Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.11.2018

Статья просмотрена: 559 раз

Библиографическое описание:

Борода, Т. В. Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР / Т. В. Борода. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3727/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мир, окружающий ребенка, велик и многообразен. Перед учителем-дефектологом стоит задача разобраться в детском восприятии мира, сформировать доступные возрасту и психическим особенностям дошкольников с задержкой психического развития представления о нем. На занятиях по коррекции познавательного и речевого развития детей в процессе ознакомления с окружающим миром уточняются, расширяются и обогащаются представления дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире; осуществляется взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью детей. На занятиях применяются игровой и соревновательный методы для развития мотивационного компонента деятельности каждого конкретного ребенка.

Тема занятия: «Сравнение предметов (легкий— тяжелый)»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развитие восприятия свойств предметов легкий-тяжелый

Задачи:

Образовательные:

– сформировать представление о легких и тяжелых предметах

– научить сравнивать предметы по весу

– научить применять на практике полученные навыки

Коррекционно-развивающие:

– расширять представления об окружающем мире (познавательное развитие)

– развивать и корригировать мышление через игры на сравнение, исключение, анализ (познавательное развитие)

– развивать и корригировать зрительное и слуховое внимание

– развивать воображение (познавательное развитие)

– формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве (физическое развитие)

– формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности (физическое развитие)

Воспитательные:

– воспитывать мотивацию к учению;

– воспитывать умение внимательно слушать педагога и желание включаться в диалог, задавать вопросы (речевое развитие)

– воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию выполняемых действий (социально-коммуникативное развитие)

– развивать эмоциональную отзывчивость (социально-коммуникативное развитие)

– формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками (социально-коммуникативное развитие)

Оборудование и материалы: ноутбук, диапроектор, бланки с заданиями для каждого, цветные и простые карандаши, мяч, набор геометрических фигур с флажками, набор шариков из различного материала с корзинками, набор «Сенсорные квадраты», вата, пластилин, дощечка для работы с пластилином.

Методы иприемы обучения: словесные (беседа, рассказ педагога и детей, вопросы-ответы, объяснение); наглядные (демонстрация наглядного материала, рассматривание), практические (выполнение игр и упражнений).

Современные педагогические технологии: игровая технология, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание деятельности учителя-дефектолога

Виды деятельности воспитанников

  1. Организационный момент (мотивация кдеятельности)

Цель: создание положительного настроя на занятие

Игра «Ветер иптицы».

Дидактическая цель: формирование умения работать по сигналу.

Педагог предлагает детям разделится на две команды: одна — «птички», другая — «ветер». Задание: при звучании тихой музыки дети — «ветер» двигаются по комнате на носочках. В это время «птички» сидят на стульчиках — «в гнездах». При стихании музыки «ветерки» присаживаются на корточки, а «птички» летают, размахивая крылышками — руками. При возобновлении музыки «птички» садятся в «гнезда», «ветерки» двигаются. Затем команды меняются.

– Дети выполняют задание игры. Учатся действовать по инструкции и соблюдать аккуратность при выполнении движений.

  1. Основная часть (организация познавательной деятельности)

Цель: развитие мыслительных операций через расширение представлений об окружающем мире

Игра «Сигнальщик»

Дидактическая цель: развитие и коррекция внимания; закрепление представлений о фигурах

Педагог предлагает детям геометрические фигуры: круг, квадрат. Задание: при показе квадрата — хлопнуть в ладоши один раз, при показе круга — поднять флажок. Показываются фигуры по порядку и одноименные подряд.

Установочное слово педагога, настраивающее детей на дальнейшую работу.

Просмотр развивающего мультфильма (1,5 мин.) Teremok Baby и объяснительная беседа «Свойства предметов».

Дидактическая цель: изучение нового

Дефектолог дает детям портфели (легкий и тяжелый) и просит сказать, чем отличаются; два мешка: тяжелый — легкий; две банки: пустая — полная и т. д.

Все предметы имеют свой вес: одни из них «легкие» (нам легко их держать); другие — «тяжелые» — большой вес, нам тяжело их держать.

Сейчас мы будем учиться различать тяжелые и легкие предметы.

Работа ссенсорными квадратами.

Дидактическая цель: уточнение представлений о весе предметов; закрепление представлений о сенсорных эталонах

Педагог предлагает выбрать два легких квадрата. Определить какого они цвета каждый, сравнить их размер путем наложения. Выбрать два тяжелых квадрата. Определить какого они цвета и сравнить их размер путем наложения.

Динамическая пауза

Дидактическая цель: активизация двигательной активности, повышение работоспособности

Вспомните легкое насекомое (бабочка), а кто может быть тяжелее бабочки? (пусть будет жаба). Покажите, как летает бабочка: легко, легко ее несет ветерок. А как тяжело будет плюхаться в воду жаба? Теперь, когда покажу вам картинку с бабочкой, вы изображаете, как легко летает бабочка. Когда вы увидите изображение жабы, тяжело попрыгаете, как большая жаба

Игра «Определи ислепи»

Дидактическая цель: уточнение представлений о весе предмета, закрепление материала

Работа с одинаковыми шариками, изготовленными из различного материала: металлическими, деревянными, пластмассовыми, из ваты. Определение самого легкого, самого тяжелого, одинаковых по массе шариков. Разложить в две корзинки: в одну — все тяжелые, в другую — все легкие шарики.

Изготовление двух шариков: путем сжимания и скатывания из ваты и такого же размера из пластилина. Сравнение — из какого материал получился шарик легче/тяжелее.

Задание «Легкий— тяжелый» (на бланке)

Дидактическая цель: развитие логического мышления

Раскрась предмет, который тяжелее. Проанализируй их свойства. Скажи полным предложением: «Штанга тяжелее, чем прыгалки» и т. п.

Задание «Найди лишнее» (на индивидуальных бланках)

Дидактическая цель: развитие логического мышления

Раскрасьте в каждой группе лишний предмет. (Раз мы с вами говорим о свойствах предметов, то и лишний предмет будет иметь свойство, которое отличается от свойств других.)

– Дети выполняют задание игры. Игра продолжается с нарастающим темпом. Сбившийся ребенок выбывает из игры.

– Дети внимательно смотрят мультфильм и слушают педагога. Задают уточняющие вопросы. Сравнивают предложенные предметы.

– Дети совместно с педагогом делают вывод, что предметы бывают тяжелые и легкие независимо от величины.

– Дети выполняют движения физминутки, изображая движения бабочки и жабы.

– Дети сравнивают предметы и раскладывают их по нужным корзинкам.

Мастерят шарики из нужных материалов.

– Дети раскрашивают нужный предмет, объясняют свой выбор.

– Дети выбирают у себя на бланках лишнее изображение и раскрашивают его. Затем совместно с педагогом обсуждают результаты выполненного задания, объясняя правильность выбора.

  1. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности воспитанников.

Цель: рефлексия занятия, получение эмоционального отклика от детей

Игра малой подвижности «Поймай иответь».

Педагог предлагает детям встать в круг, даёт воздушный шарик детям по очереди и задаёт вопрос по теме, например: какое задание понравилось больше всего, какое задание было самым легким, самым интересным и т. п.

Педагог подводит итог, отмечая отношение детей к выполняемым заданиям: старались, были внимательны, слушали педагога.

– Дети берут мяч, отвечают на вопрос педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, окружающий мир, педагог, познавательное развитие, предмет, социально-коммуникативное развитие, какое задание, лишний предмет, логическое мышление, различный материал.

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Конструкт проведения непосредственно образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в старшей группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи

Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР

Содержание, организационные формы, методы коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей-билингвов

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Конструкт проведения непосредственно образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в старшей группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи

Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР

Содержание, организационные формы, методы коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей-билингвов

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Задать вопрос