Роль художественной литературы в развитии речи детей
Авторы: Левченко Евгения Владимировна, Карелина Надежда Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 20.11.2018
Статья просмотрена: 4040 раз
Библиографическое описание:
Левченко, Е. В. Роль художественной литературы в развитии речи детей / Е. В. Левченко, Н. А. Карелина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3741/ (дата обращения: 15.11.2024).
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средство развития речи детей. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш бессознательно тянется к языковому образу, повторяет живое слово, играет с ним. Е. А. Флёрина отмечала, что «…литературное произведение даёт готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребёнок» [1].
Н. С. Карпинская также считала, что «…художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность» [8].
Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной, закладывая в нём основы патриотических чувств. Кроме того, книга открывает ребёнку мир человеческих чувств, учит понимать людей, воспитывает человечность, приобщает ребёнка к миру нравственных отношений.
Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые сильные впечатления о прекрасном. Поэтому во многом благодаря книге в дошкольном детстве складываются основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций.
Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» — считает А. В. Запорожец [5]. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесением на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Восприятие — это сложная психическая деятельность, которая заключается в воссоздании художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, и имеющих своей целью освоение художественного смысла произведения.
Выделяют следующие компоненты восприятия художественной литературы:
1) Сюжет (художественный образ). Авторское отражение действительности, передача воображаемых автором событий составляет сюжет или художественное содержание произведения.
2) Идея (концепция) — «…авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам» [4].
3) Язык — это то, «…что составляет художественное своеобразие, неповторимый художественный аромат каждого произведения, созданного настоящим мастером слова» [4]. Языковой образ, или по-другому авторское словесное описание является основным средством выражения художественного содержания.
Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребёнка: от слитности эстетического отношения к действительности с жизненным отношением к собственно эстетической деятельности, когда ребёнок сопереживает героям.
В эстетическом развитии дошкольников Гурович Л. М. выделяет два периода:
- 1). От 2 до 5 лет — Малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства.
- 2). После 5 лет — Искусство слова отделяется от игры и становится самоценным.
К. И. Чуковский писал об этой стадии литературного развития ребёнка: «Кончился период слияния поэзии с криками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре» (Чуковский К. От двух до пяти //Собр. Соч.: В 6 т.–Т.1.–М., 1965.–С.659).
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии, в зависимости от того, какой психический процесс лежит в основе восприятия:
1) Непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — воображение).
2) Понимание идейного содержания произведения (в основе — мышление).
3) Влияние художественного произведение на личность читателя (в основе — чувства и сознание).
Принципы отбора литературных произведений для чтения ирассказывания детям
В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т. е. ребёнок формируется как читатель. Поэтому педагоги должны тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
Что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения, ведь невозможно охватить всё богатство детской литературы? В педагогической науке разработаны принципы отбора книг. Условно их можно разделить на две группы:
– Принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг детского чтения произведения разных видов, жанров, тематики.
– Принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей, а также отбирать такие книги, которые обеспечивают литературное развитие дошкольников.
Почему одно и то же литературное произведение воспринимается детьми разного возраста по-разному? Это обусловлено возрастными особенностями восприятия дошкольниками художественной литературы. Поскольку возрастные особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных жанров накладывают непосредственный отпечаток на отбор литературных произведений, то рассмотрим в первую очередь эти особенности:
Младший возраст
– Зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка.
– Осознание текста на основе восприятия иллюстраций.
– Осознание произведения с опорой на первый литературный опыт. Например,
оценить поступки козы в сказке «Коза-дереза» помогают впечатления от ранее услышанной песенки «Идёт коза рогатая» и сказки «Заюшкина избушка».
– Установление легко осознаваемых простых связей, когда события логически следуют друг за другом. Например, в русских народных сказках «Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др.
– Скрытый замысел усложняет восприятие или приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчётливо осознают содержание сказки братьев Гримм «Заяц и ёж» или сказки «Маша и медведь».
– Трудность восприятия двухчастных композиций. Например, в сказках «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Коза-дереза» и др. дети улавливают только одну из частей сказки или эпизод.
– В центре внимания главный персонаж — его внешность, действия, поступки. Переживания и мотивы поведения героя детям не понятны. Например, медведя в сказке «Маша и медведь» дети ошибочно оценивают как положительного героя.
– Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается внеконтекстность эмоционального отношения.
– Наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам, выразительной интонации. Поэтому малышам нравятся произведения детского фольклораипоэтические произведения.
Средний возраст
После 4-х лет у ребёнка происходит расширение, обогащение жизненного и литературного опыта, изменение понимания и осмысления текста.
– Границы между реалистическими и сказочными жанрами дети ощущают чётче, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность и невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. Это даёт возможность формировать первые представления об особенностях жанра (сказки, рассказа, небылицы и др.).
– Воссоздающее воображение интенсивно развивается, становится более самостоятельным.
– Иллюстрация к каждому повороту сюжета уже не требуется, но она по-прежнему выполняет положительную функцию.
– Устанавливают последовательные и простые причинные связи в сюжете, вычленяют из цепи событий отдельные факты.
– Не осознают скрытый замысел, видят открытые мотивы поступков героев, а сложные внутренние переживания героя детям не понятны.
– Характеризуя героев, опираются на свои представления о нормах поведения и личный опыт. Определяют своё эмоциональное отношение к герою, оценка устойчива, объективна.
– Ярко выраженная реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.
Старший возраст
– Утрата ярко выраженной внешней эмоциональности, возникновение пристального интереса к содержанию, к установлению многообразных связей, к постижению внутреннего смысла произведения. Поэтому наблюдается тяга к волшебным русским народным сказкам («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» и др.).
– Потребность в длительном общении с любимыми героям, интерес к «толстым» книжкам («Золотой ключик…» А. Толстого, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского и др.)
– Способность понимать текст без иллюстраций. Иллюстрация выполняет вспомогательную роль — уточняет представления.
– Осознание событий, не связанных с их личным опытом.
– Умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму, т. е. сознательное отношение к авторскому слову.
– Способность сопереживать сочувствовать герою, проникать в его мысли, чувства. Доступными становятся сложные мотивации, противоречивые поступки, нравственные переживания героя.
– Объективность оценки поступков героев. Она не зависит от отдельного поступка, а основывается с учётом всей коллизии произведения.
– Способность устанавливать многообразные связи и отношения.
– С 6 лет появляется способность проникать во внутренний смысл, в доступный эмоциональный подтекст произведения, способность рассмотрения событий с авторской точки зрения. Например, детям доступен эмоциональный подтекст рассказа В.Драгунского «Друг детства».
– Осознание аллегории, иронии, сатиры не доступно детям дошкольного возраста. Например, труден для восприятия аллегорический подтекст басен, или иронический, сатирический подтекст в сказках Андерсена «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Свинопас», но чтение этих произведений вызывает эмоциональный отклик и интерес у детей 6 лет.
Итак, учитывая особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных жанров, педагог должен производить отбор литературных произведений на основании принципов, выделенных Гурович Л. М.:
- Идейная направленность произведения должна отвечать задачам нравственного воспитания. Без излишнего дидактизма книга должна формировать идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания, любви к жизни, к природе, к людям, к труду, к Родине и т. д. (например: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.).
Носителем духовной культуры народа является также классическая литература (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и др.) и произведения устного народного творчества (русский и зарубежный фольклор). Причём в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы.
- Художественное мастерство:
– живой образец русского литературного языка,
– яркие личности героев,
– удачная форма,
– динамичность сюжета и др.
- Сюжетная занимательность.
- Простота и ясность композиции.
- Доступность (соответствие возрастным и психологическим особенностям, учёт интересов), т. е. когда автор, учитывая жизненный опыт ребёнка-читателя, одновременно ставит новые задачи, требующие от него душевных усилий и тем самым поднимающие малыша на новую ступень эмоционального, психического развития, т.о. обеспечивая поступательное движение в литературном развитии ребёнка.
- Разнообразие литературных жанров и тем позволяет формировать у дошкольника широту читательских интересов, а также избирательность и индивидуальность литературных пристрастий. Пристрастие к поэзии — отличительная особенность читателя-дошкольника. К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей.
«Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи предпочитают истории о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка необходимо для того, чтобы развивать их». — считает Л. М. Гурович (4).
- Разнообразие типов изданий:
– книга, которая даётся в руки ребёнку;
– книга, которую читает ребёнку взрослый;
– книги-картинки;
– сборники сочинений;
– сборники-хрестоматии;
– —книжки-игрушки (забавные книжки).
- Учёт конкретных педагогических задач.
- Обязательный минимум детского чтения, о котором много говорили известные литераторы и педагоги (В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.), по словам Сухомлинского «книжное ядро», в которое входят ценные в идейном и художественном отношении произведения фольклора и классической литературы.
А также второй круг детского чтения, в который входят произведения, польующиеся любовью уже нескольких поколений маленьких читателей, вызывающих сильный эмоциональный отклик. Второй круг детского чтения постоянно пополняется новыми талантливыми именами и новыми талантливо написанными произведениями. Отбирать лучшее — задача педагога.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2000.
- Андросова В. Н. Обучение восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 3.
- Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. — М., 1992.
- Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребёнок и книга. — СПб., 1999.
- Запорожец А. В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. // Избранные психологические труды. В 2т. — М., 1986. — Т.1.
- Илларионова Ю. Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 1.
- Жуковская Р. И. Чтение книги в детском саду. — М., 1955.
- Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. — М., 1972.
- Соловьёва О. И. О принципах отбора художественных книг для круга детского чтения в д/с. — М., 1960.
- Полозова А. И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений. // Дошкольное воспитание. — 1970. — № 7.
- Ушакова О. С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой. // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
- Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.,1994.