Особые образовательные потребности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи (сенсомоторной алалией) и их реализация в дошкольном учреждении общего типа | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 30.01.2019

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Фадеева, Ю. А. Особые образовательные потребности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи (сенсомоторной алалией) и их реализация в дошкольном учреждении общего типа / Ю. А. Фадеева, Н. И. Осина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3899/ (дата обращения: 15.11.2024).



Специалистами подчеркивается, что коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, должна строиться с учетом их особых образовательных потребностей и быть направлена на преодоление вторичных нарушений.

В данной статье мы хотели показать на конкретном примере, как реализовать на занятии воспитателя включение воспитанника с ОВЗ в образовательный процесс, адаптируя общеобразовательную программу к особым образовательным потребностям ребенка. Важно при этом учитывать возможности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, применять специальные методики обучения, строить «обходные пути» обучения (например, использовать у ребенка с алалией его умение читать, что будет способствовать формированию у него устной речи).

Характеристика воспитанника сОВЗ

Денис, 6 лет 10 мес., посещает подготовительную группу общеразвивающего вида.

Заключением ЦПМПК рекомендована адаптированная программа для обучающихся с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).

Заключение невролога: сенсомоторная алалия.

На данный момент речь Дениса соответствует ОНР II ур. — есть фразовая речь, но крайне бедный активный словарь, грубо нарушена слоговая структура слов и звукопроизношение, фонематическое восприятие не сформировано; в речи множественные аграмматизмы, Понимание речи значительно снижено. Наблюдается эхолалия (часто вместо ответа повторяет заданный ему вопрос).

Грубо нарушена координация движений. Не может длительное время сидеть прямо за столом. Мелкая моторика на ранней стадии формирования.

На занятиях внимание неустойчивое, быстро утомляется и отвлекается. Объем памяти снижен.

С ребенком в образовательном учреждении занимается учитель-логопед и педагог-психолог. Воспитатель адаптирует программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, учитывая особенности психофизического развития и возможности воспитанника.

Непосредственная образовательная деятельность вподготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие. Ознакомление сокружающим миром». «Осень»

Цели: продолжать закреплять и расширять знания детей о временах года, последовательности месяцев в году, об изменениях в природе осенью, деревьях, грибах, перелетных птицах;

развивать словесно-логическое мышление дошкольников;

закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.

Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», предметные картинки с изображением грибов и перелетных птиц, надписи с названием грибов.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Екимцева:

«Старый тополь у крылечка,

дыма светлое колечко.

светит золотом простор,

Что ни двор — монетный двор»

2. Беседа оприметах осени

Про какое время года это стихотворение?

— Как вы догадались?

Воспитатель показывает желтый березовый лист и монетку: «Осенью листья на ветках как золотые монетки» Демонстрируется картина И.Левитана «Золотая осень».

Денис! Какое сейчас время года?

Денис, какие листья на деревьях осенью?

Воспитатель просит Дениса прочитать стихотворение (учил с логопедом для закрепления звука «Л»):

«Осень наступила, высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты»

— Вспомните, ребята, что такое листопад?

— Какие осенние месяцы вы знаете?

— Какой месяц самый теплый?

— Какой месяц самый холодный?

Денис, а осенью холодно или тепло?Какую одежду люди надевают осенью?

— Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?

— Насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?

— Что меняется в жизни птиц с приходом осени?

— А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?

— А почему же они улетают? Остаются же с нами зимой вороны, голуби, воробьи.

3. Дидактическая игра «Перелетные птицы»

На магнитной доске выставлены предметные картинки с изображением перелетных птиц. Воспитатель дает детям образец ответа:

«В теплые края улетают стаи … (скворцов, ласточек, аистов, дроздов, цапель и т. д.)»

− Воспитатель просит Дениса показывать указкой на доске ту птицу, название которой звучит в ответе.

Цель: развитие слухового внимания ребенка с ОВЗ, закрепление и расширение пассивного словаря по теме, снятие мышечного напряжения.

4. Физкультминутка

Смотрите на меня и повторяйте движения за мной.

Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трем ладошки)

Ежик уснул (складываем руки под голову)

Дождь заморосил (стучим пальчиками по столу)

Птицы улетают (машем ладошками)

— Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.

Денис, покажи вместе со мной, как ежик уснул? как дождь заморосил? и др.

Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…

Ветер подул, ежик уснул и т. д.

5. «Грибные загадки»

На магнитной доске выставлены предметные картинки с изображением грибов.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и выставляет надпись с правильным ответом:

*Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной. БОРОВИК

Рад найти его грибник.

Это — белый...

*На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки. ОПЯТА

Эти дружные ребята

Называются...

*Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок. СЫРОЕЖКА

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна...

*Точки белые на красном —

Ядовитый гриб, опасный. МУХОМОР

Ни к чему тут разговор —

Не срывайте...

*На грибы она сердита

И от злости ядовита. ПОГАНКА

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная...

*В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки. ЛИСИЧКИ

Золотистые сестрички

Называются...

*Он в осиннике родился,

Как в траве не притаился, ПОДОСИНОВИК

Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем.

*Осени верная примета:

Под березой в холодке ПОДБЕРЁЗОВИК

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

− Воспитатель просит Дениса показывать указкой на доске те грибы, названия которых звучат в ответах детей и повторять названия этих грибов (с опорой на надпись). Цель: развитие слухового внимания ребенка с ОВЗ, закрепление и расширение пассивного словаря по теме, формирование слоговой структуры сложных слов, снятие мышечного напряжения.

6. «Хитрые вопросы»

Чего больше — осенних месяцев или дней?

— Чего больше — времен года или месяцев?

— Чего больше — осенних месяцев или летних?

Денис, осенью катаются на санках?

— Чего больше — птиц или стай?

— Чего больше — птиц или крыльев?

— Чего у птиц больше — лап или крыльев?

— Кто старше — птица или птенец?

— Кто больше — кукушка или кукушонок?

— Чего в лесу больше — деревьев или дубов?

— Во что превратится дерево без веток?

— Во что превратится лес без деревьев?

— Чего больше — грибов или несъедобных грибов?

— Растут на полянке две поганки. Чего больше — шляпок или ножек?

— На опушке две сыроежки. Чего больше опушек или сыроежек?

7. Дидактическая игра «Да или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно слушать и хлопать в ладоши, если ответ «да». Ставить руки на пояс, если — «нет».

Осенью растут грибы?

Осенью голые кусты?

Тучи солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну, а птицы гнезда вьют?

Насекомые летают?

Урожаи собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

8. Итог занятия.

Основные термины (генерируются автоматически): птица, воспитатель, гриб, осень, дидактическая игра, Какой месяц, магнитная доска, мышечное напряжение, пассивный словарь, психофизическое развитие.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО

Задать вопрос