Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками
Авторы: Губайдуллина Елена Витальевна, Трякина Ольга Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.
Дата публикации: 24.01.2019
Статья просмотрена: 1103 раза
Библиографическое описание:
Губайдуллина, Е. В. Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками / Е. В. Губайдуллина, О. Н. Трякина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3890/ (дата обращения: 15.11.2024).
Традиционное содержание обучения дошкольников сегодня является надежным фундаментом для внедрения новых, еще незнакомых педагогике идей. Стремительно шагающее вперед современное образование предлагает новые способы, призванные повысить его эффективность.
Использование в работе инновационных методов обеспечивает повышение интереса к обучению у обучающихся и скорости достижения запланированных результатов.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО работа с дошкольниками должна строиться на принципах развивающего обучения, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка. Должно быть обеспечено единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В связи с этим необходима такая организация учебного процесса, в которой познавательная активность дошкольников выступает как средство организации исследовательской деятельности, обеспечивает усвоение фундаментальных знаний, формирует «инструмент мышления». Таким образом, особую актуальность приобретает использование Кейс-технологии в обучении дошкольников, как средства развития учебных и социальных компетентностей.
Существуют различные обозначения этой технологии. Так, в зарубежных публикациях можно встретить метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, о ситуационных задачах. Название метода произошло от латинского термина «казус» — запутанный случай. Таким образом, кейс-технология — это интерактивная технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений (Е. М. Шимутина).
Существуют различные виды кейсов, используемые в работе с дошкольниками. Кейс-ситуация или кейс-стади (метод ситуативного анализа) широко используется в практике педагогами детского сада № 179 «Подснежник» г. Тольятти.
Современное общество испытывает настоятельную потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение которого должно происходить с раннего детства.
Формирование навыков речевого этикета — неотъемлемая часть общей работы с детьми. Основная задача — обогащение речи ребёнка такими словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.
Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.
Для решения этих задач детский сад использует кейс-ситуации. Это такой кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема и предлагается найти пути решения данной проблемы.
В проблеме нет однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, здесь четко обозначены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Удачно выбранная ситуация определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, а также наличием в ней нестандартности, которая побуждает исследовательскую мотивацию.
Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы дошкольников проанализировать ситуацию, принять решение, найти выход.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему, представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками под руководством педагога.
На первом этапе технологического процесса происходит знакомство с ситуацией, её особенностями; выделение основной проблемы.
На втором этапе — предложение концепций или тем для мозгового штурма; анализ последствий принятия того или иного решения.
Третий этап — непосредственно решение кейса. Дети предлагают один или несколько вариантов, а педагог помогает, указывая на возможные проблемы, побуждает к выработке механизмов их решения.
На четвертом этапе организуется презентация. Дети выступают публично, оглашая свои идеи.
Пятый этап — обсуждение правильного решения, соотнесение данной ситуации с событиями реальной жизни, прогнозирование возможных результатов.
При ознакомлении с кейсом (конкретной ситуацией) и при его анализе дошкольники должны вжиться в определенные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить проблему и ее суть. Затем они должны определить свою роль в решении проблемы и выработать линию поведения.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками. Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым.
Очень важно прогнозировать развитие презентации и корректировать ее ход, ставя те вопросы и акцентируя те моменты, на рассмотрение которых необходимо направить обсуждение.
Итоги работы можно представить индивидуально или в форме диалога, можно организовать инсценировку, используя элементы костюмов, маски, символы и пр.
Знакомство с кейсами может происходить в разных видах деятельности: игровой, трудовой, поисково-исследовательской, коммуникативной.
Педагог может использовать готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений, мультфильмов, или основана на реальных событиях, личном опыте дошкольников.
Максимальную пользу из работы с использованием кейс-ситуации можно извлечь лишь в том случае, если придерживаться систематического подхода к анализу кейсов.
Изложение собственных мыслей и идей публично — достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Поэтому, регулярное использование кейс-ситуации будет способствовать формированию и развитию не только исследовательских и организаторских навыков дошкольников, но и уверенности в своих силах; ораторских способностей и навыков публичного выступления.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. При этом воспитатель сможет разнообразить материалы и виды деятельности с ними.
Педагогический потенциал технологии кейс-ситуации очень высок. Наличие в структуре технологии дискуссии и обсуждения учит дошкольников соблюдению норм и правил общения. Педагог должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обсуждения, разрешать конфликты и не допускать их, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно.
Уникальность Кейс-технологии в работе с дошкольниками состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение — альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что ребенок должен учиться сам, а педагог — должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.
Такой подход в обучении развивает и активизирует дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже ее творцами.
Результаты использования технологии кейс-ситуации:
– Получая навык решения реальных проблем и возможность работы с группой сверстников на едином проблемном поле, дети учатся правильному употреблению слов и этикетных формул в разных ситуациях общения.
– Осваивая умение оперировать знаниями, выстраивать логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение, дошкольники обогащают свою речь словами и конструкциями, не имитируя механизм принятия решения в жизни, ребята приобретают определённый опыт, т. е. происходит формирование у дошкольников системы ценностей и жизненных установок.
Воспитание речевой культуры формирует у дошкольников умение выстраивать межличностное общение, правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.
Кейс-технология предполагает планомерность и систематичность организации работы с детьми по родному языку и опирается на элементарные знания детьми общепринятых норм и правил культуры поведения.
От того, насколько грамотно и четко будет организована и спланирована работа со старшими дошкольниками по использованию технологии кейс-ситуации, будет зависеть успех или неуспех овладения ребенком нормами родного языка, в частности, нормами речевого этикета.
Литература:
- Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998. 240с.
- Дурова Н. В. Очень важный разговор. М.: 2000. 104 с.
- Клюева Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996. 237 с.
- Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 76 с.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М: Академия, 2008. 368 с.
- Формановская Н. И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. М.: ВК, 2009. 334 с.
- Шимутина Е. Н. Кейс-технологии в учебном процессе// Образовательные технологии. 2009. № 1. С.103–113.