ. Патриотическое воспитание детей — сложный и многогранный процесс. Важным является мнение о том, что воспитание любви к Родине необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте ребёнку присущи эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений.
Большая роль в работе по нравственно-патриотическому воспитанию принадлежит педагогу. От уровня компетентности педагога и качества профессиональной деятельности зависит эффективность образовательного процесса. Чтобы идти в ногу со временем, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, изучать современные образовательные технологии воспитания и обучения.
Проанализировав образовательный статус, возрастной показатель, уровень квалификации педагогов, мы выяснили, что педагоги с большим стажем работы не готовы к восприятию новых идей, недооценивают партнёрскую совместную и самостоятельную деятельность детей, продолжают использовать занятие как основную форму работы. Имеют недостаточные знания о психологических особенностях современных детей. Начинающие педагоги имеют хорошую теоретическую подготовку и общие представления об образовательных технологиях, но не имеют практического опыта организации разнообразных форм работы.А при реализации нравственно-патриотических задач педагоги не всегда чётко могут выделить содержание, формы, методы и средства работы с детьми.
Большинство наших педагогов отличаются стремлением к самосовершенствованию, желанием активно включаться в инновационный процесс. Поэтому свою методическую деятельность я спланировала в соответствии с конкретными проблемами педагогов. При разработке плана учитывала взаимосвязь деятельности всех категорий работников, администрации, старшего воспитателя, педагогов. Мы начали работу по внедрению инновационных и творческих принципов работы; по подбору форм организации и содержания для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В ДОУ и раньше использовались разнообразные формы повышения квалификации: консультации, семинары, открытые просмотры, смотры-конкурсы и другие. Но на современном этапе, следовало пересмотреть все перечисленные формы и сделать их интерактивными. Это способствует развитию творческого потенциала педагогов, обогащает теоретические знания, практические навыки, направляет на самостоятельный поиск путей и вариантов решения проблем.
Поэтому в методической практике широко применяются интерактивные формы, которые становятся таковыми при условии тесного взаимодействия педагогов не только с организатором мероприятия, но и друг с другом. Нами неоднократно применялись и дали положительный эффект формы работы с разным количеством участников. Такая форма, как «групповое обсуждение» использовалась для решения проблем, касающихся каждого педагога. Например, в ходе «группового обсуждения» рассмотрены вопросы о том, как знакомить дошкольников с историей страны, какое содержание регионального компонента включить в содержание образования в ДОУ, о взаимодействии педагогов с родителями по формированию у детей нравственно-патриотических чувств.
Педагоги участвовали в «обсуждении» прочитанных книг: «История России. Правдивые сказки» Н. М. Соротокиной, «История России. Рассказы для детей» А. О. Ишимовой. Они широко использовали собственный социальный опыт и обращались к опыту других людей, вносили разные предложения и находили общие точки соприкосновения. В результате «группового обсуждения» коллектив наметил значимые мероприятия, разработал тематические планы, которые использовали в практической работе. Групповая деятельность создаёт благоприятные условия для сотрудничества. Эффективен коллективный способ освоения новых технологий и программ. При подготовке этой формы работы необходимо продумать основные и наводящие вопросы.
Для оформления развивающей предметно-пространственной среды успешно использовалась форма «творческая пара». Данная форма работы направлена на развитие творческого потенциала в совместной работе по оформлению уголков для детской деятельности, изготовлению игр, макетов, пособий. Работа в парах на методических мероприятиях помогает в решении трудных вопросов. Наставничество — это так же работа в парах, опытные педагоги назначаются наставниками и сопровождают деятельность начинающего педагога. Проводя методическое объединение, воспитатели играли в игры «Горячий стул», «Алло! Справочное бюро?». Опытному педагогу предлагается занять место за столом и ответить на заданныевопросы. Трудность состоит в том, что он отвечает без предварительной подготовки.
Обсуждать сразу несколько проблем эффективнее в малых группах. Дискуссии в малых группах позволяют каждому педагогу выступить, высказать собственное мнение, отстаивать его и показать свою компетентность в рассматриваемом вопросе. Педагоги по достоинству оценили метод «Мировое кафе», который мы организовали как деловую игру под таким названием. В ходе игры педагоги «посетили» кафе и каждая подгруппа заняла свой «столик». В неформальной, дружеской атмосфере прошёл обмен мнениями по важным вопросам и проблемам: о нетрадиционных формах организации образовательной деятельности, о взаимодействии с родителями, о подготовке годового плана ДОУ. Итог подводится коллегиально и совместно найденный вывод озвучивается.
К интерактивным формам относят мастер-классы. Эта форма работы ценна тем, что при подготовке мастер-класса, каждый педагог проводит самоанализ профессиональной компетентности, показывает инновационные методы, описывает достижения в работе, положительные результаты деятельности воспитанников, которые подтверждают эффективность технологии. Обязательно проходит демонстрация основных приёмов, показ отдельных методов и форм работы. Благодаря участию в мастер-классах педагоги освоили приёмы работы с солёным тестом для изготовления подарков к Дню Победы, узнали о последовательности изготовления традиционных кукол у разных народов, населяющих Краснодарский край, Адыгею, разучили основные движения народных танцев. Для максимальной активизации имеющихся знаний успешно использовали мозговой штурм, деловые игры. Деловая игра «Аукцион» позволила педагогам проявить такие качества как активность, быстрота реакции, внимание. Педагоги продемонстрировали знания средств народной педагогики — потешек, пословиц, загадок, песен, сказок. Знатоки народной культуры получили лоты-выигрыши.
Применение интерактивных форм взаимодействия в методической работе, повышающих профессиональную компетентность педагогов сформировали активную позицию, расширили профессиональные интересы, способствовали развитию инициативы, самостоятельности и взаимодоверия. У педагогов ярко выражен интерес к инновациям. Коллектив стал муниципальной инновационной площадкой по проекту «Создание условий для формирования у дошкольников основ патриотизма».
Литература:
- Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К. Ю. Белая. -2-е изд., испр. и дополн.- М.: ТЦ Сфера, 2017. — 128с.
Ключевые слова
нравственно-патриотическое воспитание, уровень профессиональной компетентности, методическая деятельность, интерактивные формы ваимодействияПохожие статьи
Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО
В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности
Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...
Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)
В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.
Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада
Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации
В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.
Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями
В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.
Похожие статьи
Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО
В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности
Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...
Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)
В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.
Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада
Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации
В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.
Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями
В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.