Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР
Автор: Борода Татьяна Васильевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 16.11.2018
Статья просмотрена: 559 раз
Библиографическое описание:
Борода, Т. В. Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР / Т. В. Борода. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3727/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мир, окружающий ребенка, велик и многообразен. Перед учителем-дефектологом стоит задача разобраться в детском восприятии мира, сформировать доступные возрасту и психическим особенностям дошкольников с задержкой психического развития представления о нем. На занятиях по коррекции познавательного и речевого развития детей в процессе ознакомления с окружающим миром уточняются, расширяются и обогащаются представления дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире; осуществляется взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью детей. На занятиях применяются игровой и соревновательный методы для развития мотивационного компонента деятельности каждого конкретного ребенка.
Тема занятия: «Сравнение предметов (легкий— тяжелый)»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: развитие восприятия свойств предметов легкий-тяжелый
Задачи:
Образовательные:
– сформировать представление о легких и тяжелых предметах
– научить сравнивать предметы по весу
– научить применять на практике полученные навыки
Коррекционно-развивающие:
– расширять представления об окружающем мире (познавательное развитие)
– развивать и корригировать мышление через игры на сравнение, исключение, анализ (познавательное развитие)
– развивать и корригировать зрительное и слуховое внимание
– развивать воображение (познавательное развитие)
– формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве (физическое развитие)
– формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности (физическое развитие)
Воспитательные:
– воспитывать мотивацию к учению;
– воспитывать умение внимательно слушать педагога и желание включаться в диалог, задавать вопросы (речевое развитие)
– воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию выполняемых действий (социально-коммуникативное развитие)
– развивать эмоциональную отзывчивость (социально-коммуникативное развитие)
– формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками (социально-коммуникативное развитие)
Оборудование и материалы: ноутбук, диапроектор, бланки с заданиями для каждого, цветные и простые карандаши, мяч, набор геометрических фигур с флажками, набор шариков из различного материала с корзинками, набор «Сенсорные квадраты», вата, пластилин, дощечка для работы с пластилином.
Методы иприемы обучения: словесные (беседа, рассказ педагога и детей, вопросы-ответы, объяснение); наглядные (демонстрация наглядного материала, рассматривание), практические (выполнение игр и упражнений).
Современные педагогические технологии: игровая технология, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.
ХОД ЗАНЯТИЯ |
|
Содержание деятельности учителя-дефектолога |
Виды деятельности воспитанников |
Цель: создание положительного настроя на занятие |
|
– Игра «Ветер иптицы». Дидактическая цель: формирование умения работать по сигналу. Педагог предлагает детям разделится на две команды: одна — «птички», другая — «ветер». Задание: при звучании тихой музыки дети — «ветер» двигаются по комнате на носочках. В это время «птички» сидят на стульчиках — «в гнездах». При стихании музыки «ветерки» присаживаются на корточки, а «птички» летают, размахивая крылышками — руками. При возобновлении музыки «птички» садятся в «гнезда», «ветерки» двигаются. Затем команды меняются. |
– Дети выполняют задание игры. Учатся действовать по инструкции и соблюдать аккуратность при выполнении движений. |
Цель: развитие мыслительных операций через расширение представлений об окружающем мире |
|
– Игра «Сигнальщик» Дидактическая цель: развитие и коррекция внимания; закрепление представлений о фигурах Педагог предлагает детям геометрические фигуры: круг, квадрат. Задание: при показе квадрата — хлопнуть в ладоши один раз, при показе круга — поднять флажок. Показываются фигуры по порядку и одноименные подряд. Установочное слово педагога, настраивающее детей на дальнейшую работу. – Просмотр развивающего мультфильма (1,5 мин.) Teremok Baby и объяснительная беседа «Свойства предметов». Дидактическая цель: изучение нового Дефектолог дает детям портфели (легкий и тяжелый) и просит сказать, чем отличаются; два мешка: тяжелый — легкий; две банки: пустая — полная и т. д. Все предметы имеют свой вес: одни из них «легкие» (нам легко их держать); другие — «тяжелые» — большой вес, нам тяжело их держать. Сейчас мы будем учиться различать тяжелые и легкие предметы. – Работа ссенсорными квадратами. Дидактическая цель: уточнение представлений о весе предметов; закрепление представлений о сенсорных эталонах Педагог предлагает выбрать два легких квадрата. Определить какого они цвета каждый, сравнить их размер путем наложения. Выбрать два тяжелых квадрата. Определить какого они цвета и сравнить их размер путем наложения.
– Динамическая пауза Дидактическая цель: активизация двигательной активности, повышение работоспособности Вспомните легкое насекомое (бабочка), а кто может быть тяжелее бабочки? (пусть будет жаба). Покажите, как летает бабочка: легко, легко ее несет ветерок. А как тяжело будет плюхаться в воду жаба? Теперь, когда покажу вам картинку с бабочкой, вы изображаете, как легко летает бабочка. Когда вы увидите изображение жабы, тяжело попрыгаете, как большая жаба – Игра «Определи ислепи» Дидактическая цель: уточнение представлений о весе предмета, закрепление материала Работа с одинаковыми шариками, изготовленными из различного материала: металлическими, деревянными, пластмассовыми, из ваты. Определение самого легкого, самого тяжелого, одинаковых по массе шариков. Разложить в две корзинки: в одну — все тяжелые, в другую — все легкие шарики. Изготовление двух шариков: путем сжимания и скатывания из ваты и такого же размера из пластилина. Сравнение — из какого материал получился шарик легче/тяжелее.
– Задание «Легкий— тяжелый» (на бланке) Дидактическая цель: развитие логического мышления Раскрась предмет, который тяжелее. Проанализируй их свойства. Скажи полным предложением: «Штанга тяжелее, чем прыгалки» и т. п.
– Задание «Найди лишнее» (на индивидуальных бланках) Дидактическая цель: развитие логического мышления Раскрасьте в каждой группе лишний предмет. (Раз мы с вами говорим о свойствах предметов, то и лишний предмет будет иметь свойство, которое отличается от свойств других.)
|
– Дети выполняют задание игры. Игра продолжается с нарастающим темпом. Сбившийся ребенок выбывает из игры. – Дети внимательно смотрят мультфильм и слушают педагога. Задают уточняющие вопросы. Сравнивают предложенные предметы. – Дети совместно с педагогом делают вывод, что предметы бывают тяжелые и легкие независимо от величины. – Дети выполняют движения физминутки, изображая движения бабочки и жабы. – Дети сравнивают предметы и раскладывают их по нужным корзинкам. Мастерят шарики из нужных материалов. – Дети раскрашивают нужный предмет, объясняют свой выбор. – Дети выбирают у себя на бланках лишнее изображение и раскрашивают его. Затем совместно с педагогом обсуждают результаты выполненного задания, объясняя правильность выбора. |
Цель: рефлексия занятия, получение эмоционального отклика от детей |
|
– Игра малой подвижности «Поймай иответь». Педагог предлагает детям встать в круг, даёт воздушный шарик детям по очереди и задаёт вопрос по теме, например: какое задание понравилось больше всего, какое задание было самым легким, самым интересным и т. п. Педагог подводит итог, отмечая отношение детей к выполняемым заданиям: старались, были внимательны, слушали педагога. |
– Дети берут мяч, отвечают на вопрос педагога. |