Организация наблюдений в природе
Авторы: Чикаткова Алена Александровна, Колегова Татьяна Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 23.11.2018
Статья просмотрена: 4237 раз
Библиографическое описание:
Чикаткова, А. А. Организация наблюдений в природе / А. А. Чикаткова, Т. А. Колегова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3736/ (дата обращения: 15.11.2024).
Взрослым иногда так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть как изменяется небо перед дождем или снегопадом, как появляется радуга после дождя, чувствовать, как дует ветер, падает первая снежинка. А теперь представьте, как радуются этим явлениям природы маленькие дети. Дошкольники очень любознательны, тянуться к новым знаниям, им интересно все вокруг. Наблюдение доставляет детям всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления, позволяет всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Одной из задач воспитателя при знакомстве детей с живой и неживой природой является организация наблюдений за природными явлениями и объектами. В течение года мы проводим наблюдения на территории детского сада, на участке группы во время прогулки.Дети наблюдают за изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т. д. Во время наблюдений мы помогаем ребёнку увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять ее. В зависимости от того, за чем мы наблюдаем, наблюдения могут быть кратковременными, продолжающимися несколько минут, например: за птицей у кормушки, за бабочкой, сидящей на цветке, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.Встарших и подготовительных группах нашего детского сада в основном используются длительные наблюдения, где дети следят за ростом растений из семян, созреванием плодов, сезонными изменениями в природе и т. д.Наблюдение за ростом растений начинается ещё в группе, где происходит посадка рассады. А благодаря «Огороду на окне» наблюдение за ростом посаженных растений становится намного интереснее и увлекательнее, так как дети ежедневно ухаживают и наблюдают за ними. Рассаду овощей высаживаем на приусадебном участке детского сада, где дети продолжают свои наблюдения за ростом растений, созреванием плодов, участвуют в уборке урожая.
Начиная с младшей группы, дети с интересом следят за тем, как из семян появляется росточек, как распускаются первые листочки. Детей знакомят с необходимыми условиями для роста растений — свет, тепло, земля, вода. Весной совместно с детьми, рассаду цветов высаживаем в клумбы на территории детского сада. Клумбы с разнообразными цветами используются для длительных наблюдений — цветок растёт, появляется бутон, бутон распускается и превращается в цветок и т. д.
Пример ещё одного длительного наблюдения — наблюдение за сезонными изменениями в природе. На прогулке дети наблюдают, какие изменения происходят в природе, отмечают сезонные признаки. В каждом наблюдении за объектами живой и неживой природы, мы используем загадки, художественное слово, пословицы и поговорки, приметы, которые помогают активизировать внимание детей и носят познавательный характер.
Для того, чтобы активность детей не снижалась, во время проведения наблюдений, а интерес к ним возрастал, необходимо соблюдать некоторые правила.
- Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все находились в одном ряду.
- Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3–10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.
- Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю: • Призыв вместе смотреть что — то интересное; • Ласковая интригующая интонация; • Загадка — описание, загадка — действие о предмете наблюдения. Вторая часть — основная, обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2–3 секунды. Эти секунды позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основную часть нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте.
- Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой).
Важной составной частью по организации наблюдений стало оборудование метеостанции на территории детского сада. Поддержка проекта осуществляется компанией «Газпромнефть-Восток» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Детская метеостанция, это комплекс различных приборов измеряющие погодные условия. Для изучения состояния погоды и наблюдений за природными явлениями, а также для умения предсказывать ее изменения мы используем оборудование на метеостанции, которое позволяет дошколятам расширять кругозор, учиться быть внимательными, анализировать происходящие процессы в природе, делать соответствующие выводы и весело проводить свое время. На метеостанции используются приборы: термометр, барометр, ветряной рукав, флюгер, солнечные часы, осадкомер. Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой: наблюдаем за небом и облачностью, даем относительную оценку силы ветра с помощью ветряного рукава, определяем направление ветра с помощью флюгера, измеряем количество осадков с помощью осадкомера, определяем температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делаем предполагаемый прогноз погоды и измеряем атмосферное давление. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.