Использование квеста в логопедической практике
Автор: Каримова Наталья Викторовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 04.12.2018
Статья просмотрена: 5217 раз
Библиографическое описание:
Каримова, Н. В. Использование квеста в логопедической практике / Н. В. Каримова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 38-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3721/ (дата обращения: 15.11.2024).
Квест (поиски)(англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей. Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им.
Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста? Да! А с детьми с нарушениями речи? Безусловно, да! В этом случае содержание, задания и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. Содержание сценария необходимо наполнить разными видами деятельности, так как дети не могут выполнять однообразные задания в силу своих психологических и возрастных особенностей. Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря. Следует продумать квест-игру по времени так, чтобы дети смогли выполнить все задания и не потерять к ним интерес. Дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого). Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. И главное: у детей должна быть мотивация к достижению поставленной цели, а значит на финише должен быть приз!
Квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме. В своей практике я включаю квест-игры в коррекционно-образовательный процесс, который выстраивается системно, поэтапно, в нескольких направлениях: работа с детьми, работа с родителями воспитанников, методическое сопровождение, создание развивающей предметно-пространственной среды. Квест-игра активизирует включение родителей воспитанников в образовательный процесс. Родители являются активными партнерами, а в некоторых квест–играх и участниками, и это является одной из главных задач, которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО. Интересным подходом в работе стало проведение итогового логопедического занятия в форме квест- игры «Путешествие в страну Логландию» с участием детей, родителей и педагогов. Участники помогали сказочному персонажу, выполняли последовательные задания, двигались по указанному в карте маршруту. В конце игры всех воспитанников ожидал приз.
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Представляю вам сценарий квест-игры с детьми старшей и подготовительной группы, занимающихся в условиях логопункта ДОУ.
Логопедический квест-игра: «Путешествие встрану Логландию».
Цель игры: обеспечение развития ребенка через интегративный подход согласно требованиям ФГОС ДО посредством проведения квест-игры, развитие социально-коммуникативных качеств путём коллективного решения общих задач.
Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие: автоматизировать поставленные звуки в свободной речи, расширять словарный запас дошкольников, развивать навыки фонематического анализа и синтеза, тренировать логическое мышление, пальчиковые и артикуляционные упражнения, развивать зрительное восприятие, внимание, память, развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию речи.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами, воспитывать эмпатии, умения действовать сообща.
Оборудование: мольберты, карта, дидактическая игра «Собери лепестка цветка», конверты с заданиями, сундук с кладом, раздаточный материал (картинки, фасоль, горох), маркеры, игрушки со звуками Р и Л, корзины.
Действующие лица: дети подготовительной и старшей группы, занимающиеся в логопункте, ведущий (логопед), Шапокляк.
Ход мероприятия.
Звучит музыка, дети заходят в зал, садятся на стульчики.
Логопед. Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Подходит к концу учебный год, скоро многие из вас пойдут в школу, и я очень рада, что вы все смогли подружиться с трудными звуками, научились их четко и правильно выговаривать.А теперь поздоровайтесь со мной ладошками: прохлопайте слово «здравствуйте»(здрав-ствуй-те), а теперь протопайте.
Логопед: посмотрите, сколько света! И улыбок, и гостей! Это добрая примета. Значит, праздник у дверей!
— Дорогие ребята, все вы, наверное, любите приключения и с интересом следите за похождениями героев книг, кино и мультфильмов. Сегодня я предлагаю вам отправиться на поиски клада.
—Кто знает, как называются люди, которые ищут клад? (Кладоискатели). Верно. Сейчас каждый из вас будет кладоискателем, но в одиночку найти клад трудно, поэтому мы будем путешествовать всей командой. Но, прежде чем отправиться на поиски, я напоминаю вам правило. Послушайте его внимательно.
Говорим всегда красиво,
Смело, но неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
У нас во рту живёт язык.
К словам знакомым он привык.
Логопед: Молодцы. Мы с вами отправимся в страну Логландию. Название этой страны в переводе с греческого –логос означает «слово». Но для того,чтобы у нас было хорошее настроение, мы споем песенку про секрет, о котором никому не расскажем.
Звучит песня «Секрет» (поют все дети).
А теперь с хорошим настроением мы отправляемся в страну Логландия.
Нашим путеводителем станет карта. Где же она? Давайте поищем (ищут, находят под одним стулом). Разворачивают карту.
—Карта есть, можем и отправляться. А теперь закройте глаза, и мы с вами совершим прыжок в пространстве.
Звучит космическая музыка.
— Открываем глазки, вот мы и перенеслись в страну Логландия.
Звучит музыка Шапокляк.
Логопед: ой, наверное, это жители страны.
Внезапно вбегает Шапокляк:
— Цем вы тут занимаетесь? (подбегает к ведущей) Ага! Калта! Её-то я и ису! (отбирает у ведущей)- Плиключения! Сокловища! Сейчас побегу и найду клад! (злобно:) — А вы хотели без меня? Не выйдет!
Логопед: ой, что-то я ничего не пойму!
Кто вы такая?
Как же вас звать?
Просим, на празднике
Нам не мешать.
Старушка Шапокляк: да это зе я, старуска Сапокляк и моя крыша. Я тозе хочу на плаздник!
Логопед: какая крыша? (Шапокляк достает из сумки крысу Ларису). Вот теперь понятно, это же крыса Лариса. Поэтому-то мы с трудом вас понимаем. Милая старушка Шапокляк, вы же не выговариваете звуки, говорите быстро, неразборчиво.
Старушка Шапокляк: вот мы и плишли на плаздник, чтобы научиться класиво говолить.
Логопед: ребята, подскажите старухе Шапокляк, что нужно делать, чтобы научиться правильно говорить?
Дети: делать гимнастику для пальчиков, язычка, проговаривать скороговорки, стихи.
Старушка Шапокляк: где зе я этому научусь? Сто зе мне делать?
Логопед: не печалься! Мы с ребятами вам поможем. Они целый год занимались и многому научились. Сначала разомнем наши пальчики. А помогут нам в этом мамы (соревнуются дети и родители).
Конкурс “Золушка” Родитель и ребенок получают тарелочку, в которой насыпан вперемешку рис и горох. Необходимо быстрее всех выбрать все горошины и сложить их в стаканчик. Шапокляк пытается помешать мамам.
Старушка Шапокляк: интелесно, что зе дальсе?
Логопед: теперь пора размять язычок. Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения. Шапокляк выполняет упражнения вместе с детьми.
Открываем ротик-дом. (дети открывают рот)
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин — Язычок
Блинчиком на губку лег. (“Блинчик”.)
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
(“Вкусное варенье”.)
Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам.
(“Часики”.)
Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед.
(“Трубочка, заборчик”.)
На качелях оказался,
Вверх взлетал и вниз спускался. (“Качели”.)
Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка.
(“Лошадка”.)
Старушка Шапокляк: как зе мозно запомнить все эти уплазнения?
Логопед: нужно повторять эти упражнения каждый день и тогда быстро их запомнишь. Логопед: подожди, Шапокляк, мы хотели клад найти, а ты у нас карту забрала.
Старушка Шапокляк: ни за сто ни отдам! Пока вы там своей логопендрией занимались, у меня лепестки цветка разлетелись.
Логопед: а давайте, ребята, сделаем добро для Шапокляк, может, и она подобреет.
Танец «Барбарики» (все дети)
—Старушка Шапокляк: холошо, мне и плавда луце стало, так уз и быть, отдам я вам калту, если вы мне помозете соблать лепестки моего цветика-лазноцветика.
Логопед: ну что, поможем, ребята Шапокляк лепестки разноцветика собрать?
Дети: ДААААААААА
Шапокляк: для того, стобы отыскать лепестки моего лазноцветика, надо выполнить много заданий, а в одиночку мне ни сплавиться, если вы мне помозете, то и я вам помогу, я ведь холосая…, вы не думайте.
Логопед: поможем, ребята?
Дети: поможем!
Логопед: а что нужно делать?
Шапокляк: А вот инстлукция (дает ведущему), но я цитать не умею и не могу лазоблать, сто надо делать. Калтинки какие-то, ничего не понимаю. Шапокляк показывает картинки (ежи, ужи, жаба и жук).
Логопед: ребята, а какой общий звук в названии этих картинок? Правильно, это звук Ж. Сейчас наши ребята тебе Шапокляк все покажут и объяснят.
Дети показывают сценку про жука.
1. Встретил я в лесу Ежа.
Ёж лежал в лесу жужжа.
Я спросил Ежа:- Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Ёж сказал:
2.-я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит, жужжа?
1. Я сказалУжу: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ:
3.-Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота?
1. Жабе я кричу: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула ужу:
4.-И совсем я не жужжу!
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.
1. Все кричат Жуку: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
5.-Не жужжу, -ответил Жук.
Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!
Логопед: а где же первый лепесток?
Находят лепесток, на лепестке написано следующее задание, читают.
Логопед: надо собрать игрушки со звуком «Л» в одну корзину, а со звуком «Р» в другую.
Находят другой лепесток.
Следующее задание- нужно рассказать, чем вы занимались у логопеда?
Дети читают стихи.
1) Мама мне сказала:
—В среду мы поедем к логопеду.
Будем звуки изучать, язычок учить рычать.
Я подумал:
— Ой, ой, ой, что же будет там со мной?
Может, мне дадут таблетку, нарисуют йодом сетку?
Как рычать я научусь, логопеда я боюсь!
Но в ответ сказала мама, чтоб сомнения прогнал я.
Логопед ребятам друг, он для них- спасенья круг.
Он таблетками не лечит, учит он красивой речи.
И ответил маме я:
—С логопедом мы друзья!
Безусловно, в эту среду к логопеду я поеду! (автор стихотворения: Каримова Н. В.)
Мы сегодня до обеда
Занимались с логопедом.
Чтобы говорить красиво,
Правильно и чисто,
Звуки мы произносили
Медленно и быстро.
Мы шипели, словно змеи,
Как медведи мы ревели,
Словно тигры, мы рычали...
Думаешь, озорничали?
Вовсе нет! Вовсе нет!
Так учил нас логопед.
Научился наш Егорка
Говорить скороговорки,
Таня больше не картавит,
Алексей не шепелявит.
Дети вам даём совет –
Всем поможет логопед!
Букву Р наш поросенок
Громко хрюкает с пеленок.
Буду крепко с ним дружить
«Р» поможет научить.
Тигрица тигрёнку давала урок.
Однако, ученье тигрёнку не впрок:
Он рыкать, как мама, не может.
И это тигрицу тревожит.
Несчастный тигренок картавит!
Ну, кто это дело исправит?
Тигрица, послушайте дельный совет:
Тигрёнка научит рычать ЛОГОПЕД! (автор стихотворения: Леонтьева И)
Находят следующий лепесток, там задание.
Игра «Составь слово из слогов» (дети и родители соревнуются, берут по одному слогу, складывают слово и читают его).
Логопед: ребята, а на этом лепестке написано спеть частушки. Развеселим наших гостей?
Частушки
*Логопед к нам приходила,
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот -
Ничего не разберет.
* На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
*Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Даже бабушка сказала:
— Что за наказанье!
*Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
*Вот закончились все муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал -
Половину растерял.
Логопед: а вот и следующее задание.
Игра: «Нарисуй Шапокляк» (команда детей и родителей). Шапокляк мешает родителям. Шапокляк оценивает, чей портрет лучше.
Логопед: вы все молодцы, дружно работаете. А сейчас дружно выполним последнее задание. Песня-игра (дети с родителями, Шапокляк и логопед выполняют движения под музыку)
Шапокляк: ой, я, кажется, говорить научилась! РРРыба, СССумка, ШШШапка, на трраве дрррова. Урррааа! Спасибо вам!
Логопед: лепестки собрали, отдавай нам карту, Шапокляк.
Шапокляк отдает карту. По карте смотрят, где же клад? Находят. Открывают сундук, достают шоколадные медали и монетки.
Звучат фанфары, идет награждение.
Логопед и Шапокляк вручают детям медали и монетки.
Логопед: вот и закончился наш праздник. Спасибо всем за участие! Желаем вам дальнейших успехов в школе!
Литература:
- В. П. Лапковская, Н. П. Володькова «Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев для работы с детьми 5–7 лет с ОНР» Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2009.
- Осяк, С. А. Образовательный квест — современная интерактивная технология [Текст] / С. А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2015. — № 1–2.
- Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 146–149