Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе для детей ОНР «Поможем Маше-растеряше»
Авторы: Сославина Ирина Анатольевна, Антонова Людмила Валентиновна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.
Дата публикации: 21.02.2019
Статья просмотрена: 146 раз
Библиографическое описание:
Сославина, И. А. Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе для детей ОНР «Поможем Маше-растеряше» / И. А. Сославина, Л. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3971/ (дата обращения: 16.11.2024).
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Коррекционно-образовательные задачи:
1) Образовательная область «Речевое развитие»
− упражнять в навыках практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
− формирование навыка образования относительных прилагательных
− продолжать формировать навыки согласования существительных с числительными, с прилагательными в роде
− уточнение и активизация предикативного словаря
− продолжать формировать умения отвечать на вопросы полными предложениями.
2) Образовательная область «Познавательное развитие»
− формировать понятие, что одежда шьется из разных тканей
Коррекционно-развивающие задачи:
1) Образовательная область «Речевое развитие»
− совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память
− развивать речевое внимание.
2) Образовательная область «Физическое развитие»
− сохранение и укрепление здоровья
3) Образовательная область «Социально-коммуникативное»
− совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1) Образовательная область «Социально-коммуникативное»
− воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;
− воспитывать навыки культуры поведения.
Словарная работа:
− номинативный словарь: рукава, воротник, пуговицы, пояс, карман
− адъективный словарь: шерстяная, ситцевая, драповая, осенняя, шелковая, замшевая, кожаная
− предикативный словарь: не берегла, не ухаживала, не складывала, не вешала
Индивидуальная работа
Развитие речевой активности у Валеры
Материалы и оборудование:
1) Демонстрационный:
− картинки с изображением предметов одежды
− мяч
− мольберт
− большая пуговица
− ноутбук, слайды «Одежда» (интерактивная доска)
− письмо
2) Раздаточный:
− «вешалка» с разрезными картинками
− детская одежда
− геометрические фигуры
Предшествующая работа
− чтение произведения Л. Воронковой «Маша-растеряша»
− организация дидактических игр по теме «Лото-одежда» (виды тканей), «Назови ласково», «Один-пять», «Какая, какой, какое, какие?».
Методические приемы
1) Наглядные:
− предметные картинки «Одежда»
− предметные картинки с изображением одежды с «заплаткой»
− ноутбук (интерактивная доска).
2) Словесные:
− художественное слово
3) Практические:
− игра «Помощники»;
− игра «Собери картинку»;
− игра «Образуй слово»;
− игра «Назови ласково»;
− игра «Сосчитай»
− нахождение правильной геометрической фигуры «Почини Машину одежду»;
− гимнастика для глаз
4) Презентация: «Одежда»
5) Игровые: сюрпризный момент — проблемная ситуация
Ход НОД
- Вводная часть
Организационный момент.
Логопед: Ребята, я получила письмо от Маши. Откроем его.
(Логопед читает письмо Маши: Здравствуйте, ребята! У меня горе: я потеряла платье, кофту, куртку, брюки, юбку... Помогите мне, пожалуйста.)
Логопед: как назвать одним словом то, что потеряла Маша?(одежда)
—Как вы думаете, почему Маша снова потеряла свою одежду?(глагольная лексика)
Логопед: Маша просит нас в своем письме помочь найти потерянную одежду. Ребята, вы будете Машиными помощниками? (Дети: да, будем)
- Основная часть
- Игра «Помощники»-развитие речевого внимания
Логопед: Слушайте внимательно, если услышите слово «помощники», то выполняйте действия, которые я произнесу. (Дети выполняют действия под речевую инструкцию логопеда только при слове «помощники»)
— Помощники, ходьба на месте! – Стой, раз, два!-Помощники, стой, раз,два!-Помощники, руки вверх!-Руки вниз!-Помощники, руки на пояс!-Руки в стороны!-Помощники, хлопаем в ладоши!
Логопед: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные, а значит мы точно сможем помочь Маше.
- Активизация номинативного словаря
Игра «Собери картинку»
Логопед: Посмотрите, ребята, где-то на этих вешалках спряталась Машина одежда.
Соберите картинки и вы узнаете, какая одежда спряталась от Маши.
— Матвей, какая картинка у тебя получилась. Расскажи, какие детали есть у куртки. Начни со слов: у куртки есть…
(Куртка: воротник, карманы, рукава, молния;
Пальто: карманы, рукава, воротник, пуговицы;
Халат: воротник, рукава, пояс;
- Образование относительных прилагательных
ИКТ Игра «Образуй слово»
Логопед: Ребята, вспомним и скажем Маше из каких тканей шьется одежда.
Слайды.
Логопед: Одежда из шерсти, какая она? (Дети: шерстяная)
Какую шерстяную одежду вы видите? (шерстяная кофта, шерстяной жилет)
Одежда из кожи? (Дети: кожаная)
Какую кожаную одежду вы видите?
Одежда из драпа? (Дети: драповая)
Какую драповую одежду вы видите?
Одежда из шелка? (Дети: шелковая)
Какую шелковую одежду вы видите?
Если одежда сшита из замши, она какая? (Дети: замшевая)
Какую замшевую одежду вы видите?
Одежда из ситца? (Дети: ситцевая)
Какую ситцевую одежду вы видите?
Логопед: Молодцы, ребята.
Гимнастика для глаз «Пуговица-непоседа»
Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (пуговица)
Не поворачивая головы, следите глазами за движениями пуговицы.
Чтобы зоркими нам быть –надо глазками крутить.
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.
(Логопед держит в руке крупную пуговицу, делает рукой различные движения (вверх, вниз, влево, вправо, по кругу по и против часовой стрелки, зигзагом)
- Пальчиковая гимнастика «Стирка»
Логопед: Чтобы Маша бережно относилась к своей одежде, научим ее стирать
Постираю чисто с толком |
(Движения кулачками, имитация стирки) |
Рубашку, кофту и футболку, |
(Поочередное потирание всех пальцев) |
Свитерок и брюки — Устали мои руки. |
(Встряхивание кистей рук)(потянулись вверх на носочках- имитация развешивания одежды) |
- Согласование существительных с числительными, количественный и порядковый счет
Игра «Сосчитай»
Логопед: Ребята, одежду мы постирали, развесили сушиться.
Логопед: Что висит на верхней веревке и сколько? Посчитай, Валера (на верхней веревке висят футболки)
Что висит на второй веревке и сколько? (на второй веревке висят платья)
Какую одежду вы видите на нижней веревке и сколько? (на нижней веревке висят юбки)
Футболка- (Дети: одна футболка, две футболки, три футболки, четыре футболки, пять футболок);
Платье-(Дети: одно платье, два платья, три платья, четыре платья, пять платьев);
Юбка- (Дети: одна юбка, две юбки, три юбки, четыре юбки, пять юбок)
Логопед: Здорово, вы и с этим заданием справились.
- Найди соответствующую фигуру по форме и по цвету «Почини Машину одежду».
Логопед: Ребята, а вы обратили внимание на то, что на веревках висит рваная одежда. Такую одежду оставлять нельзя, ее нужно починить. Найдите подходящую «заплатку» к одежде. (Дети находят нужную фигуру по форме и по цвету к одежде)
Логопед: Матвей, какую фигуру и какого цвета ты подобрал к футболке? (Я подобрал к футболке квадрат зеленого цвета)
Артур, какую фигуру и какого цвета ты подобрал к платью? (Я подобрал к платью треугольник красного цвета)
Валера, какую фигуру и какого цвета ты подобрал к юбке? (Я подобрал к юбке круг желтого цвета).
Логопед: Какие вы умницы!
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Игра «Назови ласково»
Логопед: Я думаю, если мы научим Машу называть одежду ласково, то она никогда не будет ее терять. Поиграем в игру «Назови ласково» (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад)
Кофта-(кофточка)
Майка-(маечка)
Куртка-(курточка)
Платье-(платьице)
Жилет-(жилетик)
Брюки-(брючки)
Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием
Логопед: Теперь Маша не будет терять свою одежду, а будет ее беречь и аккуратно складывать на место.
- Итог.
Логопед: Ребята, какие задания, игры вам понравились? (Дети отвечают)
Логопед: Вы сегодня отлично занимались! Артур был очень внимателен, Матвей справился со всеми заданиями и помогал своим друзьям. Валера старался быть активным. Умницы!