«Мой край родной, моя Кубань». Виртуальное путешествие по краю для детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Яковлева Алла Вячеславовна, Обозова Наталья Дмитриевна, Федорина Галина Петровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 17.11.2018
Статья просмотрена: 3593 раза
Библиографическое описание:
Яковлева, А. В. «Мой край родной, моя Кубань». Виртуальное путешествие по краю для детей старшего дошкольного возраста / А. В. Яковлева, Н. Д. Обозова, Г. П. Федорина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3737/ (дата обращения: 16.11.2024).
Программное содержание: Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родной станице, к родному району. Закрепить и уточнить знания детей о родной станице — Петропавловской. Вызвать желание узнать больше об исторических местах, достопримечательностях, расширить представления о природе. Развивать познавательные интересы детей.
Закрепить умение правильно передавать мелодию песни, выпевать долгие звуки, чётко и внятно произносить слова. Развивать способность передавать в движении мягкий, танцевальный характер музыки. Создавать условия для развития творческих способностей детей.
Активировать и обогащать словарь. Развивать связную речь, воображение, мышление.
Материал: фотоальбом с фотографиями, карта Краснодарского края, «автобус», билеты, иллюстрации с изображением рыб, иллюстрации с изображением диких животных. Конверт, краски, кисти, белые листы с восковыми контурами колосьев. Мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация по теме.
Предварительная работа: разучивание песен, стихотворений кубанских поэтов. Беседы о родине, о родном крае, о разнообразии животного и растительного мира. Подготовка «экскурсоводов» Создание лэпбуков «Мы живём в России», «Моя малая Родина».
Ход ООД:
Дети входят в музыкальный зал
Музыкальный руководитель: Ребята, как хорошо, что вы пришли! Проходите, пожалуйста! Я рада вас всех видеть. Скажите, когда один человек рад видеть другого при встрече, то, что он обычно делает? (ответы детей) Правильно, и вы улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.
Здравствуй, солнце золотое! (Круговые движения руками.)
Здравствуй, небо голубое! (Руки вверх, подняться на носки.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Покачивания поднятыми руками.)
Здравствуй, маленький дубок! (Руки вперёд.)
Мы живём в родном краю!
Очень я его люблю! (Взяться за руки.)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какие красивый фотоальбом сегодня принёс Миша. Кто хочет посмотреть, подходите поближе. (Рассматривают фотоальбом)
— Миша, а где были сделаны эти фотографии? (в нашей станице, в наем крае в городе Сочи)
— Как называется страна, в которой располагается наш край? (Россия).
— Как называется наша малая Родина? (Кубань).
— Как называются жители Кубани? (Кубанцы, казаки).
— А, кто знает стихотворение о нашей Кубани?
1.Я живу на Кубани –
Не жалею ничуть.
Встану утренней ранью
Воздух летний вздохнуть.
В сад пойду по тропинке,
Сыро, росно — и пусть!
Каждой малой травинке
До земли поклонюсь! (Н. В. Кваша)
— Какие красивые слова подобрала автор стихотворения, чтобы рассказать о своей любви к родному краю. Предлагаю вам, ребята, послушать песню о нашей красавице Кубани. Кто знает, может подпевать.
Песня: «На Кубани мы живем»
(сл. Софья Бовтун и Марина Ищенко, Кубанский казачий хор)
— Жители Кубани любят свой край, гордятся его историческими местами, памятниками. А мы с вами гордимся своей любимой станицей Петропавловской — нашей малой Родиной — Наша станица граничит с другими станицами, как называются соседние станицы? (Темиргоевская, Михайловская).
— Как называются жители нашей станицы? (Станичники, Петропавловцы).
— В каком районе находится наша станица? (Курганинском)
— Ребята, а вам бы хотелось узнать ещё больше о нашем крае, посмотреть на наш район и станицу? (ответы детей) Тем, кому интересно, предлагаю совершить необыкновенное путешествие.
— На чём мы можем совершить наше путешествие? (дети предлагают свои варианты) Хорошо, давайте совершим наше путешествие на автобусе.
— Приобретайте экскурсионные путёвки. А теперь, посмотрите внимательно, у кого на путёвке прикреплен синий кружочек, тот будет кондуктором. У кого зелёный, тот будет — водителем. Вы, не против, если я буду вашим экскурсоводом? А помогать мне будут мои помощники, те — у кого на путёвках красные кружочки.
— Занимайте свои места. Наш экскурсионный тур называется — «Мой край родной, моя Кубань» слайд № 2(на слайде фотографии по теме).
— А, чтобы в пути нам было веселее, споём весёлую песенку.
«Автобус» Е. Железнова
— Посмотрите направо (слайд № 3.) Мы с вами проезжаем мост через реку Чамлык.
— Посмотрите на карту рек Краснодарского края и скажите, какая из них самая большая, а я скажу вам, как она называется (река Кубань, слайд № 4).
Музыкальный руководитель: это — река Кубань. Про неё вам расскажет мой первый помощник.
Ребёнок: Самой важной рекой является Кубань. Горные ледники дают начало истокам Кубани. Исток — это начало реки. Она мчится по ущельям — это русло реки. Затем петляет по равнине. Вода нужна людям в хозяйстве, без неё не смогут работать электростанции. Кубань полезная река. Впадает река в Азовское море — это устье реки. В лесу, на границе нашей станицы и республики Адыгея, течёт река Лаба, в неё впадает река Чамлык. Около города Усть — Лабинск — река Лаба впадает в реку Кубань. В реках нашего края водится много рыбы (слайд № 5 реки, речные рыбы)
Музыкальный руководитель: Кто знает стихотворения о реках?
1. У нас в станице течёт река,
Она на карте всем видна.
Я точно знаю, что мой папа,
Ловит рыбку там всегда.
Он зовет ее Лабою,
И там гладкая вода.
2. А мой папа на Чамлыке
Поймал большого сазана,
Угостили всех соседей
Вкусной рыбкой из котла.
Музыкальный руководитель: А, кто хочет поиграть в игру «Рыбка»?
песенка «Рыбка» М. Красева (пальчиковая игра)
Рыбка плавает в водице,(ладони сложены вместе, дети
Рыбке весело играть. «изображают», как плывет рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (медленно наклоняют вперед сложенные ладони)
Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение)
Рыбка хвостиком вильнула, (покачивают сложенными вместе
Рыбка быстро уплыла. ладонями вправо-влево).
Музыкальный руководитель: Отдохнули, поиграли, предлагаю продолжить наше путешествие. Занимайте свои места в автобусе.
— Кубанская земля богата плодородной почвой (слайд№ 6). Важнейшей культурой на Кубани является — пшеница. На полях нашего района выращивают: ячмень, подсолнечник, кукурузу, сою (слайд № 6.1).
(на экране появляется изображение почтового конверта) Ой, посмотрите, тут какой-то конверт. Как вы думаете, кому он прислан? Почему вы так решили? (На конверте фотография детей в детском саду).
— Давайте посмотрим, что внутри (педагог «достаёт» белые листы бумаги, на которых воском изображены контуры колосков пшеницы, ячменя и др.). Ой, просто белые листы, что — бы это значило? (ответы детей) Мне тоже кажется, что на этих листах что-то зашифровано. Что же поможет нам разгадать эту тайну, как вы думаете? (нам помогут чудо — краски и кисти).
Игра «Чудо-краски».
Дети закрашивают лист бумаги любой краской. Силуэт, нанесённый воском, при этом останется не закрашенным.
Музыкальный руководитель: Удалось нам разгадать зашифрованные картинки? Как вы думаете, мы справились с заданием? Как вы это определили? (На экране появилось улыбающееся облачко) А что нам помогло? Правильно, чудо-краски! Посмотрите, ребята, сколько красивых колосков у нас «созрело», давайте потанцуем с ними.
Танец с «колосьями» (танцевальная импровизация, на основе знаком детям движений).
Музыкальный руководитель: Слышите, наш автобус подаёт сигнал, едем дальше. В лесах нашего района обитает множество животных (слайд № 7). Каких животных вы знаете? (кабан, волк, лиса, заяц, белка). Посмотрите, на экране снова наш конверт, да не один, а два. Что это может значить? (новое задание, разделиться на две команды) (Рассматриваем содержимое конвертов) Что это? (картинки с изображениями диких животных). Как вы думаете, что нам нужно сделать? (выбрать картинки с изображением животных обитающих в наших лесах) Что же, давайте попробуем выполнить (дети выполняют задание).
Игра «Кто здесь лишний».
На двух столах раскладываются карточки с изображениями различных животных. Дети делятся на две команды. Условие игры — дети должны выбрать «лишних» обитателей леса, которые не водятся на Кубани.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, мы справились с заданием? Как вы это определили? (на экране снова появилось улыбающееся облачко) Мы можем продолжить наше путешествие?
Сейчас мы с вами поедем по нашим родным, знакомым улицам (слайд№ 8). О них вам расскажет мой второй помощник.
Ребёнок: В станице десятки улиц. Главная улица — улица Ленина. Многие улицы названы именами великих людей: Кирова, Демьяна Бедного, Розы Люксембург, Юрия Гагарина. Улицы заботливо украшаются и благоустраиваются, радуют глаз парки и скверы с различными деревьями. Именно отсюда берёт начало малая Родина.
— Проезжая по улице Ленина, мы видим здание Дворца Культуры (слайд № 9), в котором так же находятся: библиотека и, гордость петропавловцев, историко-краеведческий музей, в котором размещены старинные экспонаты: картины (слайд № 10), предметы домашнего обихода — этим толкли зерно (слайд № 11), рубильник для глажки (слайд № 12), чесалка шерсти (слайд № 13), чугунки (слайд № 14), ткацкий станок (слайд№ 15), крестьянские орудия труда(слайд № 16). Оформлен уголок «Казачий двор» — жилое поместье казака (слайд № 17), собраны документы и фотографии тех времён (слайд № 18).
Около дворца Культуры установлены бюсты-памятники И. Л. Сорокину и Н. И. Куликову. (слайд № 19)
Музыкальный руководитель: Продолжаем нашу экскурсию по улицам нашей станицы, справа расположена почта (слайд № 20), а слева — больница (слайд № 21). Далее находятся: школа (слайд № 22), Сбербанк России (слайд № 23). Посмотрите, ребята, а вот, особенно чтимое всеми петропавловцами место. О нём вам расскажет мой третий помощник.
Ребёнок: Это — мемориал в честь жертв гражданской и Великой Отечественной войн, сооружённый в парке Победы. В окружении серебристых елей возвышается многометровая стела, а, у её подножья — плиты, на которых высечены имена погибших станичников. В памятные, скорбные дни тут всегда людно, горят свечи, море цветов (слайд № 24). Совсем недавно здесь были установлены настоящие пушки и стена памяти, с фотографиями участников ВОВ.
Музыкальный руководитель: Продолжим нашу экскурсию. Посмотрите направо. Перед нами новый сквер нашей станицы.
Его открыли в честь восьмидесятилетия образования Краснодарского края (слайд № 24). В сквере расположена Аллея Славы и фонтан, а также заложена капсула времени, с посланием потомкам.
— Ой, а что изображено на этом слайде? (слайд № 25, Детский сад) Как вы думаете, что он означает? (ответы детей) Наступило время возвращаться нам в детский сад. Чтобы нам не скучно было, давайте споём песню.
Песня «Динь— динь, детский сад» (М.Пляцковский, В. Шаинский)
Музыкальный руководитель: А вот и наш любимый детский сад (слайд № 26). Закончилась наша экскурсия. Что вам понравилось больше всего? Теперь вы сможете рассказать своим друзьям, родителям о том, что нового узнали. До свиданья, ребята.
Литература:
- Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Старшая группа. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2018г.
- «Весёлая логоритмика» Е.Железнова. Серия — музыкальные обучалочки: музыкально-игровые упражнения, логопедические стишки и песенки для детей 2–6 лет.