Конспект НОД «Дедушку и бабушку люблю и всегда на помощь им приду» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 05.02.2019

Статья просмотрена: 2090 раз

Библиографическое описание:

Жаркова, Ю. Н. Конспект НОД «Дедушку и бабушку люблю и всегда на помощь им приду» / Ю. Н. Жаркова, Н. В. Щерба. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3932/ (дата обращения: 19.12.2024).



Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».

Возрастная группа: 6–7 лет

Форма организации: подгрупповая.

Цель: расширить представления дошкольников об отношении к пожилым людям посредством коммуникативных игр; активизировать речевое общение детей через анализ проблемных ситуаций.

Задачи:

  1. Образовательные: расширить представление детей о пожилых людях, о необходимости помогать им, заботиться, проявлять сочувствие; расширять словарный запас детей, совершенствовать монологическую речь.
  2. Развивающие: развивать выразительность движений и мимики, эмпатию, содержательную сторону речевого высказывания, коммуникативные навыки, способность к самоорганизации и анализу своих поступков.
  3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи старшим.

Дидактический инаглядный материал, оборудование: мультимедийная презентация к сказке «Старый дед и внучек», пиктограммы, шарфики, музыкальное оформление.

Предварительная работа: беседы о помощи другим людям, о волонтерстве, о старинных предметах быта (лоханка, изба), о членах семьи (невестка, батюшка, матушка).

Планируемый результат: понимание дошкольниками значимости уважительного отношения к пожилому человеку, оказания посильной помощи старым людям в разных жизненных ситуациях.

Дети входят в музыкальный зал под весёлую музыку и встают в круг вместе с психологом и логопедом.

Психолог: Ребята, мы очень рады вас сегодня видеть! Прежде чем начать наше занятие, давайте поздороваемся. Только здороваться мы будем необычно, без слов. Поздороваемся пальчиками! Сейчас каждый по очереди возьмет своего соседа за указательный палец своим пальчиком.

Дети: выполняют действия.

Психолог: А теперь поздороваемся, так же по очереди взяв своего соседа под руку.

Дети: выполняют.

Психолог: Наконец, поприветствуем друг друга, по очереди положив соседу свою руку на плечи.

Дети выполняют.

Психолог: Замечательно! Мы все готовы к чему-то интересному!

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Сегодня мы поговорим о бабушках и дедушках. У кого есть бабушка? А дедушка? Какие вы счастливые! Скажите дети, вы видели когда-нибудь пожилых людей? Пожилые люди живут не только в городе, но и в деревне. Об одном таком человеке мы вам расскажем. Послушайте басню Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Психолог читает текст басни, на экране демонстрируется мультимедийная презентация, иллюстрирующая басню.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обед в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он все им в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь будет давать ему обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу с дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что это ты делаешь, Миша?». А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Логопед: Понравилась вам басня? Дети, а вы знаете, кто такая невестка? В чем невестка подала старику суп?

Дети отвечают на вопросы.

Логопед: Посмотрите, ребята, вот это лоханка (на экране появляется изображение). Так в давние времена называли деревянную круглую или продолговатую посуду. Её использовали для стирки белья, мытья посуды, для помоев.

Логопед: Как относились муж и жена к пожилому человеку? За что они обижали дедушку? Они исправили свою ошибку? Кто им в этом помог?

Ответы детей, обсуждение.

Психолог: Ребята, вы уже знаете, что пожилые люди часто нуждаются в нашей помощи. Сейчас мы поиграем в игру, в которой один человек будет помогать другому — тому, кто в этой помощи нуждается. Называется игра «Слепой и поводырь». Разделитесь, пожалуйста, на пары. Посмотрите, в комнате находятся различные препятствия. Сейчас тому, кто будет играть роль слепого, мы завяжем глаза платком. «Поводырь» пойдет первым, а «слепой», будет двигаться за ним, положив руку ему на плечо. Задача «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы он не споткнулся, не упал, не врезался, ведь сейчас он лишен возможности видеть.

Проводится игра под негромкое звучание песни И. Купала «Ящер». Игра проводится дважды, во второй раз дети меняются ролями.

Психолог: Понравилась вам игра? Какую роль сложнее было исполнять — слепого или поводыря?

Дети садятся в круг.

Логопед проводит речедвигательную гимнастику «Как у деда Ермолая». Ребята хлопают поочередно то в ладоши, то по коленям рядом сидящих детей, четко и ритмично проговаривая текст:

Как у деда Ермолая

Вся семейка небольшая:

Только сам да сама,

Только кум да кума,

Два сына с усами,

Да две дочери с косами,

Да две внучки на печи

Уплетают калачи. Все!

Психолог: Дети, очень важно уметь поставить себя на место другого человека, почувствовать, как другому может быть тяжело, грустно или наоборот радостно. Давайте попробуем сейчас это сделать. Я попрошу вас представить и затем изобразить старого, усталого дедушку…грустную бабушку… улыбающихся бабушку и дедушку, которым хорошо и весело вместе.

Дети по порядку изображают образы при помощи пантомимы под песню И. Купала «Молодость».

Психолог: Ребята, пожилые люди — не значит, обязательно усталые и больные, это очень часто люди мудрые и добрые. Об этом нам сегодня расскажет Варя.

Девочка читает отрывок из стихотворения А. Дементьева «Не все умеют стариками быть».

Логопед: Дети у вас есть бабушки и дедушки. А кто вы для них?

Дети: Внуки!

Логопед: Верно! Внуки любят своих бабушек и дедушек, заботятся о них. Сейчас нам немного расскажет об этом Миша.

Мальчик читает стихотворение С. Капутикян «Про бабушку».

В конце занятия психолог и логопед проводят рефлексивный круг. Бросают мяч детям по очереди, задавая вопросы:

— Что тебе сегодня понравилось, запомнилось?

— Как ты понял, что такое старость?

— Какие трудности бывают у пожилых людей?

— Что бы ты хотел сказать своей бабушке, своему дедушке?

— Что бы ты пожелал всем пожилым людям?

Взрослые благодарят детей за интересные ответы, активное участие в играх и прощаются.

Литература:

  1. Авдеева Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5–7 лет — М., ТЦ Сфера, 2012
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика — М., 2002
  3. Егорова М. В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3–7 лет. Игры и упражнения. — Учитель, 2017
  4. Майер А. А. Детско — взрослое сообщество: развитие взрослых и детей — М.: Творческий центр Сфера, 2015
  5. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика — М., 2009
  6. Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.- 2001.- № 2.- С.113–117.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психолог, логопед, пожилое, бабушка, мультимедийная презентация, пожилой человек, Ребята, Старый дед, уважительное отношение.
Задать вопрос