Развитие игровой деятельности детей на протяжении дошкольного детства
Авторы: Медведева Ксения Алексеевна, Нарышкина Анна Валентиновна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 06.12.2018
Статья просмотрена: 414 раз
Библиографическое описание:
Медведева, К. А. Развитие игровой деятельности детей на протяжении дошкольного детства / К. А. Медведева, А. В. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3771/ (дата обращения: 16.11.2024).
Каждый человек по своей природе творец и созидатель независимо от вида своего труда. Раскрытие богатства души и чувств человека, способностей и черт характера невозможно без деятельности. Деятельность человека в отличие от жизнедеятельности животного категория социальная. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание её и осознание своего воздействия на неё. Человек как личность ставит перед собой цель, обдумывает мотивы, которые побуждают его к какой-либо деятельности. [2].
Каждый вид деятельности человека связан с движениями, независимо от того, будет ли это физический труд или движение руки при письме, или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение — это физиологическая функция живого организма, направленная на предмет. Двигательная или моторная функция у человека появляется с рождением. Двигательные способности детей индивидуальны, различны и тесно связаны с задатками.
Самые простые действия предметные. Ребёнок учится держать игрушку, есть ложкой, мыть руки и т. д., потому что в самих предметах, созданных человеком, заложен способ действия с ними. Ребёнок развивается, постепенно овладевая миром предметов и способами действия с ними.
Действия, направленные на предмет или окружающих людей, можно разделить на внешние и умственные (психические). Умственные действия формируются вначале как внешние, а предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Овладение умственными действиями приводит к планированию внешних действий.
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта.
Игра — это тоже вид деятельности. Она отражает ребёнком мир взрослых, открывает путь к познанию окружающего мира. В ней ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями из взрослой жизни. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, «понарошку». Ребёнок может «окунуться» в мир взрослых профессий, может включиться в такие события, которые в действительности с ним никогда не случались. Эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника, обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт, а также следует отметить, что в игре активно развиваются познавательные психические процессы такие как: воображение, образному мышление.
Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно ребенок осваивает предметные действия в раннем возрасте. Начиная работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен исходить не только из возраста детей, но и учитывать общий уровень их развития.
К окончанию посещения ребёнком первой младшей группы, к трём годам, у детей можно сформировать азы сюжетной игры- умение осуществлять различные игровые действия. Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развёртывать совместную игру с детьми.
Воспитатель использует простые и понятные детям ситуации и действия в них: кукла идёт на прогулку, кукла обедает, купание куклы и т. п. Все сюжетные игры включают в себя действия уже знакомые детям в повседневной жизни в семье и в детском саду. Позднее, по мере освоения игровых навыков, вводится предмет-заместитель, развивающий воображение. Какой-то элемент игры остаётся воображаемым (вода). Самостоятельное включение их в простую игровую ситуацию свидетельствуют о том, ребёнком усвоены азы.
Действия с предметами «понарошку» подготавливают возможность понимания ребёнком того, что он и сам в игре может быть кем-то другим — «понарошку» врачом, поваром и т. п. Трёхлетний ребёнок становиться способен овладеть ролью — более сложным элементом игры и освоить ролевое поведение. Ролевое поведение в игре — это осознание себя как участника игры в другом статусе, например, я сейчас не Катя, а врач. В дальнейшем дети переходят к ролевому взаимодействию друг с другом. Михайленко Н. Я. писала: «Ребёнку необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, но и уметь говорить с партнёром как с носителем дрогой игровой роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Петя с Машей), т. е. уметь развёртывать специфическое ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Ребёнок должен научиться изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнёров».
Игровые умения детей первой и второй младшей группы больших различий не имеют. На четвёртом году жизни дети продолжают учиться ролевому взаимодействию и диалогу с партнёром.
Самостоятельная сюжетная игра детей, в основном, зависит от предметно-пространственной развивающей среды группы. Корифеи отечественной психологии, например, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, утверждают, что развивающая среда дошкольника должна представлять собой систему предметных сред, насыщенных игрушками, пособиями, материалами и играми, способствующими организации самостоятельной творческой деятельности, потому как именно в ней осуществляется развивающее обучение детей.
При разработке современной развивающей предметно-пространственной среды необходимо придерживаться стандартов ФГОС ДО, определяющих основные требования к ней, согласно которым, её основополагающие принципы: вариативность, полифункциональность, доступность, насыщенность. Заметим, что насыщенность среды должна соответствовать особенностям программы [3]. В законе «Об Образовании РФ» игра обозначена, как ключевая деятельность дошкольника [4], соответственно, игрушки и игры, подбираемые с учётом возрастных возможности детей, пола, интересов должны обладать высоким художественным уровнем, отражать гуманистические ценности и идеалы [3].Предметная обстановка для сюжетной игры детей младшего и среднего дошкольного возраста организовывается воспитателем вместе с детьми (а в дальнейшем и самими детьми непосредственно перед игрой).
Итак, воспитатель организует игру и играет вместе с детьми. Сюжеты для игр подбирать следует с парным ролевым поведением, связанные ролевым диалогом, а действия с игрушкой сводить к минимуму.
Работая с детьми пятого года жизни, задача воспитателя переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, уметь менять игровую роль и обозначать свою игровую роль для партнёров в процессе развёртывания игры [1]. По мнению Михайленко Н. Я. «Эти умения залог будущего творческого и согласованного развёртывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения».
Эти умения у детей можно развить только при условии обязательного участия в игре воспитателя, где взрослый является полноправным участником, партнёром и другом детей!
Следующая, более высокая степень эволюции сюжетной игры — это игра-фантазирование. Смысл этой игры — выстраивание новых цепей событий в чудесном мире фантазии. Она развивает такие психические процессы как воображение, речь и память. А также обогащает творческую, эмоциональную жизнь детей.
В основном такой вид игры доступен детям младшего школьного возраста. Дошкольники еще не могут самостоятельно развёртывать игру — фантазирование без опоры на предметные действия и роль, но начать играть в неё со старшими дошкольниками можно.
Ведь ребята в старшей и подготовительной группе уже способны обыгрывать какие-то сказки, сочинять, фантазировать и обыгрывать с помощью взрослого свои фантазии. Здесь замысел и сюжет игры уже не опирается на реальную бытовую жизнь, как раньше, не копирует жизнь взрослых, а черпается из кинофильмов, мультфильмов, художественной литературы и др.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с «расшатывания» уже известных; плавно переводя детей к более сложным изменениям знакомого сюжета, а затем и к придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного изменения являются сюжеты различных сказок. Михайленко Н. Я. и Короткова Н. А. писали: «Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекает детей» [1]. Несмотря на разнообразие волшебных сказок, все они имеют общую сюжетную линию. Преобразовывать сказку нужно, так, чтобы сохранить цепь событий, надо лишь изменить конкретные условия действий персонажей или самих персонажей, и получиться новая сказка. При преобразовании сказки можно персонажей и события — с начала из других сказок, а затем из реалистичных историй, кинофильмов и т. д.
Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10–15 минут. Расположиться для нее нужно в спокойном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех и более детей.
По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные сюжеты, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. Для этого взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам, например: Буратино и воспитатель, принцесса и полицейский, космонавт и учитель, Айболит и солдат, и т. п. В дальнейшем переходят к придумыванию уже не сказок, а «настоящих историй».
Всю работу по формированию совместного сюжетосложения можно начинать с детьми старшей группы и продолжать в подготовительной группе детского сада.
Как же изменяется самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников под влиянием систематических формирований у них новых игровых умений? Прежде всего, дети начинают самостоятельно придумывать новые интересные игры. Сюжеты их становятся разнообразнее и сложнее. В них так переплетаются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Семья» или «Больница» и т. п. Чаще всего, взаимодействие детей в игре чисто речевое: дети только проговаривают очередные события, а не развёртывают их, продолжая сюжет. Игра развёртывается в группах до четырёх-пяти человек. Умение прислушаться к партнёрам по игре и соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов между детьми.
Итак, игра занимает важное, если не сказать центральное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для психического развития детей. В ней развиваются действия в представлении и ориентация в отношениях между людьми. (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др.) [1].
Литература:
- Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Короткова, Н.А.- М.: Учебный центр им. Венгера Л. А., 2000
- Богословский, В. В. Общая психология/Ковалева, А.Г., Степанова, А.А. — М.: Просвещение, 1981
- Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность/ Справочник старшего воспитателя. -2014г.-№ 8.
- Федеральный закон «Об Образовании» № 273-ФЗ от 29.12.12г.