Реализация проекта «Здоровый педагог — успешные дети!»
Автор: Коршикова Светлана Юрьевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 26.11.2018
Статья просмотрена: 431 раз
Библиографическое описание:
Коршикова, С. Ю. Реализация проекта «Здоровый педагог — успешные дети!» / С. Ю. Коршикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3753/ (дата обращения: 20.12.2024).
Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о других людях.
Виктор Максимович Шепель
По данным исследований образ жизни современного педагога характеризуется: гиподинамией, несбалансированным питанием, злоупотреблением лекарственными препаратами, информационной перегруженностью, психоэмоциональным напряжением, нерациональным режимом жизни.
У нездорового педагога значительно ниже качество работы. Его здоровье сказывается, как бы он ни старался, на эмоциональном контакте с детьми, на образовательном процессе. Дети быстрее подвергаются стрессу, утомляемости, на этом фоне проявляются и обостряются различные заболевания. От того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение детей.
В силу различных профессиональных обстоятельств педагогам приходится работать в две смены. Остро стоит вопрос с взаимозаменяемостью педагогов, когда необходимо замены болеющего педагога. Для руководителя очень важно снизить количество больничных листов работников в учреждении.
Таким образом, назрел вопрос: как поправить и сохранить здоровье педагога? Чтобы грамотно спланировать и выстроить работу, необходим был глубокий анализ сложившейся ситуации, который показал, что возрастной ценз наших педагогов составил:
от 20 до 40 лет — 10 педагогов,
от 40 до 70 лет — 17 педагогов,
средний возраст педагогов составляет 48 лет.
В результате анализа профилактического медицинского осмотра педагогов выявили, что из 27 человек:
— 20 — имеют нарушения зрения,
— 17 — проблемы опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, миозит, искривления позвоночника, остеохондроз позвоночника, деформирующий артроз коленных суставов;
— 15 — предрасположены к возникновению варикозного расширения вен, усталости и тяжести в ногах.
Кроме проблем в физическом здоровье наблюдается снижение активности и работоспособности педагогов к концу рабочего дня, недели. Все это сказывается на качестве результатов и достижений детей в образовательном процессе. Занимаясь сохранением физического и интеллектуального здоровья детей, педагоги не обращают внимания и отодвигают на второй план всестороннюю заботу о своем здоровье, а порой у них не хватает времени на то, чтобы посетить SPA-салоны, массажные кабинеты, плавательные бассейны, спортивные комплексы.
Выявив проблемы, мы начали искать пути, способы их решения. Здоровый, эмоционально благополучный педагог — залог успеха деятельности детского сада в целом.
По результатам проведенного анкетирования с работниками дошкольного учреждения выявили, что педагоги хотели бы укрепить и сохранить свое здоровье посредством:
36 % — использования специального медицинского оборудования;
64 % — посещением спортивных комплексов и бассейнов, спортивных мероприятий, и прочих здоровье сберегающих мероприятий.
После долгих дискуссий по данной теме, была организована творческая группа для создания проекта, целью которого стало:
Создание условий в ДОО, ориентированных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья педагогов.
Способами достижения данной цели являются:
‒ использование медицинского оборудования
‒ активное включение педагогов в спортивно-массовые мероприятия как внутри ДОУ, так и проводимых в поселке, округе;
‒ разработка системы профилактических мероприятий.
Идея создания данного проекта рассмотрена с врачами семейной практики и медсестрами по физиотерапии МБУЗ «Троицкая амбулатория», тренерами-преподавателями Дворца спорта «Кристалл», специалистами МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Губкина.
Реализация проекта осуществляется согласно разработанному плану мероприятий, в реализации которого может участвовать каждый педагог и работник учреждения, по следующим направлениям:
‒ повышение компетентности педагогов по теме ЗОЖ
‒ профилактическая работа для психофизического здоровья педагогов;
‒ организация активного отдыха работников.
‒ создание условий для поднятия потенциала педагогов.
‒ профилактические процедуры с использованием медицинского оборудования.
В ходе реализации плана в ДОО созданы условия, способствующие развитию возможностей и творческого потенциала работников по направлениям: спортивные, профилактические и оздоровительные мероприятия, экскурсии, участие в разработке проектов направленных на ЗОЖ, просветительская работа, эмоционально-психологические мероприятия.
Работники принимают участие в межрайонных соревнованиях в спортивно-оздоровительном комплексе «Орленок» по шашкам и армрестлингу, в территориальной спартакиаде, вместе с детьми и родителями организованно участвуют в Акции «Рассчитайся по порядку на семейную зарядку».
Работники зрелого возраста оздоравливаются по тропинкам парка и школьного стадиона скандинавской ходьбой. В целях профилактики артритов и артрозов растягивают мышцы в упражнении шпагат.
Желающие позаниматься на спортивных тренажерах посещают спортивный клуб «Парус», используют комплекс производственной гимнастики: летом на стадионе детского сада, в холодное время года в спортивном зале или группе.
Работников кухни, для оздоровления, коррекции фигуры и формирования осанки, привлекает гимнастика фитбол.
Большой популярностью пользуются спортивные игры совместно с педагогами Троицкой СОШ и работниками районной Библиотеки.
Педагоги охотно принимают участие в таких мероприятиях, как олимпиада по — Троицки, спартакиада «Мама, папа, я — спортивная семья».
Благодаря благоустройству нашего поселка площадками для отдыха и спорта, у нас появилась возможность укрепить свое здоровье под открытым небом на спортивных тренажёрах.
Музыкально активные педагоги оздоравливаются в секции народного и эстрадного танца, с дальнейшим участием в муниципальных конкурсах «А ну-ка, девушки!», «На шпильках».
Для повышения компетенции в вопросах здорового образа жизни, в качестве просветительской работы, организуются встречи с врачами семейной практики, проводятся психологические тренинги.
В рамках взаимодействия организуются встречи с сотрудниками библиотеки, которые затрагивают тему здорового питания и образа жизни.
Вопрос душевного очищения, как часть психического здоровья стал важным для работников зрелого возраста. Поэтому в нашем учреждении частым гостем стал настоятель Свято-Троицкого храма п. Троицкий отец Стефан.
Одно из важных направлений данного проекта, — улучшение психологического климата, через экскурсии и организацию активного отдыха. Поэтому в ДОУ организуются совместные походы и экскурсии по достопримечательным местам: Коренную Пустынь, на фестиваль Маланья.
Очень запоминающейся стала поездка в Воскресенский монастырь в селе Сухарево Валуйского района Спасительный град Новый Иерусалим.
Яркой стала поездка в парк «Ключи», расположеном в живописном месте села Кострома Прохоровского района, в окружении дубовой рощи, на территории бывшей барской усадьбы помещика Константина Альбертовича Питры.
Эмоционально-насыщенной стала поездка в Москву на ВДНХ, и керамический завод глиняной посуды в Борисовском районе.
В профилактический целях, для улучшения зрения, как взрослых, так и детей в каждой группе используется тренажер для глаз методики Владимира Филипповича Базарного, расположенный обычно на одной из стен групповой комнаты.
Педагоги на собственном опыте убедились в эффективности скандинавской ходьбы, пеших прогулок на свежем воздухе, активного двигательного режима для улучшения настроения и самочувствия. Своим азартом, появившимся оптимизмом они заражают родителей, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал детского сада.
Но особого внимания заслуживает специальное медицинское оборудование. Благодаря совместным усилиям педагогов, работников, родителей пополняется физкабинет сада, сенсорная комната. Здесь можно воспользоваться фито и ароматерапией, отвлечься после напряженного дня под релаксмузыку и восстановить свои силы. Нуждающийся и желающийизмерять давление, может воспользоваться тонометром. После отработанной смены мы часто испытываем тяжесть в ногах, ощущение «гула». Помочь ногам сможет аппарат «Наслаждение» для массажа стоп, лодыжек и ног.
В качестве успокоительной процедуры после напряженного дня, популярностью у среднего поколения пользуется совместная процедура свето- и ароматерапия по классическую музыку.
В нашей «Сказке», имеется волшебная палочка — дарсонваль, которая позволяет нашим девочкам выглядеть молодыми и красивыми, благодаря электромассажу частей тела, лица или волосистой части головы.
И, наконец, психоэмоциональное здоровье работников. Участие в территориальных праздниках города, поселка является мощным воздействием на эмоциональную сферу. Здесь есть возможность проявить активность и инициативность, раскрыть свои способности. Любые положительные результаты дают ощущение успешности и уверенности, повышают жизненный тонус, что благотворно сказывается на работе в целом.
Таким образом, в ходе реализации проекта созданы условия для позитивного микроклимата в коллективе до 98 %; наблюдается улучшение физического и эмоционального состояние педагогов; снижение числа больничных листов педагогов до 50 %.
Успешность ребенка, как личности во многом зависит от тех людей, которые находятся с ними в течение всего дня, а это именно педагоги и их помощники. Да, мы можем развивать у детей различные навыки, умения, повышать двигательную активность. Но…. Уровень этих умений и навыков может быть намного выше, если их развивает счастливый и ЗДОРОВЫЙ педагог!!!