Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей города Прокопьевска
Авторы: Мастяйкина Татьяна Викторовна, Тихонова Марина Сергеевна, Абрамова Елена Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.
Дата публикации: 31.01.2019
Статья просмотрена: 261 раз
Библиографическое описание:
Мастяйкина, Т. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей города Прокопьевска / Т. В. Мастяйкина, М. С. Тихонова, Е. В. Абрамова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3904/ (дата обращения: 19.12.2024).
Кузбасс — жемчужина Сибири. За труд наград твоих не счесть,
Надёжное плечо России, Её достоинство и честь.
Гордись, Кузбасс, людьми своими, Склонись в поклоне неземном
На них и держится Россия, На них и держится наш дом.
В. Чембарова.
Город Прокопьевск находится на юге Кузбасса. Наш город по праву называют жемчужиной Кузбасса. Город не только богат своей историей, но ещё и многонационален. Детский сад № 96 посещают дети граждан ближнего и дальнего зарубежья, дети мигрантов. (Украины, Азербайджана, Армении, Татарстана).
В дошкольном детстве происходит становление личности ребёнка. В этот период закладывается интерес, любовь и уважение к своему городу, как к малой Родине. Понимание Родины у ребёнка связано с конкретными представлениями о том, что близко, дорого. Дети, родившиеся в городе Прокопьевске, с детства видят великолепие родного города. Эта красота становится для них обыденной. Дети приезжих, работающих в нашем городе родителей, чаще не понимают истории, культуры и красоты города. Нам педагогам надо помочь понять детям культурно исторические истоки нашего города, нашей страны. Помочь приезжим семьям стать частью нашей истории, и так же поближе познакомиться с национальным наследием других стран. Поэтому мы столкнулись с проблемой необходимости разработать систему взаимодействия с детьми и их родителями по ознакомлению детей с историей и национальной культурой нашего города.
Знакомство дошкольников с историей родного городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон). К более сложному — город, область, страна, мир. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я — человек» С. А. Козловой, программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой, педагогическая технология «Открой себя» Е. В. Рылеевой. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания. Дети старшей группы дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной чаще всего в виде дерева и также в виде солнца с лучиками, рыбы с множеством чешуек, представляют ее во время совместных досугов, родительских собраний, проводимых в детском саду, приуроченных, например, к Международному дню семьи. Карнавалу национальностей на день «Толерантности». По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники. Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимый данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Целевые экскурсии в музей, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.
При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в альбомах, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т. д. Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Изучая и отбирая материал для работы, я много интересного узнала об истории города, освежила и дополнила свои знания. Пока отбирала материал, поняла, что город наш многогранен — многонационален и люди исторически живут и взаимодействуют между собою. Я поняла, что «россиянин» это не просто русский, светловолосый, светлокожий, а множество людей, уживающихся друг с другом, сохраняя свои традиции, несущие свою культуру, — синтез народов проживающих в Российском государстве.
В отборе материала для взаимодействия с семьями детей я учитывала: национальность представителей семьи, их интересы, отношение к представителям других национальностей. В этом мне помогло анкетирование, личные беседы с родителями, записки с вопросами от родителей по вопросу, о том, что бы они хотели узнать о городе, сделать. Очень действенными оказались совместные походы в музей «Вернисаж» и «Краеведческий музей». Организовывая развивающую среду группы, мы опирались на то, что она должна помогать достичь образовательно-воспитательные задачи. В группе оформлены стены видами города. В группе организован уголок «Национальности Кузбасса». Это удобное и эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в уютной обстановке общаться с материалами, рассматривать иллюстрации, журналы и альбомы. Совместно с детьми я придумала сюжетно-ролевые игры. Дети очень помогли мне в этом. Предварительно мы проходили определённую тему и после этого закрепляли её в игре. Я предлагала подумать вместе, как можно поиграть в архитекторов, в знаменитых людей. Дети с удовольствием начинали придумывать, как можно играть, что для этого понадобится. В группе совместно с родителями был организован уголок «ряженья». Костюмы очень помогли детям перевоплотиться, принять на себя образ. Это их раскрепощало, способствовало проявлению творчества, проявлению положительных эмоций. Родители группы постепенно втянулись в работу, изготавливали костюмы для уголка ряженья и карнавала национальностей в честь дня «Толерантности». Принесли и подарили свои творческие работы — картину и макеты архитектуры. Организовав работу по изучению истории и национальной культуре, мы отметили, что у детей появился интерес к городу, как к объекту познания. Они стали ориентироваться в нём, стали понимать карту города. Город стал объектом разговоров детей в повседневной жизни. Считаю, что поставленная мною цель в работе достигнута, так как в результате проведённой работы дети научились, любить, понимать, беречь и гордиться своим городом, его национальной культурой и культурой других национальностей проживающих в нашем городе. «Согласие между людьми, разными народами — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества». С. Лихачёв. Российский и советский филолог, искусствовед, академик РАН.
Литература:
- Козлов, С. А. Я –человек / С. А. Козлов. г.Москва 2014г. С 15–26
- Новицкая,М. Ю. Соловьева,Е. В. Наследие / Е. В. Соловьева / М.Ю Новицкая г. Волгоград 2015 г. С 38–49
- Рылеева, Е. В. Открой себя / Е. В. Рылеева г.Москва 2014 с 35–45