«Помощь сказочному лесу»: методическая разработка образовательной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 30.01.2019

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Гришина, И. В. «Помощь сказочному лесу»: методическая разработка образовательной деятельности / И. В. Гришина, Н. А. Цуканова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3902/ (дата обращения: 15.11.2024).



Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», программа «От рождения до школы», разделы «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», средняя группа.

Возраст детей направленность группы

Дети 4–5 лет, группы общеразвивающей направленности

Форма проведения ОД

Игра-путешествие

Приоритетные образовательные области

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель

Развитие творческого воображения посредством музыкально-художественной деятельности с использованием ИК — технологий

Программные задачи

Образовательные:

– побуждать детей к созданию в рисунке сказочного образа дерева;

– упражнять в умении передавать правильное строение дерева, совершенствовать умение работы с кистью;

закреплять способ рисования нетрадиционной техникой — штамповкой;

– поощрять проявление активности детей в музыкально-ритмической деятельности;

– закреплять умение играть на ложках разными приемами, в соответствии с частями музыки;

Развивающие:

– способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;

– продолжать развивать творческую активность, самостоятельность;

– развивать общую и мелкую моторику рук;

– развивать чувство ритма, слуховое внимание;

Воспитательные:

– мотивировать коммуникативное взаимодействие со сверстниками;

– воспитывать стремление оказывать помощь другим;

– формировать интерес к изобразительной, музыкальной деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач; побуждать детей к самоконтролю и самооценке.

Виды детской деятельности

– коммуникативная (беседа)

– продуктивная (изобразительная)

– игровая

– музыкально-ритмическая

– пение

элементарное музицирование

Формы организации детской деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность, самостоятельная деятельность.

Ресурсы

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, музыкальный центр.

Раздаточный материал: альбомный лист (тонированный), кисть, гуашь, штампы, вода, салфетки, деревянные ложки.

Наглядно-демонстрационный материал: слайдовая презентация, анимированные иллюстрации сказочных деревьев, пейзажей, видео иллюстрация к танцу «Виноватая тучка», «Волшебная кисточка»,

«Дерево настроений»

Ожидаемые результаты

– активно включается в игровые ситуации;

– определяет правильность своего задания, самостоятельно выбирает, планирует изображение на листе;

– координирует движения с текстом и характером музыки;

– играет на ложках разными приемами, в соответствии с частями музыки;

– проявляет творческую активность, самостоятельность в музыкальной и изобразительной деятельности;

– выражает эмоции о сказочном путешествии в мимике, рассказах;

– проявляет доброжелательность в отношении к окружающим.

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

I. Организационный этап

Занятие проводится в музыкальном зале. Дети получают от «волшебной кисточки» приглашение в сказку и «ложки-провожалочки», играя на которых дети идут в сказку (музыкальный зал).

Музыкальный руководитель: Вот мы и пришли на сказочную поляну. Проходите поскорей. Посмотрите, ребята, как здесь красиво, сколько гостей пригласила в сказку волшебная кисточка, давайте пожелаем им здоровья, поздороваемся с гостями.

Дети здороваются с гостями словами, играя на ложках разными приемами: «здороваются черпачки, «капельки», произносят слово «Здравствуйте» высоким и низким голосом, «озвучивая» ложки.

II. Мотивационно— ориентировочный этап

Воспитатель: Как дружно поздоровались и дети, и ложки.

Раздаётся голос старого дерева (аудиозапись).

Голос Дерева: Здравствуйте, друзья. Я старое дерево. Радо вас приветствовать в сказочной стране. Давно здесь не было гостей. Хотите меня увидеть?

Голос Дерева: Тогда вам надо разбудить сказку и сыграть весёлую плясовую на ваших музыкальных ложках.

Педагог побуждает детей показать, как «любят играть» ложки, когда слышат музыку тихую, громкую, как стучат «часики», поют песню «капельки» и др.

На экране появляется изображение сказочного дерева.

Воспитатель: Ребята, смотрите, наши ложки помогли появиться сказочному дереву.

Голос Дерева: Ятак радо вашему приходу. Мне нужна ваша помощь. Почти все деревья из нашего сказочного леса исчезли. Их унёс Северный ветер. Они так ему понравились, что он решил их забрать. А без деревьев сказочному лесу никак нельзя. Не будет деревьев — не будет птиц, значит, в лесу наступит тишина. Вы сможете мне помочь?

Дети здороваются с деревом и высказывают свое желание его увидеть.

Дети вспоминают разные приемы игры на ложках, и исполняют на них «Русскую плясовую», меняя приемы игры в соответствии с частями музыки.

Дошкольники смотрят на экран, слушают рассказ Старого дерева и эмоционально реагируют на его слова.

III. Поисковый этап

Воспитатель: Ребята как вы думаете, мы можем помочь?

Воспитатель: А что мы можем сделать?

Педагог принимает все варианты детей и ненавязчиво направляет на решение данной проблемы. С помощью «волшебной кисточки» подводит детей к возможности нарисовать сказочные деревья.

Варианты ответов детей:

— посадить дерево (нет посадочного материала);

— подуть на экран волшебным ветром (дети дуют на экран, но деревья не появляются);

— придумать волшебные слова (дети говорят, но ничего не происходит);

— нарисовать сказочные деревья (дети видят на экране волшебную кисть и понимают, что это верное решение проблемы)

IV. Практический этап

1.Игра с «волшебной кисточкой» «Виртуальный художник».

2.Игра «Воображение»

3.Музыкально-ритмическая игра «Наши ручки, как деревья».

4.Работа в творческой мастерской.

5.Вернисаж «Сказочный лес».

Воспитатель: Давайте попросим кисточку напомнить нам, как выглядит настоящее дерево.

На слайде появляется изображение дерева.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Но мы с вами в какой стране? Сказочной. А значит, нам нужно не обычное дерево, а сказочное. А как вы думаете, сказочное дерево отличается от настоящего?

Воспитатель: А давайте снова попросим нашу волшебную кисточку показать нам сказочные деревья.

На экране появляются изображения сказочных деревьев, воспитатель кратко комментирует.

Воспитатель: Нам пора отправляться в творческую мастерскую. Но перед тем, как приступить к рисованию необходимо размять наши руки. Поиграем в «Превращалочки»?

Проводится музыкально-ритмическая игра «Наши руки, как деревья»:

Наши руки, как деревья

(Руки перед собой, повороты кистей рук).

Шлют всем нам привет осенний. (Руки вверх, покачивание в разные стороны).

Ветер дует, исчезает,

(Имитируя ветер, руки поднимаются и опускаются).

И листочки облетают.

(Руки поднять вверх, опуская руки вниз, пошевелить всеми пальцами).

Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь на поляне разноцветные листы, выберите себе любой и отправляйтесь в нашу сказочную мастерскую. Обратите внимание, у каждого из вас есть кисточка, с помощью которой вы будете рисовать ствол и ветки, и различные штампы, с их помощью вы можете рисовать крону, и на ваших сказочных деревьях может вырасти, всё что угодно.

Теперь, вы можете приступать к рисованию.

Воспитатель: Ребята, если ваше дерево уже готово, несите рисунок на полянку. Давайте полюбуемся. Какая красота у нас получилась! Вам нравятся деревья?

  1. Дети произносят волшебные слова:

«Раз, два, три — кисточка, дерево нам покажи!», рисуют в воздухе кистью руки ствол и веточки дерева.

Вместе с воспитателем повторяют строение дерева, цвет и способ изображения. Знакомятся с новым понятием «крона дерева».

  1. Высказывания детей.

Произносят вместе с педагогом волшебные слова: «Раз, два, три — кисточка, сказочное дерево нам покажи!»

Дети сравнивают настоящее дерево и сказочное. Находят общие признаки: «У дерева есть ствол, ветки, крона. А у сказочного дерева крона может быть разной (из конфет, звездочек, бабочек, сердечек и др.)».

  1. Дети поют попевку и выполняют музыкально-ритмические движения в соответствии с текстом игровой песни.

Дети рассматривают материалы в мастерской «волшебной кисточки», выбирают инструменты, с помощью которых будут рисовать ствол и крону.

  1. Самостоятельная работа детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
  1. Дети размещают свои работы на сказочной поляне.

V. Рефлексивно— оценочный этап.

Воспитатель с помощью вопросов и комментариев проводит краткое обсуждение работ.

На экране появляются изображения сказочных деревьев на волшебной поляне и тучка.

Музыкальный руководитель: Ой, смотрите ребята! К нам тучка прилетела. Хочет полить наши деревья. А чтобы мы не промокли, давайте с ней потанцуем под ее любимую песенку.

На экране демонстрируется авторская видео иллюстрация к песне «Виноватая тучка» (музыка Д.Тухманова, слова Ю.Энтина).

По окончании появляется старое дерево.

Голос Дерева: Спасибо вам ребята, за ваши деревья. Они очень красивые. Теперь в нашем сказочном лесу всегда будут звучать голоса птиц. Я тоже хочу вам сделать подарок, примите от меня вот это замечательное дерево, оно необыкновенное. Пора с вами прощаться. До свидания, ребята!

На экране появляется дерево-подарок.

Воспитатель: Ребята, а давайте с помощью волшебной кисточки оживим наш подарок.

Дерево на экране исчезает и появляется в зале (музыкальный руководитель незаметно для детей снимает с него покрывало).

Воспитатель берёт дерево и приглашает детей встать в круг.

Воспитатель: Ребята, это дерево — настроения. Давайте вспомним с вами, где мы сегодня побывали? С кем познакомились? Что мы рисовали? Вам понравилось наше путешествие? Посмотрите, на этом дереве разные листочки, на одной половинке разноцветные — сказочные, а на другой синие. Каждый из вас может взять себе на память о нашем путешествии только один листок.

Воспитатель: Атеперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Музыкальный руководитель: Попрощаемся со сказкой «по-музыкальному», споем «До свиданья».

Дошкольники рассматривают работы, делятся впечатлениями.

Дети дарят тучке танец, согласовывая образные музыкально-ритмические движения с характером музыки, текстом.

Дети прощаются с деревом, импровизируя мелодии своих прощальных песен.

Произносят вместе с педагогом волшебные слова: «Раз, два, три — кисточка, дерево оживи!»

Дошкольники находят в зале «Дерево настроений».

Дети становятся в круг, вместе с воспитателем подводят итог путешествия. Отвечают на вопросы педагога и делятся своими впечатлениями.

Дети снимают с «дерева настроений» листок.

Если хорошее настроение — то выбирают разноцветный листок, а если что-то не понравилось или было грустно во время путешествия, то — синий лист.

Дети прощаются песенкой-импровизацией и уходят в группу.

Литература:

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2009. — № 3. — с. 78.
  2. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день: Средняя группа. Пособие с аудиоприложением для музыкальных руководителей ДОУ– СПб.: Композитор, 2008.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 96с.
  4. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., Просвещение, 1986.
  5. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.(Библиотека воспитателя).
Основные термины (генерируются автоматически): дерево, ребенок, воспитатель, голос Дерева, музыкальный руководитель, Ребята, сказочное дерево, старое дерево, экран, волшебная кисточка.

Похожие статьи

«Старые сказки на новый лад». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Школьная психологическая служба: технология резонансного сотворчества в реализации проекта «Доступная среда»

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

«Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям

«Волшебные пуговицы» в работе педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ

Работа с одаренными детьми: вместе к успеху (из опыта работы)

Методическая разработка организованной образовательной деятельности «По страницам сказки»

Похожие статьи

«Старые сказки на новый лад». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Школьная психологическая служба: технология резонансного сотворчества в реализации проекта «Доступная среда»

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

«Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям

«Волшебные пуговицы» в работе педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ

Работа с одаренными детьми: вместе к успеху (из опыта работы)

Методическая разработка организованной образовательной деятельности «По страницам сказки»

Задать вопрос