Конспект занятия-экскурсии в мини-музее народного быта для старшего дошкольного возраста «Керамическая посуда Древней Руси» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 08.12.2018

Статья просмотрена: 4810 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Конспект занятия-экскурсии в мини-музее народного быта для старшего дошкольного возраста «Керамическая посуда Древней Руси» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3777/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: Рассказать детям об истории глиняной посуды, о том как назывались и для чего использовались разные виды посуды.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси.
  2. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды.

Развивающие:

  1. Пополнять словарный запас детей.
  2. Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к историческому прошлому своего народа.

Материалы: Игрушка- домовенок Кузя, посуда: крынки, кувшин, жбан, кашник с длинной ручкой, кашник чернолощеная керамика, крупник, опарница, миска, рукомойник, горшок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пришли с вами в наш мини-музей «Горенку». Вы часто приходите сюда на экскурсии и много всего знаете о том, как жили люди в старину. А помогают нам узнавать об этом наши любимые домовенок Кузька и бабушка Татьянушка. (Дети садятся на лавки)

Воспитатель: Смотрите, ребята, а вот и домовенок Кузька вышел вас встречать. Ой, а что он нам принес? Да это же волшебный сундучок с загадками. Давайте откроем его, и попробуем отгадать Кузины загадки, узнать о чем он хочет нам сегодня рассказать.

агадка 1.

В земле родился,

В огне закалился,

В печке сгодился. (горшок)

Ответы детей.

Воспитатель: Это горшок — самая старая посуда. Ее научились лепить из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить.

Поэтому в загадке и говорится «В земле родился», где берут глину?

Дети: В земле.

Воспитатель: «В огне закалился» Что это значит?

Дети: Значит, что его обожги в печи.

Воспитатель: «В печке сгодился»

Дети: Значит в нем можно готовить.

Воспитатель: Обратите внимание на форму горшка — она напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его дровами и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло расплескиваться воде при закипании.

Воспитатель: Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты, например крупу — было можно.

Воспитатель: Про такую посуду наша следующая загадка.

Загадка 2

Был ребенок— не знал пеленок,

Стал стар— пеленаться стал. (оплетенная глиняная посуда)

Воспитатель: Горшочки с ручкой назывались «кашник» Внашем музее есть два разных кашника. Давайте мы с вами сравним: один с прямой ручкой, а другой с круглой, один маленький, такие в старину называли махотка, горшенятко, малыш, другой побольше и другого цвета, потому, что это чернолощеная керамика. Их изготовление отличается от изготовления обычной керамической посуды. Изделия формируют, обжигают и лощат (натирают) с помощью гладкого инструмента. Потом происходит самое интересное: их помещают в печь с тлеющими головешками и, без доступа воздуха долго остужают. Изделия как бы прокаливаются и пропитываются копотью насквозь. Они хорошо держат влагу и ароматы, в них получаются вкусные блюда.

(Дать детям подержать и рассмотреть горшки — кашники, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно)

Воспитатель: Еще один вид горшка — это опарница. Внем готовилась опара под кислое тесто. Наливали теплую воду, клали закваску, добавляли муку и оставляли киснуть в теплом месте.

(Дать детям посмотреть опарицу)

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в гончаров (мастеров, которые лепят глиняную посуду)

Дети делают пальчиковую гимнастику.

Глину мы сейчас достанем, (хватательными движениями «достают» глину)

Разминать ее мы станем, (сжимают и разжимают кулачки)

Слепим мы горшки имиски, («лепят» складывают вместе согнутые ладошки.)

Обожжем мы их для близких. (сжимают и разжимают ладошки от себя)

Кушать из посуды станем, («кушают»)

Мы трудиться не устанем! («грозят» пальчиком)

Воспитатель: Ребята, а в Кузином сундучке есть еще загадки.

Загадка 3

Там хранится молоко

И не киснет там оно. (крынка, кринка)

Дети: Крынка

Воспитатель: Правильно, это крынка. Главное назначение крынки состояло в хранении молока: парного и холодного. Благодаря тому, что структура глиняной посуды пористая, в ней продукты как будто «дышат», и благодаря этому дольше остаются свежими. Особая конструкция крынки способствовала отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было легко обхватить рукою в узкой части.

(Дать детям подержать крынки, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно)

Воспитатель: Открываем сундучок, а там новая загадка.

Загадка 4

Воду, квас или кисель,

И для взрослых, для детей,

Налить хозяин поспешил,

В пузатый глиняный…..(кувшин).

Дети: Кувшин.

Воспитатель: Правильно, кувшин, который есть у всех нас дома. А знаете ли вы, что у кувшина есть «брат» называют его жбан, он похож на кувшин, но отличается по форме, в нем в старину носили людям, работающим в поле воду или квас.

(Дать детям посмотреть кувшин и жбан)

Воспитатель: В нашем мини — музее есть еще «родственник» кувшина его называют крупник. Как вы думаете, почему его так называют?

Дети: Потому, что в нем хранили крупу.

Воспитатель: Правильно, в таком глиняном крупнике очень хорошо хранилась любая крупа.

Воспитатель: Снова открываем сундучок и достаем новую загадку.

Загадка 5

Мастера ее слепли,

В жаркой печке закалили,

Наливают внее суп,

Кто узнает? Как зовут? (миска)

Дети: Тарелка.

Воспитатель: Нет тарелок в старину не было, а были миски, или как их еще называли — мисы. (дети рассматривают миску)

Загадка 6

В. Есть последняя загадка,

Удивит ее отгадка.

С двумя носиками чайник,

На веревочке качальник.

В него воду наливают,

Всем умыться обещают. (Рукомойник)

Дети: Умывальник.

Воспитатель: Правильно, ребята — это умывальник или, как его еще называли — рукомойник или рукомой. Его тоже чаще всего делали из глины. В него наливали воду, которую приносили из колодца. Под ним ставили деревянную лохань, куда сливалась вода. Считают, что два носика нужны, чтобы быстро помыть руки ребятишкам, которых в семьях было много.

(Дать детям рассмотреть рукомойник)

Воспитатель: Благодаря Кузькиным загадкам мы с вами узнали много нового о керамической посуде, которую использовали люди в деревнях. Давайте попрощаемся с домовенком. Следующий раз он приготовит для вас новые загадки.

(Дети уходят)

Литература:

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.

2. Мусина Р. Р. «Российская традиционная керамика» М., «Интербук-бизнес», 2011

3. Паверин А. «Гончарное дело» Энциклопедия М., «Хоббитека», 2016

4. Бурдейный М. «Искусство керамики» М., «Профиздат», 2009

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, воспитатель, глиняная посуда, загадка, вод, глина, горшок, крынка, кувшин, чернолощеная керамика.

Похожие статьи

Конспект открытого мероприятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Экскурсия в музыкальный театр»

Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весенние истории»

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Образы природы в поэзии А. С. Есенина»

Конспект музыкальной образовательной деятельности с элементами театрализации для детей среднего дошкольного возраста «Весеннее настроение»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Дикие и домашние животные»

Внеклассное мероприятие «Народные промыслы Поволжского края» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству в рамках школьного музея)

Похожие статьи

Конспект открытого мероприятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Экскурсия в музыкальный театр»

Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весенние истории»

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Образы природы в поэзии А. С. Есенина»

Конспект музыкальной образовательной деятельности с элементами театрализации для детей среднего дошкольного возраста «Весеннее настроение»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Дикие и домашние животные»

Внеклассное мероприятие «Народные промыслы Поволжского края» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству в рамках школьного музея)

Задать вопрос