Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе для детей ОНР «Поможем Маше-растеряше» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.

Дата публикации: 21.02.2019

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Сославина, И. А. Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе для детей ОНР «Поможем Маше-растеряше» / И. А. Сославина, Л. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3971/ (дата обращения: 16.11.2024).



Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

1) Образовательная область «Речевое развитие»

− упражнять в навыках практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

− формирование навыка образования относительных прилагательных

− продолжать формировать навыки согласования существительных с числительными, с прилагательными в роде

− уточнение и активизация предикативного словаря

− продолжать формировать умения отвечать на вопросы полными предложениями.

2) Образовательная область «Познавательное развитие»

− формировать понятие, что одежда шьется из разных тканей

Коррекционно-развивающие задачи:

1) Образовательная область «Речевое развитие»

− совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память

− развивать речевое внимание.

2) Образовательная область «Физическое развитие»

− сохранение и укрепление здоровья

3) Образовательная область «Социально-коммуникативное»

− совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1) Образовательная область «Социально-коммуникативное»

− воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;

− воспитывать навыки культуры поведения.

Словарная работа:

− номинативный словарь: рукава, воротник, пуговицы, пояс, карман

− адъективный словарь: шерстяная, ситцевая, драповая, осенняя, шелковая, замшевая, кожаная

− предикативный словарь: не берегла, не ухаживала, не складывала, не вешала

Индивидуальная работа

Развитие речевой активности у Валеры

Материалы и оборудование:

1) Демонстрационный:

− картинки с изображением предметов одежды

− мяч

− мольберт

− большая пуговица

− ноутбук, слайды «Одежда» (интерактивная доска)

− письмо

2) Раздаточный:

− «вешалка» с разрезными картинками

− детская одежда

− геометрические фигуры

Предшествующая работа

− чтение произведения Л. Воронковой «Маша-растеряша»

− организация дидактических игр по теме «Лото-одежда» (виды тканей), «Назови ласково», «Один-пять», «Какая, какой, какое, какие?».

Методические приемы

1) Наглядные:

− предметные картинки «Одежда»

− предметные картинки с изображением одежды с «заплаткой»

− ноутбук (интерактивная доска).

2) Словесные:

− художественное слово

3) Практические:

− игра «Помощники»;

− игра «Собери картинку»;

− игра «Образуй слово»;

− игра «Назови ласково»;

− игра «Сосчитай»

− нахождение правильной геометрической фигуры «Почини Машину одежду»;

− гимнастика для глаз

4) Презентация: «Одежда»

5) Игровые: сюрпризный момент — проблемная ситуация

Ход НОД

  1. Вводная часть

Организационный момент.

Логопед: Ребята, я получила письмо от Маши. Откроем его.

(Логопед читает письмо Маши: Здравствуйте, ребята! У меня горе: я потеряла платье, кофту, куртку, брюки, юбку... Помогите мне, пожалуйста.)

Логопед: как назвать одним словом то, что потеряла Маша?(одежда)

—Как вы думаете, почему Маша снова потеряла свою одежду?(глагольная лексика)

Логопед: Маша просит нас в своем письме помочь найти потерянную одежду. Ребята, вы будете Машиными помощниками? (Дети: да, будем)

  1. Основная часть
  1. Игра «Помощники»-развитие речевого внимания

Логопед: Слушайте внимательно, если услышите слово «помощники», то выполняйте действия, которые я произнесу. (Дети выполняют действия под речевую инструкцию логопеда только при слове «помощники»)

— Помощники, ходьба на месте! – Стой, раз, два!-Помощники, стой, раз,два!-Помощники, руки вверх!-Руки вниз!-Помощники, руки на пояс!-Руки в стороны!-Помощники, хлопаем в ладоши!

Логопед: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные, а значит мы точно сможем помочь Маше.

  1. Активизация номинативного словаря

Игра «Собери картинку»

Логопед: Посмотрите, ребята, где-то на этих вешалках спряталась Машина одежда.

Соберите картинки и вы узнаете, какая одежда спряталась от Маши.

— Матвей, какая картинка у тебя получилась. Расскажи, какие детали есть у куртки. Начни со слов: у куртки есть…

(Куртка: воротник, карманы, рукава, молния;

Пальто: карманы, рукава, воротник, пуговицы;

Халат: воротник, рукава, пояс;

  1. Образование относительных прилагательных

ИКТ Игра «Образуй слово»

Логопед: Ребята, вспомним и скажем Маше из каких тканей шьется одежда.

Слайды.

Логопед: Одежда из шерсти, какая она? (Дети: шерстяная)

Какую шерстяную одежду вы видите? (шерстяная кофта, шерстяной жилет)

Одежда из кожи? (Дети: кожаная)

Какую кожаную одежду вы видите?

Одежда из драпа? (Дети: драповая)

Какую драповую одежду вы видите?

Одежда из шелка? (Дети: шелковая)

Какую шелковую одежду вы видите?

Если одежда сшита из замши, она какая? (Дети: замшевая)

Какую замшевую одежду вы видите?

Одежда из ситца? (Дети: ситцевая)

Какую ситцевую одежду вы видите?

Логопед: Молодцы, ребята.

Гимнастика для глаз «Пуговица-непоседа»

Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (пуговица)

Не поворачивая головы, следите глазами за движениями пуговицы.

Чтобы зоркими нам быть –надо глазками крутить.

Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.

(Логопед держит в руке крупную пуговицу, делает рукой различные движения (вверх, вниз, влево, вправо, по кругу по и против часовой стрелки, зигзагом)

  1. Пальчиковая гимнастика «Стирка»

Логопед: Чтобы Маша бережно относилась к своей одежде, научим ее стирать

Постираю чисто с толком

(Движения кулачками, имитация стирки)

Рубашку, кофту и футболку,

(Поочередное потирание всех пальцев)

Свитерок и брюки —

Устали мои руки.

(Встряхивание кистей рук)(потянулись вверх на носочках- имитация развешивания одежды)

  1. Согласование существительных с числительными, количественный и порядковый счет

Игра «Сосчитай»

Логопед: Ребята, одежду мы постирали, развесили сушиться.

Логопед: Что висит на верхней веревке и сколько? Посчитай, Валера (на верхней веревке висят футболки)

Что висит на второй веревке и сколько? (на второй веревке висят платья)

Какую одежду вы видите на нижней веревке и сколько? (на нижней веревке висят юбки)

Футболка- (Дети: одна футболка, две футболки, три футболки, четыре футболки, пять футболок);

Платье-(Дети: одно платье, два платья, три платья, четыре платья, пять платьев);

Юбка- (Дети: одна юбка, две юбки, три юбки, четыре юбки, пять юбок)

Логопед: Здорово, вы и с этим заданием справились.

  1. Найди соответствующую фигуру по форме и по цвету «Почини Машину одежду».

Логопед: Ребята, а вы обратили внимание на то, что на веревках висит рваная одежда. Такую одежду оставлять нельзя, ее нужно починить. Найдите подходящую «заплатку» к одежде. (Дети находят нужную фигуру по форме и по цвету к одежде)

Логопед: Матвей, какую фигуру и какого цвета ты подобрал к футболке? (Я подобрал к футболке квадрат зеленого цвета)

Артур, какую фигуру и какого цвета ты подобрал к платью? (Я подобрал к платью треугольник красного цвета)

Валера, какую фигуру и какого цвета ты подобрал к юбке? (Я подобрал к юбке круг желтого цвета).

Логопед: Какие вы умницы!

  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра «Назови ласково»

Логопед: Я думаю, если мы научим Машу называть одежду ласково, то она никогда не будет ее терять. Поиграем в игру «Назови ласково» (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад)

Кофта-(кофточка)

Майка-(маечка)

Куртка-(курточка)

Платье-(платьице)

Жилет-(жилетик)

Брюки-(брючки)

Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием

Логопед: Теперь Маша не будет терять свою одежду, а будет ее беречь и аккуратно складывать на место.

  1. Итог.

Логопед: Ребята, какие задания, игры вам понравились? (Дети отвечают)

Логопед: Вы сегодня отлично занимались! Артур был очень внимателен, Матвей справился со всеми заданиями и помогал своим друзьям. Валера старался быть активным. Умницы!

Основные термины (генерируются автоматически): логопед, одежда, Образовательная область, Ребенок, игра, платье, Ребята, какая фигура, какой цвет, рука.
Задать вопрос