Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Авторы: Марадудина Ольга Владимировна, Исаева Светлана Михайловна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.
Дата публикации: 27.01.2019
Статья просмотрена: 131 раз
Библиографическое описание:
Марадудина, О. В. Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ / О. В. Марадудина, С. М. Исаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3891/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современное гражданское воспитание является одним из важнейших элементов системы образовательной работы. Разработка системы гражданского воспитания детей и сегодня является актуальной. Это происходит из-за того, что данный процесс затянулся в связи со сложностями не только финансового, но и правого, организационного, технологического и методического характера.
Анализ результатов воспитательной работы в детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ д/с № 25 «Умка» и МБДОУ д/с № 29 «У Лукоморья» г. Саяногорска, проведенный нами с целью определения уровня сформированности гражданственности у старших дошкольников, показал не высокие результаты. Также нами было выявлено, что в работе по формированию гражданственности у старших дошкольников не в полном объеме реализуются следующие педагогические условия: применение инновационных проектных методов, эвристическая и развивающая среда в детском саду и в семье, тесное взаимодействие воспитателей детского сада с членами семьи ребенка, готовность педагогов и родителей к решению проблем воспитания гражданственности детей. Данные факты свидетельствовали об актуальности исследований по данному вопросу, и доказали наличие необходимости осуществления работы, направленной на решение всего комплекса проблем гражданского воспитания. В связи с этим нами был разработан план педагогической деятельности по совершенствованию педагогических условий с целью повышения уровня гражданского воспитания у детей дошкольного возраста сроком на один учебный год.
Для повышения качества воспитания основ гражданственности у детей ДОУ нами был поставлен ряд следующих задач:
− правильный подбор подходящей методической литературы и пособий для педагогов, художественной детской литературы, организация ознакомительных экскурсий, создание предметно-развивающей среды в группе.
− воспитание чувства симпатии к «малой родине», родному дому, своим близким, детскому саду.
− формирование у дошкольников любви к родному краю через приобщения его к природе, культуре и национальным традициям.
− формирование фундаментальных знаний и представлений о России, как о родной стране, о ее особенностях.
− воспитание интегративных компонентов гражданственности и уважения к российской культуре средствами эстетического воспитания: музыка, художественная деятельность, чтение литературы.
Реализация педагогических задач осуществлялась в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами посредством интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности, это способствовало эффективному освоению детьми представлений о своей стране, родном крае. Задачи гражданского воспитания выполнялись в следующих видах детской деятельности:
Игровая деятельность, позволяющая ребенку ощутить себя полноценным членом гражданского общества. В игровой деятельности у ребенка возникает уверенность в собственных силах, в возможности достичь реальный результат.
Исследовательская деятельность, позволяющая ребенку самостоятельно решать поисковые задачи или опровергать собственные представления.
Изобразительная деятельность, которая позволяет ребенку с помощью творческой деятельности, фантазии приобщиться к миру взрослых, узнать его и участвовать в нем.
Предметная деятельность, удовлетворяющая интеллектуальные потребности ребенка в конкретный период и позволяющая ориентироваться в окружающем мире.
Наблюдение как деятельность, обогащающая опыт ребенка, стимулирующая развитие интеллектуальных интересов, закрепляющая социальные качества.
Коммуникативная (общение) деятельность, которая обеспечивает взаимодействие взрослого и ребенка, удовлетворяющее разнообразные желания ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и признании.
Проектная деятельность, развивающая самостоятельность ребенка, обеспечивающая объединение в интеграции разнообразных видах деятельности.
Конструктивная деятельность, позволяющая формировать творческие мыслительные процессы, воображение, механизмы управления собственным поведением.
Работа с дошкольниками была организована с учетом положений базовой программы детского сада, методических требований, регламентирующих воспитание у детей начальных свойств гражданственности.
В педагогической деятельности мы воспитывали у детей бережное отношение к общественным ценностям, материальному добру, к природе родного края. В этом мы применяли специальные методы: беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность. Так, в качестве экспериментальной деятельности по ознакомлению с историческим трудом российского народа на своем участке дети засеивали небольшую клумбу с землей озимой пшеницей, после ее созревания собрали урожай, с помощью взрослых изготавливали муку и пекли хлеб.
Таким образом, был реализован процесс формирования бережного отношения к результатам человеческого труда, воспитания любви к природе и стремления работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
В работе по гражданскому воспитанию был использованы следующие методы:
- Целевые прогулки и экскурсии за пределы ДОУ с фотоаппаратом для запечатления достопримечательностей города и последующего изготовления электронных фотоальбомов;
- Наблюдения за трудовой деятельностью горожан, за изменениями города, района, улицы, строящихся домов и т. п.);
- Беседы воспитателя с детьми в сочетании с показом наглядных иллюстраций нужных объектов;
- Использование средств коммуникативных технологий для просмотра детских диафильмов, сюжетных картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
- Разучивание с детьми народных песен, русских народных пословиц, поговорок, детских потешек, прослушивание фольклорных произведений из народного творчества;
- Приобщение детей к творчеству по народной декоративной росписи;
- Наблюдение за окружающим миром с целью развития детского художественного творчества.
- Привлечение детей к доступному общественно полезному труду, например, труд на клумбе детского сада, совместная деятельность с родителями по оформлению малых форм на территории детского сада и. т. д.);
- Стимулирование детей к проявлению собственной инициативы и положительного отношения к общественному порядку, за качественно выполненные общественно полезные поручения, за образцовое поведение в общественных местах;
- Применение продуктивной творческой деятельности (рисование, аппликацию, ручной труд) с целью закрепления знаний детей, приобретенных в результате занятий, формирования положительного отношения к окружающему миру, воспитания бережного отношения к результатам своего труда и труда других.
- Образцовый пример педагога, трепетно относящегося к своей работе, к детскому саду, к результатам деятельности воспитанников и принимающего активное участие в общественной жизни (необходимо учитывать, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самый сильнодействующий фактор воспитания.)
В процессе педагогической деятельности мы формировали у детей уважение к старшему поколению, в частности к ветеранам войны и труда, следующими методами:
− проводили беседы о героических поступках советских солдат в Великой Отечественной войне;
− устраивали тематические развлечения с приглашением пожилых лиц, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.
Наша деятельность по воспитанию гражданственности прошла эффективно, так как в процессе работы была налажена система регулярного взаимодействия с родителями. Родители были не только помощниками в работе воспитателей детского сада, но и действенными участниками воспитания личности ребенка. Воспитание гражданина своей Родины является ответственной и сложной задачей, выполнение которой в дошкольном возрасте только начинается.
Таким образом, предпосылками для дальнейшей работы по гражданскому воспитанию и получения положительных результатов в этой области стали планомерная, систематическая работа, использование разнообразных инструментов воспитания в деятельности, объединение усилий детского сада и семьи, ответственность родителей за свои слова и поступки. Мы не ожидали от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Однако, в результате нашей педагогической работы многие дети научились оперировать знаниями о характерных признаках нашей страны, ее географии, природе, символике, им стали знакомы имена людей, прославивших нашу родину, они стали стремиться к приобретению знаний, были выучены стихи, песни патриотического содержания. В результате проведенной работы, мы считаем, что наши задачи выполнены в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Литература:
- Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателей ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. — 104 с.
- Князев А. М. Воспитание гражданственности. — М.: РАГС при Президенте РФ, 2006. — 246 с.
- Марадудина О. В. Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения // Образование и воспитание. — 2015. — № 5. — С. 27–30.
- Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 11-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с.