Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ
Авторы: Фадеева Юлия Александровна, Жилина Ирина Ивановна, Пестерева Елена Петровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.
Дата публикации: 30.01.2019
Статья просмотрена: 175 раз
Библиографическое описание:
Фадеева, Ю. А. Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ / Ю. А. Фадеева, И. И. Жилина, Е. П. Пестерева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3900/ (дата обращения: 15.11.2024).
Специалисты, работающие с детьми с особыми возможностями здоровья, знают, что практически для любого такого ребенка характерны:
− низкая познавательная активность;
− бедный активный словарь;
− объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается;
− полученные знания дети не могут оформить в связные речевые высказывания.
Проектная деятельность является одним из способов реализации личностно-ориентированного и развивающего подхода к обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе продуктивной деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием и совместным творческим созиданием.
До недавнего времени мы с воспитателями осуществляли образовательные проекты в группе компенсирующей направленности. Это были групповые и индивидуальные детско-родительские проекты. С нашими групповыми проектами мы познакомили заинтересованных педагогов в авторском пособии «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР».
В настоящее же время большинство дошкольников с ОВЗ интегрированы в группы, где они социализируются и развиваются вместе с другими детьми. Очень важно проводить работу с родителями особых детей с целью вовлечения семьи в различные мероприятия, проводимые в группе. В том числе и в детско-родительскую проектную деятельность. Наряду с тем, что реализация таких проектов повышает у ребенка с особыми образовательными потребностями познавательную активность, развивает кругозор и речевые возможности, у дошкольника повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, уважение сверстников.
Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, педагогам детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников.
В этой статье мы хотим познакомить педагогов с инновационной формой проектной деятельности, которая успешно применяется нами в работе с родителями, имеющими детей с ОВЗ. Это — лэпбук (в переводе с англ. lapbook– «книга на коленях) — форма детско-родительского проекта.
Лэпбук или, как его еще называют, интерактивная тематическая папка — это самодельная книжка-раскладушка с кармашками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбуки придумали в Америке, и с недавнего времени по всему миру дети с родителями создают такие папки.
При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, воспитаннику нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Лэпбук — это учебное пособие, поэтому его содержание должно соответствовать определенным требованиям. Работа над созданием лэпбука аналогична работе над проектом и проходит в определенной последовательности:
− выбор темы;
− определение, что уже известно по теме, составление плана поиска новой информации;
− проработка макета папки;
− изучение темы;
− подбор материала и оформление лэпбука.
Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». Но он получится очень обзорным — вряд ли получится полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. В этом случае получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) работа над таким лэпбуком принесет мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем — то это будет гораздо продуктивнее.
Ребенок приносит свой лэпбук в группу и вместе с педагогом — воспитателем, логопедом — устраивает презентацию. Поддержка педагога здесь очень важна (он загадывает загадки, читает интересные факты или стихи, предлагает детям задания из лэпбука). Презентация может быть организована как фрагмент занятия, если она соответствует его тематике, так и в свободное от занятий время.
Кратко расскажем на удачных проектных работах. Лэпбук «Белка», например, был представлен в ходе изучения лесных животных.
Сережа с мамой подготовили проект «Хлеб — наше богатство».
Ребята с интересом узнали путь от зерна к хлебу, выбирали лишнюю картинку, уточняя в ходе игры значения слов «каравай», «батон», «буханка», «ватрушка», «комбайн», «хлебороб». Дошкольники с удовольствием отгадывали загадки по теме, заучили скороговорки и поговорки, решали задачки и прошли по лабиринтам.
Захар и его мама представили лэпбук на патриотическую тему «Россия — знаем, любим, гордимся». Дети познакомились с народами, населяющими Россию, узнали символы России, вспомнили народные промыслы, заучили слова гимна России.
Лэпбук Никиты «Учим время» вызвал у шестилеток большой интерес. После этой презентации дети захотели больше узнать о разных часах. На участке дошкольники захотели сделать солнечные часы и наблюдали за передвижением тени.
В заключение нужно отметить, что лепбуки могут использоваться не только в проектной деятельности. Специалисты, работающие в дошкольном образовании, стали использовать лепбуки в качестве дидактических игровых пособий. Так, логопеды применяют их для закрепления звукопроизношения, формирования лексико-грамматического строя речи. Педагоги-психологи развивают эмоционально-волевую сферу детей, знакомят дошколят с предстоящим школьным обучением.