Игры-эксперименты как средство развития здоровьесберегающей деятельности детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 07.12.2018

Статья просмотрена: 1604 раза

Библиографическое описание:

Попова, И. Г. Игры-эксперименты как средство развития здоровьесберегающей деятельности детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3778/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: игра, ребёнок, эксперимент, культурно-гигиенический навык.

ФГОС ДО обратил особое внимание на воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, на необходимость осуществления коррекции нарушений их развития.

Дети нашей группы особенные — они не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте, им характерна медленная переключае6мость с одной деятельности на другую, с одного объекта на другой, они порой безразличны к окружающему миру, недостаточно эмоциональны, у них наблюдается несформированность социальных и культурно-гигиенических навыков, у многих серьёзное нарушение речи, отсутствие речи, имеют очень скудный словарный запас.

Важнейшая часть культуры человеческого поведения — это культурно-гигиенические умения и навыки, которые играют немаловажную роль в здоровьесберегающей деятельности детей. Выполнение культурно-гигиенических действий не всегда является реальной потребностью наших детей, поэтому считаем, что данная проблема актуальна в воспитании детей с ОВЗ.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника. Одной из видов игр является — экспериментирование, в них заложена возможность использования для развития культурно-гигиенических умений и навыков, что играет немаловажную роль в здоровьесберегающей деятельности детей с ОВЗ.

Правильно спланированная воспитателем игра для усвоения культурно-гигиенических навыков должна в результате стать самостоятельной деятельностью детей. Очень важно, как показывает наша практика, отбирать те игры, которые доступны для наших детей с учётом их возможности и диагноза.

Игры-эксперименты достаточно хорошо подходят для формирования культурно-гигиенических умений и навыков. В заданном воспитателем сюжете происходит манипуляция с определённым предметом. В результате решаются задачи: развитие познавательного интереса и практическое закрепление культурно-гигиенических умений и навыков здорового образа жизни.

Для получения положительного результата от применения игр-экспериментов, мы отбираем игры учитывая следующие принципы:

– Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

– Доступность содержания игр;

– Правильное сочетание, наглядность материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

– Обеспечение «культурной практики» в игре;

– Положительный эмоциональный настрой детей;

– Активизация любознательности;

– Постепенное усложнение игр.

Игры мы распределили на три цикла:

I цикл — «Льётся чистая водица»;

II цикл — «Я одеваться сам могу»;

III цикл — «Что взяли клади на место».

Игры I цикла:

Игра-экспериментирование «Буль-буль журчит водица»

Цель: создать условия для формирования представлений о воде (прозрачная, без

запаха, льётся), способствовать развитию умений и навыков по использованию воды.

Материалы: две прозрачные баночки (заполненные водой и чай), таз с водой,

ложки, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.

Описание: В гости к ребятам приходит Капелька.

Воспитатель: Кто такая капелька? Где она живет?

Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что одной — вода, в другой — чай.

Воспитатель: Как вы догадались, что это вода, какого она цвета? Чем пахнет?

Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.

Воспитатель: Что мы делаем?

Дети: Переливаем, наливаем воду.

Воспитатель: Что делает водичка?

Дети: Льется.

Воспитатель: Послушайте, как она льется. Какой слышим звук?

Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой: помешать и понаблюдать, как сахар растворится. Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает:

«Вы что-нибудь видите?» Какая вода?

Дети: Прозрачная.

Воспитатель: Что мы узнали о воде? (ответы детей).

Рассматривание картинок через банку с водой.

Воспитатель: Что вы увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Игра-экспериментирование «А ладошки-то отмылись»

Цель: Создать условия для расширения представлений оводе (смачивает, очищает), способствовать формированию навыка мыть руки водой через экспериментирование с водой.

Материалы: широкая ёмкость (желательно прозрачная) с водой, салфетки (чистая и грязная), безопасная краска для нанесения на детские ладошки.

Описание: Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку.

Аналогичные действия совершаются с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и« поэтому стала мутной.

Затем на детские ладошки наносится краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

Игра-экспериментирование «Да здравствует полотенце пушистое»

Цель: Создать условия для практикования и экспериментирования, способствовать развитию умения мыть руки водой и правильно вытирать полотенцем насухо.

Материалы: полотенце, миска с водой.

Описание: Предложить детям взять полотенце и положить его в миску.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет с полотенцем?

Дети: Оно намокнет, станет мокрым.

Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже мо- гут намокнуть. Детям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Почему это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук.

Игра-экспериментирование «Умывалочка»

Цель: Создать условия для расширения представлений о воде (вода очищает), способствовать развитию умения мыть руки, используя практикование и экспериментирование.

Материалы: две прозрачные ёмкости, условная грязь (глина, краски).

Описание: Предложите ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.

Игра-экспериментирование «Да здравствует мыло душистое»

Цель: создать условия для формирования представлений о мыле, его полезных свойствах, способствовать развитию умения мыть руки с мылом, через практикование и экспериментирование.

Материалы: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.

Описание: Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла.

Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повторить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает.

После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.

Игра-путешествие «Щётки разные нужны, щётки разные важны»

Цель: Создать условия для развития умения пользоваться здоровьесберегающими предметами, способствовать формированию представлений о предметах-помощниках человеку — убирать грязь.

Материалы: Разные щётки (обувная, швабра, щётка-расчёска для волос, зубная).

Описание: Воспитатель рассказывает, что госпожа Зубная Щётка приехала к ним из страны Щёток и предлагает отправиться в путешествие в эту страну.

Воспитатель: В стране щёток живут жители — разные щётки. Посмотрите на них. Чем они отличаются? (Внешним видом, размером, назначением). Для чего они нужны? (Показ детьми разнообразных действий со щётками). Но они все живут в одной стране. Что общего у всех её жителей? (Ворсинки). Для чего нужны нам эти вещи? (Для соблюдения чистоты, для помощи по дому).

Игры со щёткамипо желанию детей. Также взрослый может создать ситуацию, в которой щётки используются неправильно Незнайкой: зубная — чистит обувь, столовая — причёсывает волосы и т. п. Дети решают эту запутанную ситуацию правильно, раскладывают щётки по назначению.

Культурно — гигиенические навыки связаны не только с играми — экспериментами, они являются основой вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребёнок осознаёт самого себя, у него формируется представление о собственном теле. При одевании, умывании дети рассматривая своё отражение в зеркале понимают некоторые изменения, которые происходят в ходе какого-то процесса в быту: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрёпанных стали красивыми, причесанными, на руки надели варежки, ножки обули в сапожки… Дети начинают обращать внимание на свой внешний вид: замечает неполадки в одежде, просит помочь взрослого привести себя в порядок. При умывании, одевании ребёнок смотрит в зеркало и видит своё отражение, замечает изменения, которые с ним произошли.

Нашим детям всякое действие даётся с трудом, и если взрослые будут спешить прийти на помощь при малейшем затруднении, освобождают ребёнка от необходимости прилагать усилие, то у ребёнка сформируется пассивная позиция: застегните, завяжите, оденьте…

Афонькина Ю. А. и Урунтаева Г. А. считают «Для того, чтобы завершить действия, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия».

Игры II цикла:

Игра «Свет мой зеркалец скажи, да всю правду расскажи»

Цель: Создать условия для ознакомления детей с понятием «отражение»; способствовать развитию умения пользоваться зеркалом.

Материалы: зеркала, ложки.

Описание: Любознательная обезьянка предлагает посмотреть в зеркало.

Воспитатель: Кого вы видите? (ответы детей) Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? А теперь посмотрите на ложки без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видите в зеркале? Дети: Нет, они одинаковые.

Воспитатель: Изображение в зеркале называется, отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле. Мы можем увидеть в зеркале то, что не видно без него. Посмотрите, обезьянка запачкала мордочку. Но она не видит этого, это видим мы с вами. Как ей узнать, что у нее грязные щеки и ухо? (ответы детей) Правильно, посмотреть в зеркало. Давайте понаблюдаем, как это сделать (импровизация) поэтому, если вы себя увидите грязными в зеркале, значит, вы испачкались. Необходимо умыться. А еще, глядя в зеркало, можно корчить рожицы.

Игра «Я одеваться сам могу»

Цель: обеспечить условия в развитии умения одеваться последовательно; способствовать расширению представлений детей о необходимости одевать варежки последними.

Материалы: кукла, зимняя одежда для куклы.

Описание: Предложить детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию на кукле. Показать, что в варежках это делать неудобно, поэтому мы их надеваем последними. Обратить внимание детей на значение варежек в прохладную погоду. Объяснить, чем опасно, когда мерзнут руки, что может последовать за переохлаждением. Отработать несколько приемов: согревания рук, если потерялись варежки.

Ситуационный разговор «Что ты знаешь об одежде?»

Цель: Способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе углубления и расширения представлений детей о назначении одежды и правилах ухода за ней; обеспечить условия для развития умения складывать одежду аккуратно.

Материалы: картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Описание:

Воспитатель: Зачем нужна одежда? Какая она бывает (показывает картинку) (ответы детей) Что может произойти с одеждой?

Дети: Она может испачкаться, порваться, помяться.

Воспитатель: Что делают взрослые, чтобы привести одежду в порядок?

Дети: Стирают, гладят, зашивают ее.

Воспитатель: Вы тоже можете помочь своей одежде. Как?

Дети: Не пачкать ее, не: мять, складывать аккуратно.

Воспитатель: Что надо делать, чтобы одежда не мялась, не пачкалась?

Дети: Аккуратно ее складывать, вешать на вешалку.

Воспитатель предлагает детям поухаживать за своей одеждой и аккуратно сложить ее в шкафчиках.

Особая роль в воспитании культурно — гигиенических умений и навыков принадлежит игровым приёмам. Используя их, мы закрепляем у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Немаловажную роль при этом мы отводим дидактическим играм и играм — экспериментам.

Игры III цикла:

Игра «Что взял, клади на место»

Цель: Создать условия для расширения представлений детей о нужности каждой вещи для определённых действий и необходимости находиться на своём месте.

Материалы: тарелка, свитер, сапоги, игрушка, книжка.

Описание: Воспитатель спрашивает детей, что за предметы лежат на столе. Дети отвечают.

Воспитатель: Зачем нужна тарелка (свитер, сапоги, игрушка, книжка)? Ответы детей.

Воспитатель: Что будет, если тарелка находится в шкафчике для одежды?

Дети: Она может испачкаться и разбиться.

Воспитатель: Можно ли потом использовать ее для еды? Почему?

(ответы детей).

Аналогично находятся и рассматриваются все остальные вещи. Детям предлагается разложить их по своим местам.

Игра «Путешествие в страну Чистоты»

Цель: Способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе углубления и расширения представлений детей о необходимости соблюдать порядок в помещении; обеспечить условия для самостоятельного выбора предметов и совершения действий над ними.

Материалы: стол с грязной посудой, крошки на полу вокруг стола, персонаж Лена-Гигиена (кукла).

Описание игры: воспитатель рассказывает, что получил письмо от Лены-Гигиены, которая приглашает в страну Чистоты. Дети отправляются в путешествие: идут по группе, взрослый подчёркивает, как вокруг чисто, красиво, везде порядок. Подходят к столу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то насорил. Почему это плохо? (ответы детей). Что нужно делать, чтобы не было грязи и крошек? (Есть аккуратно). Что нужно сделать, если вдруг вы разлили суп и чай или накрошили хлеб? (собрать салфеткой или щёткой-сметкой, убрать за собой). Давайте уберём, чтобы было чисто, ведь мы находимся в стране Чистоты.

Дети самостоятельно выбирают необходимые предметы и совершают действия с ними. Воспитатель совместно с детьми и Леной-Гигиеной оценивает результаты, поощряет детей.

Игра-путешествие «В стране Игрушек»

Цель: Способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе углубления и расширения представлений детей о необходимости соблюдения порядка в помещении, о необходимости убирать игрушки не место; формировать умение бережно обращаться с игрушками.

Материалы: разбросанные игрушки.

Описание игры: Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие в страну Игрушек. Вместе с детьми подходит к игрушкам.

Воспитатель: Посмотрите, игрушки разбросаны! Что-то случилось? Жалко игрушки. Что будет с ними, если оставить их так? Безопасно ли будет ребятам играть или бегать по группе, если игрушки останутся разбросанными? (нет). Почему? (они могут упасть, удариться, могут сломать сами игрушки).

Что нужно сделать, чтобы игрушки не пострадали и ребята смогли безопасно играть? (Убрать их на место). У каждой игрушки должно быть своё место. Можно ли положить настольную игру в шкафчик с посудой? Куда бы вы положили настольную игру (кукол, мячи, музыкальные инструменты)? Давайте уберём игрушки на свои места.

Основные приёмы иметоды развития культурно— гигиенических навыков.

– Личный пример взрослого

– Доступное объяснение

– Поощрение

– Ситуативные беседы

– Игровые ситуации

– Неоднократное повторение

– Пояснение

– Художественное слово

– Развлечение

– Экспериментирование

Игры-эксперименты придают деятельности детей эмоциональный подъём, дают толчок на получение новых представлений о том или ином предмете — всё это способствует развитию способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов в играх-экспериментах.

У детей исчезает страх ошибиться при выполнении каких-то действий (умывание, одевание…) так как им свойственны пробы и ошибки. Игры-эксперименты помогают закрепить приобретённый навык. Чтобы развитие КГН детей с ОВЗ в играх-экспериментах прошло успешно, мы должны создать следующие условия:

  1. Постановка исследовательских задач.
  2. Прогнозирование воспитателем и по возможности вместе с детьми.
  3. Организация совместной деятельности, где помощь воспитателю оказывают дети.
  4. Знакомство детей с правилами безопасности в ходе эксперимента.
  5. Организация наблюдения за результатом эксперимента
  6. Формулировка выводов с помощью детей.

Проблемная ситуация должна быть преодолимой для детей с ОВЗ. Воспитатель — партнёр и мы должны опираться на жизненный опыт детей, при этом мы развиваем эмоции, сопереживание, воображение, находчивость, любознательность, мышление, воспитываем коммуникативные навыки детей.

Система повторения бытовых действий развивает самостоятельность у детей с ОВЗ. Мы считаем, что освоение культурно-гигиенических умений и навыков должно превратится в привычку действия и это стало бы для наших детей потребностью. Процесс формирования у детей с ОВЗ культурно — гигиенических навыков и умений посредством использования игр — экспериментов будет более успешным, если будут выполнены условия:

  1. Подборка комплекса игр-экспериментов по каждому из культурно-гигиенических навыков.
  2. Игры должны стать самостоятельной деятельностью детей.
  3. Помощь родителей в использовании этих игр в домашних условиях обязательна.

Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «… для того дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребёнку, не выходя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»

Литература:

  1. П. Паршукова. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика — 2006 — январь февраль — с.19
  2. В. А. Дкергунская. Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности // Дошкольная педагогика — 2010 — июль — с.11
  3. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет // Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий — Волгоград: Учитель, 2012–333 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, игра, ответ детей, развитие умения, вод, зеркало, навык, расширение представлений детей, рука.

Ключевые слова

игра, ребёнок, эксперимент, культурно-гигиенический навык

Похожие статьи

Использование современных настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с младшими школьниками с ОВЗ

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Культурно-просветительская деятельность в образовательном учреждении по профилактике интолерантности школьников

Проектная деятельность как профилактика школьной дезадаптации воспитанников ДОО

В статье описан опыт работы педагога — психолога ДОО по профилактике школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ

В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.

Проблема здоровьесбережения в условиях современной дошкольной образовательной организации

Методическая разработка «Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Особенности проектной деятельности с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

Похожие статьи

Использование современных настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с младшими школьниками с ОВЗ

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Культурно-просветительская деятельность в образовательном учреждении по профилактике интолерантности школьников

Проектная деятельность как профилактика школьной дезадаптации воспитанников ДОО

В статье описан опыт работы педагога — психолога ДОО по профилактике школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ

В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.

Проблема здоровьесбережения в условиях современной дошкольной образовательной организации

Методическая разработка «Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Особенности проектной деятельности с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

Задать вопрос