Родительское собрание с элементами тренинга «Детская тревожность: ее причины и способы с ней справляться»
Авторы: Михайлова Лариса Анатольевна, Иванова Светлана Александровна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (18) январь 2019 г.
Дата публикации: 25.12.2018
Статья просмотрена: 2901 раз
Библиографическое описание:
Михайлова, Л. А. Родительское собрание с элементами тренинга «Детская тревожность: ее причины и способы с ней справляться» / Л. А. Михайлова, С. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1 (18). — С. 7-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/112/3837/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: Заинтересовать родителей данной проблемой; вооружить знаниями по вопросам применения разнообразных методов и приемов для оказания помощи тревожному ребенку.
Методы активизации родителей: использование презентации (или мольберта), примеров, рекомендаций, игровых упражнений.
Предварительная работа: выявление тревожности у детей старшего (или среднего) дошкольного возраста по тесту «Выбери нужноё лицо» (авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); для каждой семьи распечатаны результаты обследования ребенка.
Ход собрания:
Слайд №1 (тема собрания): Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы ознакомиться с результатами диагностики тревожности детей в группе «», обсудить тему «Тревожный ребенок». В современном обществе с каждым днем увеличивается количество тревожных детей, которые существенно отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью. Именно в дошкольном возрасте отмечается рост количества детей с высоким уровнем тревожности, что создаёт угрозу психическому здоровью личности ребёнка.
Слайд №2 (отличие тревоги от тревожности): Следует отличать тревогу от тревожности.Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или на занятии. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности. [2, с.95] Каждый из нас испытывал тревогу в детстве, расскажите по поводу чего вы испытывали тревогу.
Игровое упражнение «Расскажи …». (по кругу передается мяч, родители рассказывают о тревоге, которую они испытывали в детстве).
Вопрос к родителям: «Как вы считаете, человек должен иметь определённый уровень тревожности? Для чего?». Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Остановимся на причинах возникновения тревожности, их можно поделить на две группы: Слайд №3 (перечислены причины физиологического характера): 1) свойства нервной систем и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов; 2) индивидуальные особенности детей и их личностные качества.; 3) сложности в период кризиса 3-х лет. Слайд №4 (перечислены причины социального характера): 1) нестабильная семейная ситуация; 2) авторитарность; 3) жесткие чрезмерные требования; 4) неумение или нежелание показать ребенку свою любовь, холодность; 5) сильный испуг, стресс или аффективная ситуация.
Слайд №5 (перечисление причин тревожности по М.Кузьминой): По мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье: 1) традиционализм отношений в семье (в этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан»); 2) открытые посылы и прямые угрозы (обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди.».. или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я.»...); 3) недоверие ребенку (многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить.); 4) отдаленность родителей (многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества); 5) отсутствие привязанности внутри семьи (это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь); 6) негативное отношение к престарелым (в некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный союз)
Под воздействием той или иной группы причин у детей складывается показатель высокого уровня тревожности, способствующий нарушению эмоционального благополучия ребенка, в результате чего у ребенка возникают трудности в коммуникативной деятельности. Среди возможных причин называют также и взаимоотношения со сверстниками.
Cлайд №6 (общий результат диагностики тревожности по группе): Япредлагаю вам, уважаемые родители, ознакомиться с результатами обследования детей группы «» (каждому родителю выдается индивидуальный бланк с результатами диагностики тревожности ребенка). [1, с.17] Каков же портрет тревожного ребенка?
Портрет тревожного ребёнка (по кругу передается силуэт тревожного ребенка: на обратной стороне силуэта находится кармашек, из которого родители достают листочки с описанием «портрета тревожного ребенка», зачитывают):Ребенок привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи; Ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты; У тревожного ребенка серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза;На стуле, как правило, он сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шумит, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих;Бывает он избегает контактов со сверстниками и взрослыми; Малоинициативен, замкнут; При общении такой ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены; Характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание; Во время проявления тревоги он часто ощущает сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение; Часто такой ребенок имеет склонность к вредным привычкам невротического характера: грызет ногти, сосет пальцы, выдергивает волосы, занимается онанизмом — манипуляция с собственным телом снижает у него эмоциональное напряжение, успокаивает; Постоянное беспокойство (тревожного ребенка отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия; Часто они ожидают самого худшего); Ребенок чувствует себя беспомощным, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности; У него высокие требования к себе, он очень самокритичен. Уровень его самооценки низок, такой ребенок и впрямь думает, что хуже других во всем, что он самый некрасивый, неумный, неуклюжий. Он ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах; Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо; Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи); Раздражительность; Нарушения сна [2, с.100].
— Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. Как же помочь тревожному ребенку? Проводить работу с тревожными детьми желательно в трех направлениях.
Слайд № 7 (три направления работы с тревожным ребенком). Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений [2, с.104]
1.Повышение самооценки. Нам всем нравится, когда нас хвалят, особенно, когда это заслуженно. Я предлагаю вам похвалить себя, ведь нам есть за что себя похвалить.
Игровое упражнение «Похвалики» (родители передают солнышко (мягкую игрушку) друг другу со словами «Однажды я…» (что хорошего сделал?)
Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Как можно повысить самооценку ребенка? (заслушав ответы, предложить родителям по очереди зачитать Памятку:
1) Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
2) Нельзя сравнивать детей друг с другом. С тревожными детьми этот прием категорически недопустим. Ситуация соперничества, конкуренции, вызывает особенно сильную тревожность. Дети, попадая в ситуацию соперничества, стремятся любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
3) Ежедневно отмечайте успехи ребёнка, сообщая о них в его присутствии сверстникам, членам семьи.
4) Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
5) Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
6) Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером — перечитайте список. Скорее всего вам станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили ребенку.
7) Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: (“Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!”). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
8) Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Ласковые прикосновения оказывают стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности. Все вместе мы должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), вего компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
— А теперь я предлагаю похвалить своего ребенка.
Упражнение «Письмо моему ребенку» (родителям предлагается написать письмо своему ребенку, похвалить его (например, мой ребенок воспитанный, потому что…)
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности — это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с ребенком оего чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях. Можно на примерах литературных произведений показать ребенку, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Можно предложить ему нарисовать свои страхи, рассказать о них. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможетснять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Упражнение «Сочини историю» (родителям предлагается по кругу сочинить историю: начать со страшной истории — закончить оптимистично).
— Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка. Например, ситуация “боюсь воспитателя, учителя” даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация “боюсь войны” позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок.
Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно вподвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
3. Снятие мышечного напряжения. Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения, занятия йогой, массаж и просто растирания тела для таких детей просто необходимы. Желательно, чтобы родители выполняли упражнение вместе с ребенком, тогда он будет делать их правильно. Через некоторое время вы заметите улучшение общего состояния.
Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.
— Для снятия мышечного напряжения я предлагаю вам Игровое упражнение «Театр масок» [2, с.129] (родителям предлагается посетить «Театр масок», где все берут на себя роль артистов, изображая лица сказочных персонажей, а фотограф «фотографирует»).
— Для улучшения качества общения тревожных детей необходимо установление теплых доверительных отношений с ним, тем самым мы сможем создать лучшую основу для полноценного развития личности. Имейте в виду, что у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих мероприятий. Можно существенно снизить тревожность ребенка, если мы все вместе будем соблюдать эти рекомендации.
Литература:
- Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности /Л. М. Костина. — СПб.: Речь, 2002. — 198 с.
- Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.- М.: Генезис, 2000. — 192 с.