Итоговое занятие по тематической неделе «Моя малая Родина» в подготовительной к школе группе
Авторы: Желтышева Нина Габдулловна, Захарова Ирина Леонидовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (18) январь 2019 г.
Дата публикации: 23.12.2018
Статья просмотрена: 720 раз
Библиографическое описание:
Желтышева, Н. Г. Итоговое занятие по тематической неделе «Моя малая Родина» в подготовительной к школе группе / Н. Г. Желтышева, И. Л. Захарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1 (18). — С. 23-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/112/3827/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об особенностях национальной культуры удмуртов.
Задачи:
– Уточнить представления детей о государственных символах Удмуртской республики;
– Обобщить представления детей об особенностях внешнего вида удмуртского национального костюма;
– Учить изображать элементы удмуртского орнамента;
– Закрепить в речи названия персонажей удмуртского фольклора;
– Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
– Способствовать развитию речи;
– Воспитывать интерес и уважение к традициям удмуртского народа.
Материалы кзанятию:
– Ноутбук, медиапроектор (варианты — интерактивная доска, телевизор с большой диагональю или печатные материалы;
– Костюм Бабы-Яги;
– Мешочек с предметами: хлеб, лягушка, мыло, колоски, шишки, иголка с ниткой;
– Платок;
– женский удмуртский национальный костюм, манисто;
– Изображения элементов костюмов народов Удмуртии;
– Куклы-обереги по количеству детей;
– Презентация со следующим содержанием (или печатные материалы):
• карта России с обозначенной на ней Удмуртией;
• Флаги герб Удмуртии;
• Аудиозапись гимна УР;
• Изображения персонажей удмуртского фольклора с названиями;
• Интерактивная игра «Накорми Бабу-Ягу» (или печатные материалы).
Методические приемы:
– словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение);
– наглядные методы (демонстрация иллюстраций, презентации),
– практические методы (рисование).
Ход занятия:
Ребята играют в группе, воспитатель привлекает их внимание.
Воспитатель: Чья же это метла тут лежит?
Предположения детей.
В это время входит Баба-Яга с растерянным видом.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Баба-Яга!
Воспитатель, обращаясь кБабе-Яге: Здравствуйте! Это не Вы случайно метлу потеряли.
Баба-Яга: Может быть я, а может быть не я, не помню! И как здесь оказалась не помню, и куда идти не знаю.
Воспитатель: В детском саду Бабе-Яге не место! Как бы нам ее домой отправить?
Варианты детей.
Воспитатель: Ребята, чем мы пользуемся, когда не знаем куда идти?
Дети: Картой!
Демонстрируется контурное изображение карты России.
Воспитатель: Вот карта нашей страны, России. Баба-Яга, ты можешь показать, где ты живешь?
Баба-Яга: Эх, забыла! Названия не помню, загадки помню!
Воспитатель: Загадывай!
Баба-Яга:
Раньше звали его стягом,
С ним идут парадным шагом,
Назовёт солдат любой
Символ славы боевой.
Дети: Флаг!
Баба-Яга: Правильно, помню, что на флаге три цвета — черный, белый и красный.
Демонстрируются изображения разных флагов, дети выбирают подходящий по описанию.
Баба-Яга: Молодцы, а эту угадаете?
Он дополняет каждый флаг,
Любой страны то главный знак.
Он у каждого особый,
Ты назвать его попробуй.
Дети: Герб.
Баба-Яга: Правильно. Помню, герб тоже был черного, красного и белого цветов, а еще на нем белый лебедь изображен.
Демонстрируются различные гербы, дети выбирают нужный. Далее появляется изображение флага и герба Удмуртии.
Воспитатель: Ребята, а вы узнали, чьи это флаг и герб? Откуда наша гостья родом?
Дети: Из Удмуртии!
Воспитатель: Давайте найдем Удмуртию на карте.
Дети показывают примерное местоположение Удмуртии на карте России, и появляются контуры республики.
Воспитатель: Как называется главный город нашей республики?
Дети: Ижевск (по щелчку появляется на карте).
Воспитатель: Баба-Яга, может быть ты из Ижевска?
Баба-Яга: Нет.
Воспитатель: Поможем Бабе-Яге вспомнить! Какие еще города, поселки, деревни Удмуртской республики вы знаете?
Дети перечисляют.
Баба-Яга огорченно: Не то, все не то!
Воспитатель: Успокойся, Баба-Яга, может у тебя еще загадки остались?
Баба-Яга: Есть одна.
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного.
Дети: Гимн!
Звучит гимн Удмуртской Республики. Дети слушают до конца.
Воспитатель: Ребята, какой вы представляли нашу Удмуртию под эту музыку?
Дети: Широкой, доброй, с лесами, полями и т. п.
Воспитатель: А вот как написал об Удмуртии поэт Владимир Тяптин:
Край наш удмуртский, родные просторы -
Лес, перелески, холмы да поля...
Как хороши твои ясные зори,
Как ты прекрасна, родная земля.
Воспитатель: Баба-Яга, хочешь выучить с нами это стихотворение?
Баба-Яга: Вот еще, отродясь стихов не учила, памяти то нет совсем!
Воспитатель: Ребята, подскажите Бабе-Яге, как быстро запомнить стихотворение.
Дети: Нарисовать схему-подсказку!
Воспитатель вместе с детьми придумывают и зарисовывают схему стихотворения.
Баба-Яга: Ох, какие строчки красивые, вспомнилось мне, как сидела я в своей избе, в пестром платье. Само оно белое, с красными, зелеными, синими узорами, а по низу платья красивая широкая оборка. На груди украшение из серебряных монеток — манисто называется. На голове платок, на ногах валенки расписные.
Воспитатель: Баба-Яга, а ведь ты описала женский удмуртский национальный костюм!
Баба-Яга: Вот бы мне снова его надеть, может и вспомнила бы, где избушка моя.
Воспитатель: А мы сможем помочь Бабе-Яге? Как?
Варианты детей: купить, сшить, нарисовать и т. п.
Воспитатель предлагает детям пройти к столам. На 4 столах вырезанные силуэты элементов удмуртской национальной одежды. Воспитатель предлагает детям раскрасить костюм в удмуртском стиле, предварительно вспомнив его особенности: пестрый, преимущественно красного, белого или зеленого цветов; орнамент состоит преимущественно из квадратов, ромбов, звезд, треугольников контрастных цветов (черный и синий, белый и красный, синий и коричневый, черный и серебряный).
Баба-Яга ходит между столами и контролирует правильность выполнения задания.
Баба-Яга: Красиво получилось, да только костюмы-то ваши — не настоящие!
Воспитатель: Баба-Яга, ты же колдунья, вот и заколдуй его.
Баба-Яга: И то правда! Снимает с плеч платок. Кладите сюда, сейчас колдовать будем!
Дети складывают бумажные элементы в платок, Яга его заворачивает.
Баба-Яга: А вы чего смотрите, помогайте! Вставайте все в круг, беритесь за руки да повторяйте за мной!
Выполняют с движениями:
На месте покрутись,
Вперед-назад нагнись,
Руками помаши,
Ногами постучи,
Повернись спиной
И глаза закрой!
В это время воспитатель меняет мешок.
Баба-Яга: Ну, присаживайтесь, посмотрим, чего наколдовали!
Достает из мешка платье в удмуртском национальном стиле, головной убор и монисто. Примеряет монисто.
Баба-Яга: Вспомнила, все вспомнила! И никакая я вам не Баба-Яга, меня по-удмуртски Обыдой зовут! А за то, что вы меня не узнали, я вас сейчас съем!
Воспитатель: Не надо нас есть, лучше мы тебя удмуртскими национальными блюдами накормим!
Игра «Накорми Бабу-Ягу». Детям демонстрируются изображения различных блюд, предлагается сначала выбрать удмуртские. Выбранные блюда называются. Следующая группа детей «готовит» одно из блюд. Для этого в «кастрюлю» из представленных нужно поместить нужные ингредиенты. Игру с приготовлением можно повторить 2–3 раза, но с разными блюдами. Выбирая ингредиент, ребенок его называет вслух, остальные дети контролируют правильность выполнения задания.
Обыда: Так уж и быть, не буду вас есть. Я шла к Нюлесмурту, у него сегодня все герои удмуртского фольклора собираются. Вот, подарки всем приготовила (показывает мешочек, привязанный на пояс). А злой дух леса — Ягпери, закружил меня, завертел, так что я все позабыла, да вместо лесной чащи к вам в детский сад забрела. За помощь вашу благодарю. И коли отгадаете, кому какой подарок я приготовила, то и вас награжу!
Дети: Отгадаем.
Обыда достает предметы из мешочка, дети пытаются угадать, кому этот подарок.
Блины и хлеб на тарелочке (муляж) — Воршуд;
Лягушка — Вукузё;
Мыло — Вожо;
Колоски — Кылдысин;
Шишка — Нюлэсмурт;
Нитка с иголкой — Коркамурт.
Если дети затрудняются с ответом, Обыда или воспитатель задают наводящие вопросы.
Обыда хвалит детей, благодарит за помощь и вручает каждому ребенку маленькую куклу оберег. Берет свою метлу, прощается и уходит. Дети играют, делятся впечатлениями.