Конспект НОД по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы на тему «Дары леса: грибы, ягоды»
Авторы: Козина Ирина Владимировна, Ершова Лариса Александровна, Черепенникова Ирина Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.
Дата публикации: 09.01.2019
Статья просмотрена: 2875 раз
Библиографическое описание:
Козина, И. В. Конспект НОД по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы на тему «Дары леса: грибы, ягоды» / И. В. Козина, Л. А. Ершова, И. А. Черепенникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3803/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цель: развитие познания с использованием современных технологий.
Задачи:
‒ Обобщить и систематизировать знания детей об осени; уточнить знания о приметах осени, о грибах (съедобные — ядовитые), ягодах, созревающих в этот период.
‒ Подвести к пониманию происхождения названий грибов, значимости грибов и ягод для живой природы и для человека.
‒ Развивать воображение, интерес к самостоятельному решению познавательных задач, умение строить ассоциативные связи, рассуждать, высказывать свое отношение к определенным явлениям.
‒ Активизировать и обогащать словарь по темам: «Осень», «Лес», «Грибы», «Ягоды».
‒ Способствовать созданию эмоционального контакта между детьми, воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, в группе сверстников.
‒ Воспитывать у детей элементы экологического сознания и желание следовать экологическим правилам в доступных для ребенка формах.
Методические приемы: слушание музыки, игра «Найди пару», словесная игра «Хорошо, плохо», отгадывание загадок, беседа, складывание пазлов, мини-спектакль «Грибники», игра с движением, сюрпризный момент, закрепление материала с использованием пиктограмм.
Материал: Карточки с приметами в красных и желтых рамочках, корзина, мольберт, пазлы с изображением грибов и ассоциативных картинок, муляжи грибов на траве, корзинки, нож игровой, палка, телевизор, подносы с ягодами клюквы, рябины, шиповника, плакат, пиктограммы с изображением этапов занятия.
Предварительная работа: беседа о прогулках по лесу, рассматривание иллюстраций с изображением грибов, чтение книги «Волшебная корзинка», Дидактическая игра «Парочки»
Дети входят в группу.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— Ребята посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их.
ДЕТИ: Здравствуйте!
(Звучит музыка осени)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Послушайте какая чудесная музыка.
Осень в гости к нам пришла
И приметы принесла
Вы одну из возьмите
Себе пару здесь найдите
И о них нам расскажите.
Игра в парах с элементами моделирования. Дети находят приметы в группе, каждая примета имеет пару — в разного цвета рамочках. Приметы в красных и желтых рамочках. Дети сначала озвучивают примету, потом говорят друг другу хорошо это или плохо)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— Молодцы, а теперь поиграем в игру «Хорошо-плохо»
Поиграем в игру у кого карточка в желтой рамочке называет примету и говорит почему это хорошо. в красной рамочке называет её и говорит и почему это плохо.
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
—Молодцы, а теперь послушайте мои загадки отгадки оставляем в руках, а лишние кладем в корзину.
Грибы
Стоит на одной ножке, и та без сапожка?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Сначала я была зелёная маленькая, потом стала красная, аленькая?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (Грибы, ягоды)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— Посмотрите какие отгадки у нас остались.
— кто дарит нам грибы и ягоды?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— Лес — волшебник, он дарит нам подарки осенью. Прикрепите свои картинки на мольберт. Поговорим о грибах.
Некоторые названия грибов зависят от того, где они растут или как они выглядят. Вы сможете догадаться по этим картинкам как они называются. Давайте попробуем ответить.
— Подойдите к столам, посмотрите какие картинки здесь есть. Мальчики берут грибы, а девочки — картинки.
Собираем на столах.
Ответы детей уточнения педагога.
Пояснения педагога:
Мухомор красный — с яркой красной шапочкой, по красному — белые точечки. Только за что же его так назвали? «Мух + морить = мухомор». Для людей — отрава, для мух — погибель, если настойку из этого гриба приготовить. А для лосей, других обитателей леса — лекарство.
Лисичка. Точнее, лисички. За что их так назвали? Да за лисий цвет и за повадки: это хитрые грибки, хорошо прячутся.
Дубовик. Гриб издубовых лесов. На белый гриб похож.
Подберезовик. Селитсяпод березками.
Подосиновик. Получил свое имя за привычку под осинами расти.
Опенок. Эти грибки любят вокруг пня расти — «округ пня», как иногда в деревнях говорят. От слова «округ» только о осталось. Следы «пенька» в слове тоже обнаружить можно: о-пен-ок.
Свинушка— вроде и на свинью не похож, а нет на ушко свиное он похож, вот так и зовется.
Волнушка. Почему она волнуется? Да не волнуется она. Посмотрите повнимательнее: шляпка розовая, пушистая, и по ней круги-волны белые расходятся. Из-за рисунков этих, из-за волн, грибок волнушкой и зовут. Так хочется ее розовушкой назвать.
Чернушка. Гриб черного цвета. Его второе название — черный груздь.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Давайте похлопаем друг другу.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— А теперь дети устраивайтесь поудобнее (дети рассаживаются на ковре)
Внимание, внимание! Приглашаю вас в лесной театр.
Ваши друзья сейчас отправятся в лес собирать грибы, посмотрите, как они будут это делать.
Все готовы. Звенит последний звонок.
Мини-спектакль. «Грибники» (две пары детей выполняют эмпатические упражнения: одна пара правильно собирает грибы, другая неправильно)
— Ваши друзья собирали грибы, кто они? Как их можно назвать?
Ответы детей.
Грибники.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— Не все люди знают правила сбора грибов, подскажите кто из детей правильно собирал грибы.
Пояснения педагога: Собирать надо только съедобные грибы. Грибы срезать надо, что бы грибницу не повредить, вырывать нельзя. Нельзя пинать грибы, даже если они ядовитые, это для животных лекарство.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
—Мы много узнали с вами сегодня про грибы.
А теперь поиграем в игру «Собери целое». Поделимся на команды.
Дети собирают разрезную картинку.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— Что у вас получилось? А у вас?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
Белый гриб и мухомор.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
А Боровик- это какой гриб?
Дети: Съедобный
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— А мухомор?
ДЕТИ:
Несъедобный
ВОСПИТАТЕЛЬ:
—Какие ещё съедобные грибы мы сегодня узнали?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
—Ох как весело мы играли с грибами, но что- то наши ягоды загрустили. Не грустите ягоды и про вас у нас сюрприз есть.
Под музыку русскую народную выходят девочки и выносят подносы с ягодами.
1: У меня клюква.
2: у меня рябина.
3: у меня шиповник.
1: Клюква растет на болотах, на низеньких кустиках. Она очень полезная в ней витаминов много.
2: Рябина, растет на деревьях, ею птицы зимой питаются, а ещё она красивая. Вон у меня бусы какие.
3: Шиповник растет на кустарнике, сначала душистые цветы, потом ягоды оранжевые, красные. А если его засушить и заварить, то очень полезный напиток получиться. Хотите угоститься?
Дети угощаются напитком из шиповника игостей угощают.
ВОСПИТАТЕЛЬ: -Как много интересного мы сегодня узнали.
Посмотрите в нашей группе поселилось волшебное дерево. Только оно какое-то грустное.
Давайте подарим ему листочки и украсим его и вспомним, во что мы сегодня играли. А помогут нам опять схемы.
Педагог раздает схемы и выслушивает ответы детей, уточняет при необходимость.
Молодцы мы какие, похлопаем друг другу.
И с гостями попрощаемся.