Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 13.11.2018

Статья просмотрена: 1679 раз

Библиографическое описание:

Хахилева, Г. И. Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы) / Г. И. Хахилева, А. Н. Поздяйкина, М. С. Койнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3724/ (дата обращения: 19.12.2024).



Рисунок — это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка.

К. Шейлби

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира, принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства.

Изобразительное искусство очень древнее. Художники создавали изображение тысячи лет назад и создают их сегодня. Чтобы узнавать его лучше, не заблудится в нем, нужно шаг за шагом изучать его. Мы считаем, что вводить детей в искусство, надо как можно раньше. Все знают, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. И уже с самого раннего возраста готов к совместному с взрослым творчеству, прежде всего рисованию красками.

Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Каждый ребенок по своей природе — творец. Но его способности находятся в скрытом состоянии, и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, взрослые разбудят эти дремлющие до поры до времени, творческие наклонности.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысли, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

Человек, развитый искусством, тем и отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие. Его глаза видят в вещах гораздо больше значимого, чем на развитый глаз. Занятия разными видами изобразительной деятельности полезны для всех. Они помогают формировать творческую личность, научат мыслить смело и свободно.

Уделяя особое внимание этому виду деятельности, мы пришли к выводу, что наряду с необходимостью формирования у детей навыков рисования, очень целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Необычность методов и приемов нетрадиционного рисования в том и состоит, что не только дети, но и взрослые, не умеющие рисовать, быстро и охотно обучаются. Кроме того, как показал наш опыт, нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивляться и радоваться миру. Широкое использование этой техники позволило нам решить проблемы, ранее возникшие на занятиях рисованием.

Начнем с пальчиковой живописи — эта техника доступна детям с самого раннего возраста. Под рукой нет кисточки? Не беда! Один пальчик обмакнем — в красную краску, другой — в синюю, третий — в желтую. Чем не палитра! На каждый пальчик — кисточку своя краска. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребенка. Позволяет чувствовать краски, их характер и настроение. Какие же темы для рисования в этой технике можно предложить?

С детьми младшего возраста можно «собирать» ягоды. Каждому ребенку раздаем вырезанные из бумаги большие банки. Вот одна ягода упала в банку, другая…. Наберем целую банку и угостим маму и папу, друзей. Выполняя эту работу, дети в полном восторге. Конечно, они все перепачкаются. Все эти трудности можно предусмотреть, приготовив на каждого ребенка фартук, клеенку и большие листы бумаги, лучше всего обои. Занимаясь с детьми в этой технике, мы убедились в том, что они любят выполнять коллективную работу. Темы для этой работы могут быть самые разнообразные. Например: «Украсим елку к Новому году». Посмотрите, какая большая елка! Давайте все вместе нарядим ее к празднику: повесим бусы, шары… Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируя межличностные отношения.

Детей постарше знакомим с одним с одним из самых известных промыслов — Дымковской росписью. Работая в этой технике, украшаем юбку дымковской барышни, кругами, точками и полосками разных цветов.А вот гроздья красной рябины можно рисовать сразу тремя пальцами: раз, чуть ниже еще раз, чуть ниже еще. Нарисуем веточки и черные точки. Зимнее угощение снегирям готово. Когда дети свободно владеют «пальчиковой» техникой, они начинают сами придумывать темы для рисования. Рисовать можно не только пальчиками, но и всей ладонью.

Печать от руки. Раскрасим ладонь краской и оставим на бумаге отпечаток. Угадайте, что это могло быть? Кактус в цветочном горшке? Злой волк? Индеец с раскрашенным лицом? Правда,интересно? Краску не только видим, но и чувствуем!

Множество положительных эмоций доставляет детям работа в технике «печатка». Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. «Печатки» несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова. Прижмем ее к поролону с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию. При помощи такой печати легко украсить пригласительный билет, открытку, салфетку, платок. Сюжетов множество: изображение цветов, листов, птиц, животных. Детям младшей группы можно предложить нарисовать бабочек, порхающих над лугом, грибную полянку. В средних группах можно использовать «печатки» с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) и меняться ими.

Старшие дошкольники способны составлять более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали. С ними можно изготовить закладки для книг, поздравительные открытки. В качестве «печати» можно использовать различные предметы: пробки, поролоновый тампон, обратную сторону карандаша. Дети, увлеченные таким необычным способом, начинают самостоятельно находить и предлагать различные печати: крышечки от фломастеров, всевозможные пробки, мелкие детали от сломанных игрушек… В летнее время возможности дополнительного выбора дает нам природа. В ней находим множество разнообразных форм, пригодных к использованию в качестве готовых штампов. Коробочка мака незаменима при изображении мелких цветов, звездочек, элементов декоративного украшения. Она еще хороша тем, что удобна в обращении, благодаря своей объемной форме. Детям очень удобно держать в руке такую печатку. Для изображения мягкой пушистой поверхности можно использовать шишки, мох или колоски трав. Причем выбор подходящего материала стараемся оставлять за детьми, давая возможность последовательно все испытать на черновом листе. Потом очень интересно побеседовать с ними о возникших ассоциативных образах. Они удивляют своей непредсказуемостью.

Способ печатания листьями так же расширяет выразительные возможности детского рисунка. Лист клена, дуба, тополя очень подходит в этой работе, благодаря интересной форме и сетчатому рисунку прожилок. Особенно необычно, декоративно смотрятся подобные оттиски на цветной бумаге, контрастной тону отпечатанного листа. Детям младшего возраста этот способ недоступен в силу большой трудоемкости и неудобства переноса плоского крашеного листа на бумажную поверхность. Поэтому в этой технике работают с детьми старшего возраста. Для этого на прогулке мы вместе заготавливаем листья различных пород деревьев, контрастных по фактуре и размеру. Очень интересна коллективная работа «Фантастические птицы». В этой работе мы стараемся организовать участие всех детей группы в создании художественного образа. Это позволяет ребенку ощутить свою нужность, незаменимость в общей работе, дарит ни с чем несравнимую радость коллективного творчества.

Очень увлекательные занятия в технике «монотипия». Она вполне доступна детям уже с трех лет. Лист бумаги складывается пополам, затем н одну половину наносятся яркие пятна краски, и пока краска не высохла, складываем лист, тщательно разгладим в разные стороны и развернем…. Угадай, что получилось? Образовавшиеся необычные причудливые узоры вызывают ассоциации с диковинными птицами, глубоководными рыбами, с причудливыми цветами. Эту технику рисования можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Детям очень нравится такая веселая игра с бумагой и красками. Можно предложить на одной половине листа нарисовать гуашью бабочку со сложенными крыльями. Второй половиной плотно прижимаем половину, на которой изображена бабочка, разворачиваем и… Что произошло? Бабочка расправила крылья и собирается взлететь. Весь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа. С помощью этого приема очень легко объяснить детям законы симметрии. Таким способом можно «оживить» стрекозу, мотылька, «расцвести» ромашку, гвоздику, превратить в пушистый шарик одуванчик.Интересная тема для работы в этой технике «В стране Двуляндии». Необычная страна. В ней ничего не бывает по одному. Смотрите, я нарисую жучка, сложу лист пополам, разверну — их два!А что еще есть в Двуляндии? Бабочки, деревья, цветы…. Детям постарше можно предложить работу по теме «Город на реке». Нарисуем город, согнем лист по горизонтали — город отразился в воде. Очень красивые получаются работы, когда в этой технике рисуем дорогу и небо, сложив лист по горизонтали вверху и внизу. По небу плывут облака разной формы, а на дороге мы видим камешки, лужи, опавшие листья. Детям нравится, когда устраиваем выставки их работ. Выставка — важный момент сравнения ребенком своих работ с другими. Он видит, что у других получается иначе, сравнивает со своей работой. Очень важно хвалить детей за их усердие, не оставляя без внимания ни одной работы. Это вселяет в каждом ребенке уверенность в своих силах. Для людей, художественно не развитых, критерием оценки произведений часто служит сходство. Если, похоже — значит, картина хороша, если нет — плоха. Мы стараемся уберечь детей от таких примитивных критериев, объясняя, что каждый художник по — разному передает свое восприятие мира, свое понимание. Для этого он использует определенные средства выразительности.

Бурный восторг детей вызывает техника «Волшебные нитки». Для ее освоения понадобятся нитки длиной 25–30 сантиметров. Опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались. Держать их нужно за кончик. Затем выкладываем на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Складываем половинки листа, прижимаем их друг к другу, разглаживаем. При этом обязательно говорим волшебные слова. Мы же маленькие волшебники. «Раз, два, три, не горюй, ниточка скорей рисуй»! Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Разворачиваем лист. А нитки-то волшебные! Посмотрите, на что это похоже. Если для изображения случайно получившегося медведя, березки или птицы чего-то не хватает, то можно недостающие детали дорисовать кистью, фломастерами, карандашами или пальцами. Дети, конечно же, вымажутся. Зато сколько радости они получат от такого занятия. В этой технике можно рисовать «морозные узоры». Окрасим нитки в белый цвет. И выложим их на бумагу разных цветов. А какие красивые получаются «вологодские кружева». Раздаем детям вырезанные из бумаги воротнички или салфетки, они выкладывают на них нитки. Красивое кружевное изделие готово.

«Рисование мятой бумагой». Эта техника интересна тем, что в местах изгибов листов бумаги там, где нарушается ее структура, краска при закрашивании делается более интенсивно, темной. Это называют эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Начинать рисовать можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работы поместить рисунок в паспарту. Совсем другое дело.

Рисование восковыми мелками или свечой. Такой способ издавна используется народными мастерами при рисовании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем небольшой тампон с краской, ведем по листу, на цветном фоне появляется рисунок. В полном восторге были дети младшей группы, когда они «искали елочку» в лесу. На листах бумаги предварительно нарисовали несколько елочек парафиновой свечой. Пошел снег и спрятал лесных красавиц от детских глаз. А мы их все равно найдем. Проведем по листу бумаги жидкой краской синего цвета. Вот они стройные, пушистые.

Несомненно, использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения рисования интересным, захватывающим и радостным. Эта работа помогает развить у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоциональную сферу, эстетические чувства. Благодаря нетрадиционным техникам рисования дети становятся раскованнее, смелее, непосредственнее, получают свободу для самореализации и самовыражения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, лист бумаги, эта, лист, нетрадиционная техника рисования, работа, техник, краска, духовный мир, изобразительная деятельность.

Похожие статьи

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Конструирование из LEGO как инструмент познавательного и речевого развития детей (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Похожие статьи

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Конструирование из LEGO как инструмент познавательного и речевого развития детей (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Задать вопрос