Организация взаимодействия специалистов с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 02.02.2019

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Организация взаимодействия специалистов с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3862/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данное направление профессиональной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога является одним из приоритетных. Работа с родителями (законными представителями) детей, находящихся на сопровождении психолого-педагогической службы, имеет свою динамику и осуществляется поэтапно. На всем протяжении сопровождения необходимо проведение психолого-педагогического консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На подготовительном этапеработы происходит подготовка материально-технических, научно-методических, социально-психологических и прочих условий, необходимые для организации процесса сопровождения. Специалисты разрабатывают пакет индивидуальной документации на каждого ребенка, подбирают необходимый диагностический инструментарий, составляют комплексы коррекционно-развивающих мероприятий. Проводят беседы и консультации для родителей, на которых знакомят родителей с целями, задачами и содержанием психолого-педагогического провождения. Координатор психолого-педагогического сопровождения проводит консультирование с педагогами и специалистами.

На начальном этапе работы с родителями также проводится первичное консультирование, которое позволяет педагогу-психологу собрать необходимую информацию о семье и ребенке, его индивидуальных и психофизических особенностях, а также важные анамнестические данные. По результатам консультирования разрабатывается оптимальный режим посещения ребенком образовательного учреждения, выстраивается прогноз протекания адаптационного периода, разрабатывается или корректируется индивидуально-ориентированная программа работы специалистов с ребенком.

Первичный индивидуальный игровой сеанс — очень важный этап в работе учителя-дефектолога, поскольку именно он позволяет установить с ребенком доброжелательные отношения, выявить основную направленность последующей работы с семьей, а также определить темп и содержание коррекционно-развивающих занятий.

Параллельно проводится комплексный психолого-педагогический мониторинг уровня развития детей. Цель мониторинга — определение уровня актуального развития ребенка, выявление нарушений в развитии и отслеживание процесса адаптации детей. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов и сеансов следящей диагностики. В конце года проводится повторное исследование степени адаптации, а также общее психолого-педагогическое обследование. При необходимости и по запросу родителей специалисты проводят более углубленное диагностическое обследование. При этом весь учебный год поддерживается взаимодействие с родителями в виде психологических консультаций, бесед, открытых мероприятий, информирования, а при необходимости и работы специалистов с парой «ребенок — родитель». Таким образом, активная работа с родителями ведется в течение всего учебного года и выстраивается по следующему алгоритму:

‒ первичная консультация семьи ребенка с ОВЗ;

‒ прогноз степени адаптации ребенка к дошкольной группе;

‒ первичный индивидуальный игровой сеанс;

‒ первичная психолого-педагогическая диагностика;

‒ комплекс коррекционно-развивающих занятий;

‒ итоговая психолого-педагогическая диагностика ребенка;

‒ разработка рекомендаций для семьи, совместное проектирование траектории дальнейшей образовательной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение составляет важную часть организации и содержания психолого-педагогической работы с ребенком с отклонениями в развитии. В частности, позволяя выявить индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка, ориентируясь на которые специалист совместно с родителями сможет проектировать траекторию образовательной деятельности.

Аналитический этап работы включает в себя обработку и анализ полученной информации. Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение индивидуальной карты развития ребенка. Данный этап работы включает и такой важный этап, как прогностический. Прогностический этап — очень важное звено в системе психолого-педагогического сопровождения семьи, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистами определяется прогноз протекания адаптационного периода, траектория дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о индивидуальном образовательном маршруте. На основе обобщения результатов и систематизации полученной информации вносятся необходимые корректировки в прогноз адаптации, данные заносятся в индивидуальные карты развития. Проводятся консультации родителей детей. При необходимости составляются индивидуально ориентировочные планы для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях.

Все этапы условны, а их количество может меняться в зависимости от характера протекания адаптации, уровня развития детей и поступающих запросов от родителей детей. Переход к каждому последующему этапу, являющемуся продолжением предыдущего, не имеет четкого временного характера и возможен при условии достижения ребенком промежуточных результатов, без которых цель психолого-педагогической помощи достигнута быть не может.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Лезина Ю. Ю. Программа комплексных коррекционно-развивающих занятий для развития коммуникативных навыков, произвольности психической деятельности для младших подростков с ЗПР» [Электронный ресурс] // Издательский дом «Первое сентября». URL: http://festival.1september.ru (дата обращения 11.07.2016).
  3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005.
  4. Шарохина В.Л, Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. — М.: Прометей; Книголюб, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, адаптационный период, первичный индивидуальный игровой сеанс, полученная информация, прогноз протекания, психолого-педагогическое сопровождение, уровень развития детей.

Похожие статьи

Обучение школьников с особыми образовательными потребностями в условиях безопасной образовательной среды

Особенности коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения

Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации

Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями

Организация работы специалистов детского сада с потенциально одаренными дошкольниками (из опыта работы)

Межличностные отношения в семье ребенка с особыми нуждами

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Похожие статьи

Обучение школьников с особыми образовательными потребностями в условиях безопасной образовательной среды

Особенности коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения

Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации

Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями

Организация работы специалистов детского сада с потенциально одаренными дошкольниками (из опыта работы)

Межличностные отношения в семье ребенка с особыми нуждами

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Задать вопрос