Итоговое занятие по тематической неделе «Моя малая Родина» в подготовительной к школе группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (18) январь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2018

Статья просмотрена: 692 раза

Библиографическое описание:

Желтышева, Н. Г. Итоговое занятие по тематической неделе «Моя малая Родина» в подготовительной к школе группе / Н. Г. Желтышева, И. Л. Захарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1 (18). — С. 23-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/112/3827/ (дата обращения: 17.10.2024).



Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об особенностях национальной культуры удмуртов.

Задачи:

– Уточнить представления детей о государственных символах Удмуртской республики;

– Обобщить представления детей об особенностях внешнего вида удмуртского национального костюма;

– Учить изображать элементы удмуртского орнамента;

– Закрепить в речи названия персонажей удмуртского фольклора;

– Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;

– Способствовать развитию речи;

– Воспитывать интерес и уважение к традициям удмуртского народа.

Материалы кзанятию:

– Ноутбук, медиапроектор (варианты — интерактивная доска, телевизор с большой диагональю или печатные материалы;

– Костюм Бабы-Яги;

– Мешочек с предметами: хлеб, лягушка, мыло, колоски, шишки, иголка с ниткой;

– Платок;

– женский удмуртский национальный костюм, манисто;

– Изображения элементов костюмов народов Удмуртии;

– Куклы-обереги по количеству детей;

– Презентация со следующим содержанием (или печатные материалы):

• карта России с обозначенной на ней Удмуртией;

• Флаги герб Удмуртии;

• Аудиозапись гимна УР;

• Изображения персонажей удмуртского фольклора с названиями;

• Интерактивная игра «Накорми Бабу-Ягу» (или печатные материалы).

Методические приемы:

– словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение);

– наглядные методы (демонстрация иллюстраций, презентации),

– практические методы (рисование).

Ход занятия:

Ребята играют в группе, воспитатель привлекает их внимание.

Воспитатель: Чья же это метла тут лежит?

Предположения детей.

В это время входит Баба-Яга с растерянным видом.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Баба-Яга!

Воспитатель, обращаясь кБабе-Яге: Здравствуйте! Это не Вы случайно метлу потеряли.

Баба-Яга: Может быть я, а может быть не я, не помню! И как здесь оказалась не помню, и куда идти не знаю.

Воспитатель: В детском саду Бабе-Яге не место! Как бы нам ее домой отправить?

Варианты детей.

Воспитатель: Ребята, чем мы пользуемся, когда не знаем куда идти?

Дети: Картой!

Демонстрируется контурное изображение карты России.

Воспитатель: Вот карта нашей страны, России. Баба-Яга, ты можешь показать, где ты живешь?

Баба-Яга: Эх, забыла! Названия не помню, загадки помню!

Воспитатель: Загадывай!

Баба-Яга:

Раньше звали его стягом,

С ним идут парадным шагом,

Назовёт солдат любой

Символ славы боевой.

Дети: Флаг!

Баба-Яга: Правильно, помню, что на флаге три цвета — черный, белый и красный.

Демонстрируются изображения разных флагов, дети выбирают подходящий по описанию.

Баба-Яга: Молодцы, а эту угадаете?

Он дополняет каждый флаг,

Любой страны то главный знак.

Он у каждого особый,

Ты назвать его попробуй.

Дети: Герб.

Баба-Яга: Правильно. Помню, герб тоже был черного, красного и белого цветов, а еще на нем белый лебедь изображен.

Демонстрируются различные гербы, дети выбирают нужный. Далее появляется изображение флага и герба Удмуртии.

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, чьи это флаг и герб? Откуда наша гостья родом?

Дети: Из Удмуртии!

Воспитатель: Давайте найдем Удмуртию на карте.

Дети показывают примерное местоположение Удмуртии на карте России, и появляются контуры республики.

Воспитатель: Как называется главный город нашей республики?

Дети: Ижевск (по щелчку появляется на карте).

Воспитатель: Баба-Яга, может быть ты из Ижевска?

Баба-Яга: Нет.

Воспитатель: Поможем Бабе-Яге вспомнить! Какие еще города, поселки, деревни Удмуртской республики вы знаете?

Дети перечисляют.

Баба-Яга огорченно: Не то, все не то!

Воспитатель: Успокойся, Баба-Яга, может у тебя еще загадки остались?

Баба-Яга: Есть одна.

На свете много песен разных,

Но эта нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного.

Дети: Гимн!

Звучит гимн Удмуртской Республики. Дети слушают до конца.

Воспитатель: Ребята, какой вы представляли нашу Удмуртию под эту музыку?

Дети: Широкой, доброй, с лесами, полями и т. п.

Воспитатель: А вот как написал об Удмуртии поэт Владимир Тяптин:

Край наш удмуртский, родные просторы -

Лес, перелески, холмы да поля...

Как хороши твои ясные зори,

Как ты прекрасна, родная земля.

Воспитатель: Баба-Яга, хочешь выучить с нами это стихотворение?

Баба-Яга: Вот еще, отродясь стихов не учила, памяти то нет совсем!

Воспитатель: Ребята, подскажите Бабе-Яге, как быстро запомнить стихотворение.

Дети: Нарисовать схему-подсказку!

Воспитатель вместе с детьми придумывают и зарисовывают схему стихотворения.

Баба-Яга: Ох, какие строчки красивые, вспомнилось мне, как сидела я в своей избе, в пестром платье. Само оно белое, с красными, зелеными, синими узорами, а по низу платья красивая широкая оборка. На груди украшение из серебряных монеток — манисто называется. На голове платок, на ногах валенки расписные.

Воспитатель: Баба-Яга, а ведь ты описала женский удмуртский национальный костюм!

Баба-Яга: Вот бы мне снова его надеть, может и вспомнила бы, где избушка моя.

Воспитатель: А мы сможем помочь Бабе-Яге? Как?

Варианты детей: купить, сшить, нарисовать и т. п.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам. На 4 столах вырезанные силуэты элементов удмуртской национальной одежды. Воспитатель предлагает детям раскрасить костюм в удмуртском стиле, предварительно вспомнив его особенности: пестрый, преимущественно красного, белого или зеленого цветов; орнамент состоит преимущественно из квадратов, ромбов, звезд, треугольников контрастных цветов (черный и синий, белый и красный, синий и коричневый, черный и серебряный).

Баба-Яга ходит между столами и контролирует правильность выполнения задания.

Баба-Яга: Красиво получилось, да только костюмы-то ваши — не настоящие!

Воспитатель: Баба-Яга, ты же колдунья, вот и заколдуй его.

Баба-Яга: И то правда! Снимает с плеч платок. Кладите сюда, сейчас колдовать будем!

Дети складывают бумажные элементы в платок, Яга его заворачивает.

Баба-Яга: А вы чего смотрите, помогайте! Вставайте все в круг, беритесь за руки да повторяйте за мной!

Выполняют с движениями:

На месте покрутись,

Вперед-назад нагнись,

Руками помаши,

Ногами постучи,

Повернись спиной

И глаза закрой!

В это время воспитатель меняет мешок.

Баба-Яга: Ну, присаживайтесь, посмотрим, чего наколдовали!

Достает из мешка платье в удмуртском национальном стиле, головной убор и монисто. Примеряет монисто.

Баба-Яга: Вспомнила, все вспомнила! И никакая я вам не Баба-Яга, меня по-удмуртски Обыдой зовут! А за то, что вы меня не узнали, я вас сейчас съем!

Воспитатель: Не надо нас есть, лучше мы тебя удмуртскими национальными блюдами накормим!

Игра «Накорми Бабу-Ягу». Детям демонстрируются изображения различных блюд, предлагается сначала выбрать удмуртские. Выбранные блюда называются. Следующая группа детей «готовит» одно из блюд. Для этого в «кастрюлю» из представленных нужно поместить нужные ингредиенты. Игру с приготовлением можно повторить 2–3 раза, но с разными блюдами. Выбирая ингредиент, ребенок его называет вслух, остальные дети контролируют правильность выполнения задания.

Обыда: Так уж и быть, не буду вас есть. Я шла к Нюлесмурту, у него сегодня все герои удмуртского фольклора собираются. Вот, подарки всем приготовила (показывает мешочек, привязанный на пояс). А злой дух леса — Ягпери, закружил меня, завертел, так что я все позабыла, да вместо лесной чащи к вам в детский сад забрела. За помощь вашу благодарю. И коли отгадаете, кому какой подарок я приготовила, то и вас награжу!

Дети: Отгадаем.

Обыда достает предметы из мешочка, дети пытаются угадать, кому этот подарок.

Блины и хлеб на тарелочке (муляж) — Воршуд;

Лягушка — Вукузё;

Мыло — Вожо;

Колоски — Кылдысин;

Шишка — Нюлэсмурт;

Нитка с иголкой — Коркамурт.

Если дети затрудняются с ответом, Обыда или воспитатель задают наводящие вопросы.

Обыда хвалит детей, благодарит за помощь и вручает каждому ребенку маленькую куклу оберег. Берет свою метлу, прощается и уходит. Дети играют, делятся впечатлениями.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, Удмуртия, Удмуртская Республика, удмуртский фольклор, вариант детей, герб Удмуртии, детский сад, женский удмуртский национальный костюм, Ижевск.
Задать вопрос