Социально-эмоциональное развитие дошкольников
Автор: Плотникова Кристина Михайловна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.
Дата публикации: 23.01.2019
Статья просмотрена: 3624 раза
Библиографическое описание:
Плотникова, К. М. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / К. М. Плотникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3889/ (дата обращения: 15.11.2024).
Социализация личности — данная проблема в истории отечественной педагогики была актуальной всегда, это отраженно в исследовательских работах известных педагогов, таких, как В. С. Мухина. Она рассматривала в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А. П. Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе становления личности.
Задача развития детей в первые годы их жизни состоит в том, чтобы приобрести навыки, которые позволят им стать независимыми и способными действовать в социальных отношениях и соответствующим образом реагировать на свои чувства и чувства других. Эти задачи развития, могут решаться только детьми в стабильной социально-эмоциональной среде.
Мир ребенка красочен и разнообразен, полон захватывающих и определяющих переживаний. Ежедневные новые впечатления приносят с собой широкий спектр эмоций, с которыми ребенок обычно сталкивается неподготовленными. В эти моменты мы часто с удивлением обнаруживаем, насколько сильно ребенок испытывает эмоции, и как трудно нам чувствовать его. С первых дней жизни у ребенка возникают определенные эмоции от внешнего мира, особенно от его родителей. Эти ранние улыбки, смех, радость в глазах родителей еще больше определяют здоровое развитие малыша. Положительные эмоции помогают развивать память, язык и движение. В ответ вы видите, что ребенок улыбается или плачет, зная, что именно так ваш ребенок общается с вами. Очень важно способствовать проявлению положительных эмоций, нормальному развитию ребенка.
Эмоции — постоянный компаньон человека, влияющий на все его мысли и действия. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания человека по социально значимым признакам: человечность и отзывчивость.
В дошкольном возрасте, эмоции играют весомую роль в развитии ребенка. Они помогают понимать действительность и откликаться на нее. Проявляясь в поведении, они сообщают взрослым, о том, что ребёнку нравится, что радует или наоборот расстраивает и печалит. По мере того, как ребенок развивается и растет, его эмоциональный мир становится все более разнообразным и богатым. Из ведущих эмоций (страх, радость) он переходит к наиболее сложному спектру чувств. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше вникает в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности (Ежкова Н. С.).
На этапе дошкольного детства, развитие происходит быстрее, чем когда-либо. Маленький ребенок не имеет возможности держать под контролем свои собственные эмоции. Его эмоции быстро появляются и так же быстро исчезают. Через эмоциональное развитие в дошкольном возрасте эмоции становятся более здравыми и подчиняются мышлению. Но это случается, когда ребенок учит моральные нормы и соотносит с ними свои действия и поступки.
Не менее важно развитее эмоциональной грамотности.
Эмоциональная грамотность — это способность детей писать и рассказывать о своих эмоциях или чувствах, а также о эмоциях и чувствах окружающих его людей. Это значимый компонент социально-эмоционального становления, так как он может помочь детям понять их собственные эмоциональные переживания и в то же время помогает им понимать и принимать эмоциональные переживания других людей. Эмоциональная грамотность может помочь детям решать проблемы и регулировать свои эмоции; эти навыки важны для успеха в дошкольных учреждениях и за его пределами.
Социально развитые дети обладают способностью развивать отношения с сверстниками и взрослыми, необходимые для успеха. Многие факторы могут повлиять на то, как дети выражают свои социальные навыки или эмоциональную компетентность или скорость, с которой дети приобретают социальные навыки или эмоциональную компетентность. К таким факторам относятся: факторы риска для окружающей среды, такие как проживание в небезопасном обществе, получение помощи в условиях некачественного ухода за детьми, факторы семейного риска, такие как депрессия матери или психическое заболевание в семье, злоупотребление наркотическими веществами, насилие в семье, бедность и факторы риска, связанные с ребенком, такие как суетливый темперамент, задержки и серьезных проблем со здоровьем. Все эти факторы необходимо принимать во внимание при сборе информации для полного понимания и поддержки социального и эмоционального здоровья детей.
В этом смысле социально-эмоциональная развитие может, рассматривается как важный защитный фактор для маленьких детей, буферизируя их от стрессов и помогая предотвратить развитие серьезных эмоциональных и поведенческих трудностей в более поздней жизни.
Неправильная дошкольная среда может нанести ущерб развитию социальных навыков, в результате чего дети подвергаются стрессу чрезмерным, слишком сложным взаимодействием со сверстниками.
Фактически, ровесники одинакового возраста, не являются хорошими учителями. Как говорит биологический антрополог Гвен Дьюар: «Вам нужны люди, чтобы изучать навыки людей». Дошкольники должны учиться эмпатии, терпению, эмоциональному самоконтролю, социальному этикету и оптимистичному, конструктивному отношению к решению социальных проблем.
Эти уроки не могут быть изучены через одноранговый контакт. Дошкольные учреждения населены импульсивными, социально некомпетентными маленькими людьми, которые склонны к внезапным припадкам гнева или отчаяния. Да, дошкольники могут предлагать друг другу важный социальный опыт. Но их статус развития делает их ненадежными, как социальные наставники. Ребенок, который копирует других детей, может забрать хорошие привычки, но она также может забрать плохие.
Вот почему, необходимо помогать ребенку развивать социальные навыки в дошкольных учреждениях, к ним нужно подходить так тщательно и сознательно, как преподавать ему чтение или математику.
Одна из важнейших функций детского сада — научить детей тому, как социально взаимодействовать с другими. Дети, которые продолжают выражать гнев и разочарование, ударяясь, кричат и бросают предметы, не только затруднят время, чтобы их потребности были поняты, но и могли бы также изолировать себя. Зная, что есть более продуктивные способы выразить себя и что то, что они говорят и делают, затрагивает других людей, играет ключевую роль в том, чтобы подружиться и стать частью детского коллектива. Так же приходит понимание, как быть вежливым, ребенок начинает по очереди, делиться, разговаривать и играть с другими детьми без необходимости напоминания и использования вежливого языка. Однако освоение этого навыка — это непрерывный процесс, и дети просто изучают его. Это может занять некоторое время, прежде чем дошкольник сможет поделиться и быть вежливым.
Дети должны иметь возможность самостоятельно работать без постоянного перенаправления, так как по мере развития детского сада возрастают групповые и независимые рабочие времена. Мало того, что это готовит ребенка к будущему обучению, но также помогает построить чувство выполненного долга и понимание того, что он человек, способный делать все сам по себе.
Развитие сильных социальных навыков означает осознание ценности, которую другие люди привносят в нашу жизнь, справедливо оценивая сверстников и взрослых развивая навыки вежливости, необходимые для зрелого взаимодействия, и развивая базовое доброжелательное отношение к людям.
Для развития эмоциональных навыков, дети нуждаются в поддержке своих родителей. Вот несколько советов о том, как способствовать конструктивному повышению эмоционального интеллекта вашего ребенка:
– Объяснять собственные чувства
Объясните своему ребенку, как вы себя чувствуете в конкретной ситуации, например: «Сейчас я действительно раздражен, потому что не могу найти свои очки». Говоря о ваших чувствах, ребенок может научиться говорить эмоционально, по-другому. В то же время он начинает понимать причины, по которым у кого-то возникают определенные чувства, а также попросить других членов семьи поделиться своими чувствами и их происхождением.
– Говорить о чувствах других
Помогите ребенку следить за эмоциями окружающих его людей, персонажами книги или фильма, журналами или фотографиями. Вы могли бы сказать: «Смотри, девушка, которая покупает мороженое! У нее такая большая улыбка, я думаю, она с нетерпением ждет своего мороженого!» Или:«Ты видишь фотографию мальчика, который выглядит таким злым?»Может быть, его мама сказала ему, что он не получит шоколадку». Распознавание чувств, других помогает вашему ребенку понять их и развить сострадание.
– Признавать чувства вашего ребенка
Ответьте, если ваш ребенок проявляет чувство разочарования, например, от домашней работы. Вы можете сказать: «Ты выглядишь разочарованным. Иногда домашняя работа действительно тяжелая». Распознавание и описание чувств вашего ребенка даст ему больше возможностей выражать свои чувства в дальнейшем.
– Использовать более сложные термины чувств
Как только ваш ребенок поймет основные эмоциональные термины, такие как «счастливый», «грустный» и «злой», вы должны перейти к более сложным терминам, чтобы неуклонно расширять его словарный запас. Вот несколько примеров:
– гневный
– возбужденный
– расстроенный
– разочарованный
– Воссоздавать чувства, через игру
Воспроизведите эмоции, которые должен угадать ваш ребенок, а затем поменяйтесь ролями. Спойте одну и ту же песню с изменяющимся эмоциональным тоном, таким как усталый или возбужденный голос. Играйте сцены из книг или создавайте свои собственные истории и указывайте на настроение людей. Например: «Девушка на фотографии выглядит напуганной, поэтому я говорю тихо и робким голосом».
Литература:
- Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. / Н. С. Ежкова. — М.: Гуманитар, 2010.
- Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я. З. Неверович. — М.: Знание, 2005.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974
- Мещерякова С. Ю. К вопросу о природе комплекса оживления // Экспериментальные исследования по проблемам общей и пед. психологии. — М., 1975.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского и др. — М., 1990.
- Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей детских садов /С. Г. Якобсон. — М.: «Воспитание дошкольника», 2003. — 112 с.