Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Автор: Чепурная Светлана Борисовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.
Дата публикации: 08.02.2019
Статья просмотрена: 1830 раз
Библиографическое описание:
Чепурная, С. Б. Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Б. Чепурная. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3945/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит о том, что детское творчество может дать толчок, как развитию творческого потенциала ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. В статье даются практические рекомендации организации рисования в группе детей с ЗПР.
Ключевые слова: дошкольный возраст, рисование, изобразительное творчество, нетрадиционные техники рисования, дети с задержкой психического развития.
В последнее время педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании. Эти новые подходы дают толчок как развитию творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д,).
В целом, у детей с различными нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Дошкольники с ЗПР не умеют создавать сюжетное изображение. Изображение отдельных предметов они не связывают в единый сюжет или из множества нарисованных предметов только 2–3 могут объединить в небольшой эпизод. Дополнительные детали предметов в рисунках встречаются очень редко, работы примитивны. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, неадекватное использование цвета (например, снеговик изображен красным цветом). При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность закрашивания. Отмечается сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и результату деятельности; дошкольники не всегда понимают, что от них требует педагог. При работе с акварелью, гуашью рисунки часто выглядят неаккуратно. У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность навыков рисования. Технические умения и навыки не соответствуют показателям возрастного развития. Но несмотря на то, что рисунки могут быть выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно.
Итак, изобразительная деятельность для таких детей нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».
В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.
Формируя и обогащая продуктивную детскую деятельность, а также учитывая ее специфику и коррекционную направленность мы, таким образом, способствуем ослаблению и ликвидации многих нарушений психических процессов.
Как известно, дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать. А это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, появлению индивидуальности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской.
Нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Рисование положительно влияет на центральную нервную систему, оказывая психокоррекционное воздействие на ребенка.
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности), а также создать психофизиологическую базу для развития речи.
Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, осуществление отбора персонажей будущего рисунка.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания.
Кроме этого, дети просто «заболевают» рисованием. Они рисуют везде и всюду: дома, в свободной деятельности, на прогулке. А когда ребенок регулярно занимается свободным творчеством, его фантазия находит выражение в материальной форме, на листе бумаги, что обеспечивает психологическое развитие, коррекцию некоторых психических функций, формирование новых образов и чувств.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование нетрадиционных техник в обучении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития рисованию, имеет всестороннее значение: как для развития изобразительной деятельности — в частности и коррекции личности и поведения — в целом.
Ключевые слова
дошкольный возраст, изобразительное творчество, нетрадиционные техники рисования, дети с задержкой психического развития, рисованиеПохожие статьи
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста
В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...
Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства
В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Развитие творческой фантазии у детей среднего дошкольного возраста с помощью европейской техники «квиллинг»
В данной статье раскрывается проблема формирования фантазии у детей среднего дошкольного возраста и с какого возраста следует развивать творческое воображение. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиц...
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность
Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...
Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни
Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...
Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...
Похожие статьи
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста
В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...
Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства
В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Развитие творческой фантазии у детей среднего дошкольного возраста с помощью европейской техники «квиллинг»
В данной статье раскрывается проблема формирования фантазии у детей среднего дошкольного возраста и с какого возраста следует развивать творческое воображение. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиц...
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность
Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...
Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни
Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...
Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...