Педагогический проект «Где прячутся звуки?» (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 04.12.2018

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Солдатова, Т. Н. Педагогический проект «Где прячутся звуки?» (из опыта работы) / Т. Н. Солдатова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3754/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность и востребованность проекта:

Роль фонематических процессов в развитии речи.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Актуальность и востребованность проекта определяется также необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом проекте для повышения уровня коммуникативной компетентности.

Чтение детям произведения «Три поросёнка» в рамках тематической недели «Дикие и домашние животные» побудило к тому, что сказочные персонажи стали востребованными участниками логопедического проекта.

Вывод: Исходя из вышеизложенного, мы видим, что нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи и обучение грамоте.

Участники проекта:

Учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Сроки проекта: март 2018 года

Концептуальные основы:

Теоретической базой данного проекта является принцип системности.

Он предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания и усвоения.

При логопедическом обследовании дошкольников выявлено, что у детей, при относительно сохранном произношении и правильном лексико–грамматическом строе речи имеется выраженное фонематическое недоразвитие, которое проявляется:

‒ в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т. д.);

‒ неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

‒ невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

В силу этого, что описанный речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

При чтении (в школе) наиболее типичны следующие ошибки:

‒ трудности слияния звуков в слоги и слова;

‒ взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих)

‒ искажение слоговой структуры слов;

К числу типичных недостатков письма в начальном периоде обучения в школе относятся:

‒ замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

‒ пропуски гласных;

‒ пропуски согласных в их стечении;

‒ слияние слов на письме;

‒ раздельное написание частей одного слова;

‒ пропуски, перестановки слогов;

‒ орфографические ошибки.

Проведя исследование, выявив проблему в речевом развитии детей, пришла к выводу об организации исследовательского — творческого проекта среди воспитанников, в котором приняли бы участие родители и сотрудники ДОУ (воспитатели и музыкальный руководитель).

Гипотеза:

если у ребенка отмечаются отклонения в развитии фонематического восприятия, то будет ли его речь фонетически и грамматически правильной.

Цель проекта:

‒ Развитие и профилактика речевых нарушений посредством формирования навыков фонематического восприятия воспитанников.

Задачи проекта:

  1. определять линейную позицию звуков в слове.
  2. подбирать слова с заданным звуком
  3. формировать зрительное восприятие
  4. повышать навыки коммуникативной компетентности воспитанников.

Ожидаемые результаты:

Практическое применение детьми полученных навыков в коммуникативной деятельности.

Продукт проекта

По окончании проекта дети совместно с воспитателями представят театральную постановку «Три поросёнка» для родителей, где будут использоваться полученные навыки коммуникативной компетентности.

Презентация для родителей и специалистов ДОУ.

Этапы работы над проектом

1. Погружение в проект

Цель — подготовка детей к проектной деятельности.

Задачи:

‒ определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

Деятельность педагога:

Педагог пробуждает у детей интерес к теме проекта.

В процессе проекта формирует у воспитанников необходимые специфические умения и навыки.

Деятельность детей

Дети осуществляют вживание в ситуацию, получают дополнительную информацию.

Деятельность родителей:

Мотивируют детей.

«Что знаем? Что не знаем?»

Что мы знаем озвуках?

Что мы не знаем озвуках?

- звуки — это всё то, что мы слышим

— звуки бывают разные: гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

— звук нельзя написать.

- где они прячутся?

— для чего они нужны?

2. Планирование деятельности

Цель — пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

‒ определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

‒ установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

  • Деятельность педагога:

Направляет процесс поиска информации (помогает определить круг источников информации. Формирует необходимые специфические умения и навыки.

  • Деятельность детей

Продумывают продукт индивидуальной деятельности на данном этапе.

  • Деятельность родителей

Оказывают помощь в выборе и способе хранения информации.

Где будем искать информацию?

Цель: получить информацию по интересующим вопросам

Источники информации:

- ИКТ «Игры для Тигры», «Приключения Домовёнка Бу»;

- энциклопедии;

- периодические издания (Колесникова «Развитие фонематического слуха у дошкольников»);

- художественная литература;

- телевидение;

- беседы,со знающими людьми.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы.

Цель — разработка проекта.

Задачи:

промежуточные обсуждения полученных данных.

  • Деятельность педагога

Советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

  • Деятельность детей

Выполняют запланированные действия.

  • Деятельность родителей

Оказывают помощь в сборе информации, наблюдают.

Психогимнастика

«Придумай слова сзаданным звуком»

«Пальчиковая гимнастика»

«Назови слова сзаданным звуком»

«Движение иречь»

«Составь предложение сзаданным звуком»

«Отгадай загадку»

«Выделение слова сзаданным звуком»

«Скажи наоборот»

«Кого не стало»

4. Оформление результатов

Цель — структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

‒ анализ и синтез данных;

‒ формулирование выводов.

  • Деятельность педагога

Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

  • Деятельность детей

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Логопед: Ребята, побывав на Дне рождения трёх поросят вы много раз встречались со звуками, которые близки по звучанию. Какие это были звуки? Чем они были похожи, а чем отличались? А где же они прятались? (в словах)

А для чего нужны нам звуки? (чтобы понимать сказанное, прочитанное)

5. Презентация результатов

Цель — демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

‒ подготовка презентационных материалов.

  • Деятельность педагога

Организует презентацию.

  • «Деятельность детей

Готовят презентацию.

  • Деятельность родителей

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Цель — оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

‒ коллективное обсуждение результатов проекта.

  • Деятельность педагога

Оценивает усилия воспитанников, креативность, потенциал продолжения, мотивирует детей.

  • Деятельность детей

Осуществляют оценивание деятельности и её результативность.

  • Деятельность родителей

Консультируют в оформлении отчёта.

Вывод: таким образом, необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи впроцессе ознакомления обучающихся со звуками для того, что речь детей была фонетически играмматически правильной.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельность детей, деятельность педагога, звук, фонематическое восприятие, деятельность родителей, ребенок, слово, проект, проектная деятельность, грамматический строй.
Задать вопрос